ПОВИТУХА
По части охранения молодой от «сглаза» главным ответственным лицом всегда была деревенская повитуха, принимавшая роды и первой пеленавшая (повивавшая, свивавшая пеленкой) дитя. У повитухи женщина оставалась и после родов дня на три, полностью освобожденная от всяких хозяйственных хлопот. Если повитуха приходила в дом роженицы, то могла заменить ее: подмести полы, подоить корову, приготовить обед.
Личные качества повитухи, ее поведение и возраст должны были, по крестьянским представлениям, соответствовать определенным требованиям. Так, считалось, что ею может быть только пожилая женщина с безупречным поведением, никогда в прошлом не замеченная в неверности мужу.
Никогда не приглашали в повитухи бездетных женщин, сколь ловкими врачевательницами болезней они не слыли бы: «Какая она бабка, как бабить будет, коль сама трудов не пытала?»
Повитухами были женщины из бедных семей. Свое мастерство и знания они передавали из поколения в поколение. Случалось, что и дипломированные городские врачи не гнушались набираться у них опыта. Городских же акушерок крестьянки побаивались, именовали «барынями» и «барышнями», испытывали перед ними стыд за свою бедность, считали грехом пользоваться акушерскими инструментами: «своя», деревенская знахарка действовала только руками.
Огромное значение имела и ее ласковая, успокаивающая, подбадривающая манера общения. Никогда среди повитух не было гневливых, сварливых, непокладистых и… черноглазых.
Пользуясь приговорками, повитухи как бы готовили будущих мам к предстоящей женской «работе». Так, например, замешивая тесто, они приговаривали: «Я тебя, квашеночка, творю с вечера до утра. Так и рабице Божией (имярек) мучиться лишь один часок минутный». Ожидающая ребенка могла и сама «поубеждать» себя в том же духе: «Я варю кашу лишь полчаса, так бы мне в заветный день недолго помучиться».
Повивание детей считалось профессиональным ремеслом, хорошо оплачивалось, было делом почетным, престижным. Большинство повитух приходили помогать добровольно и мало задумываясь, сколько они получат за свои старания. Роженица дарила повитухе что-то, символизирующее очищение (хорошее мыло, вышитое полотенце) или плодородие (курицу, хлеб). Основной же подарок, в том числе деньги, родственники собирали позже, уже к крестинам новорожденного.
Повитух принято было считать почти родственницами и во второй день после Рождества Христова особым образом чествовать, устраивая «бабины каши». Их приглашали во все дома, где они принимали детей, угощали холодцом, колбасами, блинами, жареной картошкой, курицей и непременно сладкой, круто сваренной на сливках, обильно сдобренной орехами и изюмом кашей.
статья: РостовМама
эх… уходит волшба из нас...
ага, интересно.
даже вспомнила кое-что про свекровь) www.baby.ru/blogs/post/251393182-11791578/
Душевно как… ммм..
А про традиции, случаи какие-то знаешь?
Распрошу я у мамы поподробнее. Хотя, только по мелочам, такого особенного ничего не рассказывали. Но, может, за терялось под толщей веков. Потомки не придавали этому значия.
вкусно написано