статья из интернета, я с ней полностью солидарна
Оборотная сторона раннего развития Сегодня, как и 15 лет назад прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо таки с рождения. А как же! Ведь «после трех уже поздно». К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов… Думаю, хватит для начала :) И это только то, что я вспомнила, уверена, что подвизаются на поприще раннего развития гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть, что передать детям. Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе — сплошь и рядом. При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать. Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается — не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз — занятия по программе развития интеллекта, столько же — физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке, по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений… Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием. Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов — вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на «ничегонеделание» просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке — занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться :)). Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли). К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все самое позднее с 2х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети — о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться :) Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы. А потом у всех начались школы. И школы были уже разные. Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 97-2000-х годах, пошло в школы. Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дырки, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь. Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу — эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали, а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно присытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт. У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вяло текущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе). В подростковом возрасте у всех обнаружились и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают водной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено «развивашкам». У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной. Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет «лучшего друга». Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было). Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни — ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным. Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором. Зачем я все это пишу? Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей… Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят «мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке»… А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития? Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового. Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шуровкой ботинок. Все методики Домана — обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит. Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит, и детей остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить — сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира...) И так можно продолжать бесконечно. Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути… Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие… А кому что важнее, каждый родитель сам выбирает для себя… и своих детей. P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и не капли не систематически.
Ужас, какой бред, но почему всех так кидает от крайности к крайности… уже какой раз попадается эта статья на глаза, не верю что ее писала мама(((… Что значит не систематически, да у ребенка просто каша в голове будет, ему просто все будет непонятно ну и конечно не интересно. Нет, ну можно сказать, что все методики это ерунда, они вредят… поэтому пусть мой ребенок просто играет, смотрит мультики, а иногда по настроению я ему скажу, что такое море, потом что такое круг, потом что такое осень, ну настроение у меня сегодня такое осеннее))) Я не говорю все, но многие методики замечательные, на мой взгляд! Когда родился мой ребенок, я не знала как и с чего начинать, столько информации… даже взрослому тяжело, когда не систематизировано, не говорю уже про детей. Вот я и начала изучать развивающий материал… Честно скажу начала с Домана показывала картинки, ребенок смотрел с удовольствием, но не быстро как у Домана, а с чувством с толком с расстановкой, что-то изображала, что-то озвучивала сама… и какое мое удивление когда сынуля в 9 мес. на улице увидев голубя заулыбался, стал тыкать пальчиком, не обращая внимание на других птиц, просто потому что до улицы рассматривали голубя на картинки и таких случаев было много)Вместе с картинками еще слушали песенки, играли, трогали тактильные карточки«рисовали»… да-да в 6 мес. я ребенку дала краски (сначала пальчиковые) и бумагу, он там что-то возился с ними, ничего от него не требовала… он просто знакомился)но чтобы в рот ничего не попало, засовывала пустышку, а через пару минут мыла его и все, больше внимания на тот момент не хватало))) В 10 мес. попробовала показать книгу Даниловой «Моя первая книга об искусстве» (не хочу никого рекламировать, пишу свой опыт) интереса не проявил, но так как со страничками справлялся еще неловко, они очень от этого страдали… книгу отложила и показала в 1год 3 месяца и тут фурор! просто было не оторвать (в книге репродукции картин), смотрели от корки до корки, ну не знаю я почему сынуле так нравится репродукции)))а если нравится, то почему не смотреть?????!!! В статье написано, что Данилова тот же Доман, да ничего не Доман! Эта мама хоть по Даниловой занималась????? или не совсем понимает, методику Домана))) У нас дома и по Монтессори очень много… тактильные карточки (с удовольствием их трогает, делаем с ними массаж по музыку Железновой), нюхательные баночки (баночки из-под гуаши с различными наполнителями: травки, перец, корица и т.д.) нюхаем с удовольствием, иногда угадываем, запоминания не требую)) шумовые баночки (баночки из под питьевого йогурта с разными наполнителям уже с 1г. 6 мес. с легкостью находит парные), в квартире все разделено примерно по зонам (четкого зонирования нет, примерно) рисуем в одном месте, причем карандаши и мелки лежат там в свободном доступе, когда сынуля хочет порисовать, просто просит бумагу и идем туда рисовать)ребенку сейчас 1 год и 9 месяцев… все игрушки и конструкторы разложены по контейнерам, стоят в комнате тоже в свободном доступе, только периодически я их меняю, когда играем конечно раскидываем, но потом вместе собираем… ВМЕСТЕ! я не заставляю его собирать, мы вместе играя все складываем)) ну что-то я увлеклась… хочу подвести небольшой итог… сейчас моему сыны 1 год и 9 месяцев и самое мое большое достижение это его речь: говорит предложения, причем связывает 3-4 слова вместе… предложения составляет уже сам, составляет их правильно, ранее только повторял, конечно многие слова произносит еще не четко, но это особенности возраста)) Это огромное удовольствие общаться с ребенком на уровне речи (я не хвастаюсь, я просто пишу как это у меня) плюс к этому сынуля знает много знаков (ранее изучали язык знаков) и мы до сих пор их используем вместе со словом (но не всегда), большой активный словарный запас еще больше пассивный)) далее рисование… рисуем всем, да и где только не рисуем… карандашами, цветными, простыми, восковыми, мелом, фломастерами, штампиками и конечно красками (красками рисовали сначала только в ванне, потом перешли уже в комнату) А как мы летом рисовали обычным мелом на асфальте, да и просто чиркали (на тот момент сыны было 1,6- 1,7) и что меня очень удивило, как-то к нам подошли двое деток, ровесники сынули, взяли мелки покрутили и положили обратно, т.к. как сказала их мама, они не знают что это такое:0 Еще сынуля с легкость рисует овалы, круги почти ровные, края соединены), да и с красками что только не делаем)) Далее хочу сказать несколько слов про чтение… сейчас мы читаем книги от 20 мин. до 1 часа, это правда, меня иногда это саму удивляет… но у него хватает внимания и интереса!!! главное ему интересно, а если интересно, то и внимание есть! читала ему с рождения самое разное, постепенно дозу увеличивала. Книг у нас много стараюсь подбирать по возрасту и интересам. А еще книги мы проигрываем)) слушаем музыку, ну очень разную, ну и конечно же очень много двигаемся: танцуем, ручками много показываем, по спорткомплексу лазаем и конечно гуляем обязательно два раза в день, иначе сынуля всю свою энергию дома не расходует)))) неужели это все плохо? неужели это все во вред??????? Я просто хочу сказать огромное спасибо и Доману и Монтессори, Даниловой, Тепляковой, Никитиным и
Кюизенеру, Денешу за их материалы)) Как сделать мир вокруг ребенка интересным если нет основы, стержня, то от чего можно оттолкнуться. Да я взяла что-то у Домана и мы смотрим картинки, а потом это находим на улице или дома, да я изучила методику Монтессори и постаралась воплотить это дома (еще один интересный случай: мой ребенок играл со льдом, пересыпал ложкой из чашки в стакан, а когда лед растаял, то зачерпнул воду ложкой, поднес ко рту чуть-чуть попробовал и восхищенно воскликнул ВОДА!!! он сделал сам свое маленькое открытие, ребенку 1,9) да мы смотрим школу искусства и книгу с репродукциями Даниловой, занимаемся по школе годовасика, но все это с интересом, играем по Тепляковой и тоже с большим интересом (пишу только свой опыт, еще раз повторюсь что рекламу не делаю) Ребенок у меня активный и очень люботный, я стараюсь это любопытство поддерживать, ну про безопасность не забываю, если что-то не хочет или не нравится то просто убегает, все только через интерес… да вы хоть какую методику возьмите, купите кучу материала… не интересно ребенку УБЕЖИТ! А теперь как вы думаете возможно все это воплотить жизнь ребенка без системы, без основы, без методики???? Любая методика и нужна как основа, чтобы ее адаптировали под что-то, а точнее под кого-то конкретного (ребенка). И любую информацию ребенку нужно подавать системно, разносторонне, дозировано и через интерес. И зачем изобретать велосипед, когда уже многие методики годами оправдали себя. Кто если не мы создадим у ребенка платформу для будущих знаний, дадим основы, научим концентрироваться и быть внимательными… только мы — родители! Еще раз хочу сказать спасибо авторам методик, которые я использую, буду внедрять их и дальше в жизнь по мере взросления своего ребенка)))))
Чтобы не делали всё вместе… Если ползаем, значит и мама тоже…
И мне все равно как это выглядит, доче нравится, а мне еще больше…
Обнимает, потом ручками и прижимается ко мне, вот она связь… И совсем не важно после кубиков Она или после сна… Главное есть… И ничего нет её дороже…
Но хочу сказать, что совсем не заниматься пуская на самотек «взросление » ребенка, тоже, не дело… Потому, что в итоге получим? Детей, которые мычат в 4 и т. д и писают в подгузники до 3, думая, что горшок он, как ведерко, что хочу туда ложу ...
Не вижу ничего плохого, если малыш в 1.5-2 знает цифры. И элементарные нормы поведения в обществе.
Что читает по слогам в 5-6.Сама читаю с 4.
Дорогие мамочки, дорогие девочки, во всем должно быть чувство меры, у каждой мамы оно свое…
Здоровья вашим деткам, успехов в развитии, каким бы оно ни было…Главное, чтобы было вам и малышу в радость.
ребенок учится смотря на тебя, даже копирую в большем смысле. и воспитывать безусловно нужно с колыбели. если ты замечаешь, что ребенок проявляет интерес — поддержи его, не нужно делать из познавательного процесса пытку… именно к этому ведет эта статья...
и детки все таки очень разные, к каждому нужен свой подход, тогда и воспитание и обучение будут приносить только положительные результаты))
гений — это состояние души, а не муштра...
все правильно на мой взгляд написано, я занимаюсь с сыном примерно так, как написано в постскриптуме — по желанию, настроению, когда это становится обязаловкой — уже не интересно ребенку, да и мне муторно. Единственное, что на мой взгляд обязательно в таком возрасте — физ развитие, гимнастика — это вклад в здоровье ребенка и приучает с ранних лет вести здоровый образ жизни
это правильно)))
да, полностью с вами солидарна))
и мне… я вообще педагогикой очень серьезно увлекалась и так популярная методика Монтесори разрабатывалась для деток с отклонениями, что бы стимулировать их активность, здоровым деткам это не так нужно
Бредовая статья. Если своей головой не думать, а тупо натаскивать ребенка. то вот такой и выходит результат.
все хорошо в меру… многие специалисты в больницах специализирующихся на восстановлении здоровья ребенка, советуют не применять многих популярных методик, так очень популярные «карточки» могут стать причиной поздней речи ребенка, т.е. понимать он будет хорошо, а озвучивать плохо. По мне, так ребенок все узнает и поймет без этих методик, если конечно мама с папой все знают и умеют
мы занимаемся с карточками, ребенку в виде игры показываешь карточки и говоришь слово, просто все хорошо в меру, не надо сильно напрягать ребенка, но и развивать его интеллектуальный уровень стоит. У каждого свое мнение.
у меня в детстве были разукрашки и книжки в основном на немецком языке, к школе я знала немецкий язык очень хорошо не ощущаю от этого вред. Читать на двух языках стала в 4-5 лет, и ведь я не какой-нибудь там ботан)))