В последнее время много думаю о так называемом раннем развитии. В семье есть два психолога, причем один из них именно детский, — оба категорически против. Есть еще врач педиатр, доктор наук, тоже против.
А вот статья знакомого доктора невролога на эту тему:
Авторская статья
Родственники считают меня ленивой и безответственной. У меня трое детей (старшей дочери — четыре с половиной года), а я, представьте себе, не занимаюсь с ними ни чтением, ни письмом, ни математикой. Более того, я рада, что с бабушками дети проводят не больше шести часов в неделю, из которых на обучение приходится меньше половины. А значит, в оставшееся время я смогу уменьшить негативные последствия чрезвычайно высокой обучающей активности. Почему я пропагандирую столь непопулярные в современном мире взгляды? Откуда пришло ко мне «тайное знание» о вреде раннего интеллектуального развития?
В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.
В ущерб здоровью
В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.
Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и спсихологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
На прием приходит мама девочки трех с половиной лет. И жалуется, что в детском саду девочка начала заикаться. Из беседы я узнаю, что малышка «плохо сидит на уроке, через десять минут выпадает с занятия, молчит, если ее вызывают к доске прочитать стишок».
Мама искренне считала, что проблема — в ребенке, что девочка слишком застенчива. Над чем мы стали работать? Было понятно, что на первой же консультации мама не примет решение поменять сад. Мы назначили курс дыхательных упражнений, пение и двигательную терапию. Девочка ходила в садик, но «учителя» перестали вызывать ее к доске — мама поговорила с ними по нашей просьбе. (Здесь и далее МЫ — это команда специалистов, которая собирается для коррекции одного или нескольких детей.)
Спустя месяц запинки в речи стали появляться только на фоне сильного потрясения. Тогда мы добавили занятия с логопедом и игротерапию, включающую сенсорную стимуляцию — рисовали руками, «плавали» в сухом бассейне, играли в ролевые игры. Еще через месяц мама сменила девочке садик. В другом саду малышка много играла, общалась с детьми и нормально отвечала во время занятий. Уровень интеллектуальных занятий в той группе был вполне физиологичен — уроки в игровой форме, часто просто на ковре. Изучали не буквы и цифры, а формы, цвета, понятия один — много, часть и целое… Девочка сейчас учится в массовой школе, почти отличница, и вся семья как страшный сон вспоминает свою растерянность перед ее заиканием.
Что же произошло? Эмоционально, физически и психически нормальный ребенок попал в ситуацию, в которой испытал чрезмерное напряжение, физиологически не соответствующее его развитию. Мы провели разгрузочную программу, которая способствовала уменьшению напряжения и возвращению ребенка в русло адекватного развития.
Человеческое общение
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться «развивать» своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.
Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.
Конечно, этот абзац не может полноценно обрисовать спектр эмоциональных и волевых проблем, в результате которых проявляются тяжелые психические заболевания, но в общем и целом картина именно такова. В нашем центре и подшефных детских садах мы работаем с такими детьми, играем с ними в телесно ориентированные игры, приучаем к самостоятельности, прививаем навыки опрятности и социально адаптируем малышей. Вовремя начатая эмоциональная коррекция позволяет многих отдавать в массовые школы, не отдаляет их от сверстников. К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами.
Поэтому я советую при нарушении контакта с сыном или дочкой как можно раньше обратиться к специалисту. Помните, что развитие имеющихся способностей может совсем подавить те функции, которые в организме работают плохо.
Второй язык — особая тема
Отдельно хотелось бы сказать о двуязычных семьях. Педагоги считают, что ребенку эмигрантов легко освоиться в новой языковой среде, поскольку психика детей гораздо более пластична, чем психика взрослых. На самом деле все это верно лишь для абсолютно здоровых детей.
Об этом нужно помнить и родителям, которые стремятся как можно раньше обучить детей иностранному языку. Ограничения здесь таковы: если у ребенка есть замедление темпов психического развития, если он на первом году жизни имел задержку двигательного развития, то ему нельзя ходить на такие занятия без пристального контроля со стороны невролога. Ребенок, который не имеет представления о право — лево, внутри — снаружи, больше — меньше, не умеет общаться со сверстниками, истеричен или заторможен, получит лишь отрицательный заряд для собственного развития. Сил его организма не хватит и на компенсацию физиологической задержки, и на интеллектуальный толчок.
Во втором классе массовой школы учились две сестры-погодки. Младшая успешно усваивала пройденный материал, играла в подвижные игры со сверстниками. На приеме мама сказала, что старшая девочка на первом году жизни была мало активна, поздно начала держать голову, переворачиваться, мало ползала, пошла в год с небольшим. Младшая росла бойкой и неленивой, начала переворачиваться в три месяца, поползла в шесть, проявляла чудеса исследовательской деятельности — в семь месяцев научилась открывать коробочки, в восемь — расстегивать молнии.
Из Таджикистана семья перебралась в Москву, когда девочкам было 4 и 5 лет. Старшая замкнулась на новом месте жительства, хотя интеллектуальный уровень развития вроде бы соответствовал возрасту. Младшая сестра хорошо адаптировалась, у нее появилось много друзей во дворе, болела она меньше старшей. В восемь лет старшая пошла в школу одновременно с младшей. В течение первого года проблемы были общие — новый коллектив, незнакомая обстановка (девочки не посещали детский сад). Но вот во втором классе младшая стала отличницей, а старшая попала в отстающие.
На приеме у невролога было выявлено много проблем. Но решили мы начать с занятий с логопедом и зарядки для мышц языка. Довольно быстро девочка стала раскованнее, речь стала более плавной и четкой. Девочка начала посещать группу, где училась общаться со сверстниками. К сожалению, процесс реабилитации в школе был не столь успешным — у детей и учителя сложился стереотип отношения с девочкой. Мама была готова перевести ее в другую школу. Но мы пошли другим путем. Стали усиленно заниматься с девочкой, посоветовали ей нанять репетиров. Перевели ее на индивидуальное обучение, за год она осилила программу двух лет и перешла по итогам тестирования в пятый класс. Где новые дети и разные учителя по достоинству оценили ее способности.
Проблема этой семьи заключалась в том, что, попав в необычную языковую среду, девочка испытала проблему острой дезадаптации. Погружение в двуязычную среду стало непреодолимым социальным фактором, поскольку девочка имела проблемы со здоровьем.
Елизавета Меланченко,
врач-невролог
А вы что думаете по этому поводу? Я как то раньше считала, что этим обязательно надо заниматься. А тут поговорила со всеми и немного в шоке!
Ну конечно, у детей тики и психи будут, если у мамы пунктик на обучении. все хорошо в меру. Ежу понятно, что не нужно детей заставлять учить что-то, если они не хотят. Но, если у них информационный голод, то почему мама не может его уталить? Рассказать, показать, познакомить.
К тому же, есть простые правила при обучении раннего развития:
1. Закон раннего старта
2. Закон похвалы
3. Закон уважения
4. Закон ИГРЫ
5. Закон ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
6. Закон познавательного голода
7. Закон скорости
8. Закон новой темы
9. Закон режима
10. Закон счастливой семьи.
Не буду тут расписывать эти законы полностью. Если кто хочет, то можете ее скачать при регистрации тут:
Вот если все соблюдать, да собственную голову на плечах иметь, то ни неврологи против не будут, ни дети.
я думаю, все хорошо в меру.
"… ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки… " Цитата — это, конечно, перебор. Согласна с вами. Но и совсем не заниматься — тоже не правильно
А я вот считаю, что современная мама должна быть знакома с методиками раннего развития и тп. А то когда говорят «нас же не развивали», меня прям потряхивает, нас родили 30 лет назад! И уже тогда всё это было (взять Люпан допустим). А сейчас есть интернет, на просторах которого столько информации, что грех ей не пользоваться. А что уж применять или нет в воспитании своего ребенка, решать каждому. Я восхищаюсь некоторыми мамочками, которые отдают всю себя и достигают приличных успехов. Но понимаю, что я далеко не такая. Даю то, что малышу интересно. Сейчас это только Доман на ДВД, лепка, рисование, развивающие игрушки, английский в качестве прослушки, чтение на русском и английском, школа 7 гномов, счет по Шалаевой. Очень заинтересовал метод Шичиды, но мой маловат еще, не понимает. Но какие-то методики считаю полезными даже для взрослых. Тоже самое и с педагогикой. Есть множество новых подходов к воспитанию детей и образованная мама, на мой взгляд просто обязана всё это знать! А то всю беременность смотрят Дом 2 и читают бульварные романы, а потом как родится не знают, что с ним делать. И идут к бабушкам, и покупают ванночку, и льют туда марганцовку и тд и тп. И дальше продолжают смотреть Дом 2 и возмущаются, зачем же люди детей своих развивают.
Ваша позиция заслуживает уважения :) я вот вообще против телевизора, компьютера и всего того чем можно отмазаться от ребенка. Читаю ему книжки и играю с ним все время. Хоть я и не учила специально но он уже умеет раскладывать по цветам и собирать пирамидку. Но меня свекровь ругает, что он сам должен себя занимать в этом возрасте…
Ну вот это как раз и нет детства, на мой взгляд. Когда уже в 9 мес. малыш сам себя должен занимать. Кто как ни мама с ним поиграет, почитает ему, порисует и тд и тп. В каком же тогда возрасте, если не в детстве? Все детки разные, и к каждому нужен свой подход. Мой вот (не смотря на то, что по Чтению с пеленок я начала заниматься с ним в 4 мес) неохотно берет меня в свои игры. Сейчас всё больше времени занимается чем-то сам. Я появляюсь периодически, чтоб что-то показать, дальше он продолжает играть. Ну и уж никак мне не удается убедить его показать мне той или иной предмет на картинке! Хотя я точно знаю, что он знает это всё, просто ему не интересно показывать мне или еще кому-то что-то. Ну я и не настаиваю.)
я вот тоже так считаю. Сейчас уже ребенка с полутора лет начинают по всяким развивашкам водить. А для чего? ЧТоб в песочние потом сказать — а мой то алфавит знает. Я бы таким сказала — и что? мне пофиг! У ребенка лолдно быть детство.
Ага
Но все таки и от остальных отставать не хочется. Вот физическое развитие должно быть все таки.
А я на своем примере опишу, в школу пошла не умела ни писать ни читать ни букв не знала ни цифр вообще 0… с родителями спала класса до 3 точно… и в куклы играла до 14 лет, и мы не стремно… у меня было детство и прекрасные родители есть!!! Спасибо им, они никуда не торопились....
А я и школу закончила и всему научилась и институт и короче ВСЕ ГУД!
прям груз с плеч! а то все мучалась тем, что почти не занимаюсь с дочей, а только игрульки у нас)))
Мы ходим в бассейн, на детский фитнесс и я вижу, что моему ребенку это на пользу. В перспективе планируем ходить на развивавшки — знаю массу положительных примеров среди друзей и знакомых кто занимался с детьми. И я вижу разницу между тем как ведет себя мой ребенок регулярно взаимодействуя со сверстниками, привыкая к выполнению каких- то простых заданий — и дети моих знакомых
Все должно быть в игре и приносить удовольствие