Семенович А.В. «Отстаньте от детей!»

Семенович Анна Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ

Анализируя разные точки зрения на подготовку детей к школе, возможности их раннего развития, «Школьный психолог» решил узнать, что думают по этому поводу нейропсихологи. Наш корреспондент Ольга РЕШЕТНИКОВА задала вопросы Анне Владимировне СЕМЕНОВИЧ, знакомой читателям по тематическому номеру «Левша» («Школьный психолог», № 7, 1999 г.)


Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

Хорошо, а что скажут ригидные нейропсихологи: все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Есть ли среди ваших клиентов дети, ставшие «жертвами» раннего развития? Когда и в чем это начинает проявляться?

В самых разных вещах, и чаще всего при поступлении в школу, когда начинается упомянутый уже эффект «вдруг». Мама говорит: «Ах, ничего не было и вдруг все появилось». На самом деле все уже было: ребенок начинает хуже засыпать, появляется плаксивость, гиперактивность, масса каких-то чисто невротических проявлений — тики, страхи, просто неадекватные эмоциональные реакции на что-либо. Просто в школе ввиду больших нагрузок и новизны ситуации все это начинает ярко проявляться.

Но есть еще одна сторона раннего развития, которая меня всегда очень пугает. Я расскажу историю про одну шестилетнюю девочку. Она как раз из раннеразвитых, да еще с папой-художником, который все боялся, что его ребенок будет, как все. Когда я ее попросила из множества картинок подобрать подходящие друг к другу, то эта девочка «не как все» мне сложила ландыш и циркуль вместе на том основании, что они «шалашиком».

Это можно расценить по-разному. Можно и как повод для чисто психопатологического обсуждения, но поскольку я ее смотрела и по другим методикам тоже, я ей просто сказала: «Жень!» и очень выразительно на нее посмотрела. Она, сразу все поняв, сказала: «Анна Владимировна, ну знаю я, что ландыш подходит к ромашке, но это так скучно…» На что я ей ответила: «Жень, у меня к тебе большая просьба: когда ты в школу будешь поступать, ты, пожалуйста, ландыш с ромашкой сложи, если можно».

Вы понимаете, все дети разные, и если родители к тому же фиксируют ребенка на его необычности и на том, что он должен быть оригинальным и что он не как все, у него будет масса проблем. Начнем с того, что у него не будут складываться отношения со сверстниками. Потому что его уже приучили, что он такой оригинальный, а он же маленький, саморегуляции и самоконтроля у него быть не может. А вот изгоем он стать может.

А что у Жени, например, будет с учителем? Между прочим, в классе их 30, и если эта девица выдаст вот такое один раз, а потом еще (она ведь самая гениальная), то неизбежно начнутся проблемы.

Так что вопрос этот очень сложный и «многоярусный». И последствия непродуманного раннего развития часто приводят к тому, что родители переводят ребенка на индивидуальное обучение или посвящают себя бесконечным поискам «хорошего» учителя или школы.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!»


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анжелика
Главное правильно и не перегибать палку… Мой старший до 3-х лет, пока я с ним в декрете сидела, читал и считал до 100. А толку? В 3,5 пошли в сад, вы, мамаша не правильно учили! Все не так и рано! Короче, 9 класс еле на 7 баллов закончили… Тяги к учебе нет… Младшую не буду торопить… Хотя сейчас четко: один, дуа! И пальцы выставляет… Пока только до двух считает.
Пожаловаться
ЮлЁнок

Хорошая статья!!! тоже считаю, что всему своё время!!

Пожаловаться
vasiliska
В заметки
Пожаловаться
Алена

Сажать за стол явно не надо рано. А вот в игровой форме чему-то научить, что заинтересует ребенка, это конечно)

А так, я на примере своей сестры считаю, что детства должно быть больше и все в свое время. А то у меня папа с 1класса ее не выпускает из-за стола, поэтому и некоторые проблемы со здоровьем

Пожаловаться
Косичка

меня бабушка в 4 года научила читать, я до школы много книг перечитала, тех которые мне были интересны. Когда в школе начали заставлять читать то что нужно, у меня пропал весь интерес к книгам, мне и сейчас кажется что это занудное занятие, лучше фильмы смотреть. Так что мне кажется важно не во сколько учат, а как. Задача родителей и учителей заинтересовать ребенка, а не впихнуть знания и выполнить нормативы.

Пожаловаться
JULIA Bilyk
я считаю что в 5-6 лет нужно учить читать считать но не ранее.Меня бабушка научила читать в 6 лет и я не жалею что раньше на га училась.Зато у меня было беззаботное дество — играла сколько хотела а не над книжками сидела .
Пожаловаться
Ксения
Я согласна, всему свреивремя. У ребенка должно быть детство, а не уроки и бесконечные занятия.
Пожаловаться
Елена
Очень удобная статья для «ленивых» родителей, которые заниматься с ребенком не хотят :) но мнение интересное. Я просто под впечатлением книги Домана нахожусь " как научить ребенка читать". Он пишет наоборот, что ребенку это необходимо. Кто знает где она правда?
Пожаловаться
Юлия

Ну почему ж для «ленивых» родителей? В 2-3 года есть куча всего, чем стоит заниматься с ребенком, и это никак не чтение, письмо и счет. И психолог это описала. В этом возрасте нужно заниматься общим развитием речи, читать ребенку книги, развивать слуховое восприятие, рисовать, лепить, развивать мелкую моторику, общую моторику, петь, танцевать, гулять. По-моему этого достаточно большой материал для работы, а главное необходимый в этом возрасте. А вот читать учить нужно действительно не ранее пяти лет. В пять лет — вполне нормально.Много лет занимаюсь с детьми развитием речи, звукопроизношения (я логопед) и учу читать. И абсолютно уверена, что раньше пяти лет не нужно обучать чтению. Надо заниматься слуховым вниманием и восприятием, учить выделять звуки на слух, это будет лучшей подготовкой к обучению чтению и письму.

Пожаловаться
Анютик

+1000

Пожаловаться
Елена
Ну вот почитайте Домана, он совершенно другого мнения! Я не психолог, я просто делаю то, чем нравится заниматься моему ребенку. Так как сколько психологов, столько и мнений. Не разберешься.
Пожаловаться
Елена
Кстати автор сама пишет что читала в 3 года. А наши дети почему то должны ждать 7 лет, чтобы научится. Не пойму логики…
Пожаловаться
Юлия

Я не сторонник методики Домана по обучению чтению. А ждать достаточно до 5 лет, а не до 7, чтобы научить читать. Просто, чтобы ребенка одновременно и учить читать, и готовить к обучению грамоте, нужно развивать звуковой анализ и синтез параллельно с обучением буквам. А это происходит наилучшим образом, если перед этим заложена определенная база (развито слуховое восприятие, ребенок выделяет звуки на слух). И эта база постепенно закладывается до обучения чтению, то есть до пяти лет. То есть одно вытекает из другого. Тогда это гармоничное обучение. А обучая ребенка читать в три года, когда не доконца еще сформировано и закреплено восприятие звуковое, вы усложняете ему задачу, а также упускаете те моменты, которые будут важны в письме и чтении в школе. Из этого вытекают затруднения при письме и чтении. А потом важен психологический момент. Меня тоже рано научили читать, а потом у меня появился отказ от чтения, все буквы будто забыла. Очень у многих детей, которых рано перегружали тем, что им по возрасту еще рано, появляется отказ от чтения, нежелание учиться.

Пожаловаться
Юлия

А что касается методики обучения чтению, то на собственном опыте убедилась, что самый лучший способ, как я и писала параллельное обучение звуковому анализу и синтезу и буквам. Сюда входит и различение звуков как гласные-согласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие. Деление слов на звуки, составление из звуков слов, плюс обучение буквам и обучение самому чтению. Различение понятий«звук» — «буква». Деление предложений на слова. Короче много нюансов, благодаря которым вы учите ребенка читать, готовите к обучению грамоте, предупреждаете затруднения на письме в школе. Конечно, в идеале этим заниматься должен специалист. Но как я проверила на своей работе, результаты такой методики хорошие. А методика обычная, старая, от простого к сложному. При такой методике дети приходят в школу наиболее подготовленными к письму и чтению и у них уменьшается риск иметь нарушения письма и чтения.

#

Пожаловаться

Я психолог. Большой опыт работы с детьми разных возрастов. Доман видимо для избранных. Для обыкновенных детей с нормальными темпами развития совершенно нет необходимости учтся письму и чтению в раннем возрасте. Дети конечно разные-есть и уникумы, но каждому ребенку это не нужно.

Пожаловаться
Елена
Ну Доман не рекомендует тоже обучение письму. Только обучение чтения методом запоминая целых слов. Когда вы учите ребенка говорить, вы же учите его звукам а целым словам. Тот же метод для слов. Я вот китайский учила, там карточки постоянно используются и зрительная память. И никаких гласных согласных. Для сына это как очередная игра, ему нравится. Если при этом он будет читать в 3 года почему нет… Я тоже очень рано научилась читать, и до сих пор обожаю читать. В детстве даже сама книги писала! Правда тогда не было айпадов и прочего.:)
Пожаловаться

Я не против Домана, просто не с ним, но не из собственной лени. Если для вашего ребенка и вас это в удовольствие, то замечательно.

Пожаловаться
Юлия

По этой методике ребенок может и научится читать, но в школе нужно еще и писать будет. И без хорошо развитых навыков звукового анализа и синтеза(а сюда входит именно деление слов на звуки и составление из звуков слов, а также знание гласных-согласных), а также без хорошо развитого восприятия звуков на слух, у ребенка может появиться дисграфия (нарушение письма). Так вот, чтобы предупредить это нарушение и необходимо во время обучения чтению заниматься звуковым анализом и синтезом, а до обучения чтению (как раз в 2-4 года) слуховым восприятием звуков (неречевых, а затем и речевых). А метод Домана не дает такой возможности, так как обучение чтению идет целыми словами. Можно, конечно, как-то потом наверстать, но теряется правильное течение развития, ребенку сложнее будет. Получается от сложного к простому. И результат соответственно «как получится». Ну каждая мамочка сама, конечно, выбирает как развивать своего ребенка. Я не буду переубеждать никого. Просто написала свое мнение )))

Пожаловаться
Елена
У нас еще ситуация, что в школе мы все равно будем учить французский, а мне хочется чтобы он и по-русски читал. Но спасибо за информацию, приму во внимание!
Пожаловаться
Alsu

Лен, Доман использет «глобальный»метод обучения чтению (написание слов запоминается как картинка, без вникания в буквы-слоги, и потом находится в тексте… но, думаю, ты и сама это знаешь — это я так, на всякий случай)… этот «глобальный» метод обучения применяется в французских школах и вокруг него ходит очень много споров сейчас… я читала статьи на этот счет в интернете, смотрела видео передач французского телевидения — приводится очень неутешительная статистика, говорящая не в пользу этого метода… многие призывают к тому, чтобы вернуться к послоговому обучению чтению (как учили и нас)…

я когда была в частной руссо-франко-англоязычной школе с директрисой на рандеву, она мне тоже самое сказала (у нее в школе послоговый метод обучения и она преподносит это как преимущество их школы)…

тут же не только вопрос в том, чтобы просто находить похожие слова в тексте и таким образом понимать написанное, но и в способности к синтезу-анализу информации, логике, понятии структуры, правила — при слоговом методе это развивается, а при «глобальном» — нет…

вообще, если и учить деток читать до школы, то я считаю, что делать это надо аккуратно, чтобы не запутать их… я вот смотрю — нам игрушки дарят, плакаты — там буквы нарисованы и игрушка эти буквы призносит — «Б» — произносят как «бэ»… в то же время, некоторые пишут, что надо учить сначала звуки — Б произносить как «б», чтобы слово «баба» ребенок прочитал как «баба», а не как «бэабэа»… как сейчас учат в русских школах — фик его знает… в наше время, если мне память не изменяет, учили сразу букву и ее звук...

ну то есть получается, что чтобы ребенка не запутать, чтобы не было необходимости его потом переучивать, надо преподносить информацию так, как это будут делать в школе — то есть домашнее дошкольное обучение должно быть в связке, в системе со школьным… но на самом деле, как будут учить на тот момент конкретно в той школе, куда вы пойдете, — фик его знает...

ну то есть в целом я скорее соглашусь с автором статьи — лучше по максимуму ребенка учить окружающему миру, учить описывать мир, находить сходства и различия, принципы действия, процессы в природе и т.д… а чтение — оставить для школы… но автор приводит в защиту этого подхода аргументы, основанные на психологии и развитии ребенка… а я вот добавлю аргументы чисто практические: все-таки функция обучения чтению закреплена за школой и, если родители берут инициативу в этой сфере в свои руки, причем гораздо раньше привычного для этого возраста, то могут нарушить всю системность подхода к обучению и ввести ребенка в заблуждение…

Пожаловаться
Елена
Да тут самой главное не запутаться! Не то что ребенка не запутать:) Я в основном читала англоязычный интернет по этому поводу. Именно родителей. Плохого никто не писал. Но кто тебе напишет плохое о своем ребенке ?:) мы пока занимаемся по-тихоньку, но без фанатизма. Если он не хочет я ему не показываю. Я не вижу в этом никакой проблемы. Как я писала в школе будут учить французскому, а я учу русскому. Это не самоцель, а просто вид досуга:)
Пожаловаться
Alsu
То есть, русскому ты сама будешь учить полностью, ни на какие дополнительные русские занятия не будешь водить?
Пожаловаться
Елена
Думаю не буду. Только на каникулы к бабушке. А потом когда пойдет в колледж, хочу его в школу где мой муж учился. Там учат русскому. Но попасть туда сложно надо либо жить рядом, либо очень хорошие результаты иметь. Директор школы должен тебя порекомендовать, чтобы попасть туда. Иначе не возьмут…
Пожаловаться
Alsu

да, я помню, ты рассказывала про этот колледж :) если в детском возрасте ни на какие доп занятия по русской азбуке не будешь отдавать, то, думаю, можно дома начинать учить по выбранной методике :)

единственное, я по доману не видела, чтобы реально в 3 года детки читали… видео смотрела, где мамы говорят — «смотрите, мой ребенок узнает нужное слово из представленных», а на самом деле объективно на взгляд со стороны на видео этого нет — ребенок то тянется к нужному слову, то к не нужному, подталкивают его… мне кажется, что реальные сроки, в которые научится читать ребенок по какой-либо методике, не будут сильно отличаться от среднего срока и возраста по другим методикам...

Пожаловаться
Елена
Я видела видео где ребенок реально читает словосочетания в 2,5 года.
Пожаловаться
Alsu

Интересно… дерзайте тогда :) наверное, от ребенка еще зависит… мой в 2,5 только говорить научился :)) причем, я так рада — в последнее время начал не просто предложения из слов составлять как придется, а понемногу стал слова грамматически друг с другом связывать — например, ставит нужные по роду и времени окончанию у глаголов :)

кстати, не напомнишь, колледж, в котором твой муж учился? если не ошибаюсь, это был Lacanal в Sceaux?

Пожаловаться
Елена
Да именно он. Мы тоже молчим. Кроме мама папа ничего не говорим