Про одно из моих увлечений…


Йога (дев. योग) —понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Йога это системное и технологическое преподавание практики как средство для профилактики психосоматических заболеваний и лучший способ избавления человека от мышечных и психических блоков, зажимов и неврозов. Для этого совмещаются принципы йоги и современных разработок терапевтической психологии, гештальт-терапии, телесно-ориентированных техник, которые не только не противоречат древней науке, а наоборот – совпадают с ней и удачно дополняют по всем позициям. Недаром отцы-основатели этих крупнейших мировых школ экспериментальной психологии десятки лет прожили на Востоке, проходя обучение у Мастеров логических религий.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.


Про одно из моих увлечений…
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. За пределами Индии термин «йога», как правило, ассоциируется с хатха-йогой и её асанами или с физическими упражнениями. Того, кто занимается йогой, называют йогом или йогином.


***

Дальнейший текст всем читать не обязательно :)
но познавательно :)))

Если Вам приходилось, скорчившись или даже не скорчившись, просидеть за рабочим столом несколько часов, то Вы, наверняка, помните то удовольствие, которое испытали, скрутив позвоночник до продела в одну, а потом в другую сторону. К вашему сведению – это Вы позанимались йогой, а удовольствие, которое испытали, было вызвано потоком энергии, устремившейся по активированным каналам. И дело не только в том, что Вы размяли и растянули мышцы вдоль позвоночника и позволили крови лучше насытить онемевшие ткани. Произошла некая физическая и психическая подзарядка, потому что после пары таких движений можно опять приступать к работе и, кто-то, может быть, даже вспомнит, что дело даже после такой короткой разминки идет быстрее и веселее.
 Попробуем вспомнить, как это происходило, а еще лучше – сделаем эти растяжения, и, самое главное: давайте, позволим себе, в полной мере насладится этим процессом хотя бы 10 секунд!
 Если внимательно наблюдать за собой, используя метод интроспекции – регистрации всего осознаваемого, окажется, что в тот момент, когда Вы скручивали и расправляли спину, у Вас было состояние полной остановки деятельности мыслительного центра, но при этом было сильное сосредоточение на центре двигательном. Особо наблюдательные смогут вспомнить, что во время скруток менялось дыхание: оно замедлялось и сопровождалось напряженной статической работой мышц почти всего тела.
 Все эти условия являются необходимыми во время практики йогических поз (асан), а именно: контроль над потоком сознания, контроль над дыханием, контроль над мышцами. Для самостоятельного разбора совместной работы этих трех компонентов, попробуйте вспомнить, как вы занимаетесь йогой, когда, проснувшись, сладко потягиваетесь.
Ученые все чаще доказывают, что естественные движения и положения тела, которые мы принимаем, потягиваясь, очень полезны для здоровья, однако большая часть этой темы еще ждет своих исследователей.
 К сожалению, этих трех условий недостаточно для того, чтобы воспользоваться йогой, как инструментом самосовершенствования. Йогину требуется повышать частоту вибраций не только тела, но и разума с душой, живущих в этом теле, иначе развитие будет однобоким и вибрационные характеристики разума и тела попросту не будут сочетаться. Иметь прекрасно натренированное тело, уметь управлять разумом и чувствами, можно и оставаясь в глубине души отъявленным подонком. Но это невозможно для того, кто решил всерьез заняться именно йогой, потому что человек либо перевоспитается под воздействием практики, либо добьется того, что силы рока, возмущенные дисбалансом, сбросят ему на голову кирпич со стройки или откроют канализационный люк под ногами.
 Начинающим просто необходимы регулярные практики очищения мыслей и желаний и, именно они ставятся на первое место в древних трактатах по йоге. Яма и нияма – принципы моральной и духовной чистоты, играют главную роль в самовоспитании. Нарушение этих принципов незамедлительно сказывается на течении жизни и состоянии здоровья того, кто вздумал играть с Силой, надеясь, что ему удастся совершать физическую практику, не очищаясь при этом сущностно.
 Если не практиковать моральное совершенство целенаправленно, а заниматься только физическими занятиями, то рано или поздно объем силы тела, перевесит силу разума, а излияния души, вообще, перестанут браться в расчет. Впрочем, это частный случай и может быть все с точностью наоборот. Но при любом раскладе человек попадает под власть и ограничения собственного эго, а тело обрастает болезнями.
 Выглядеть это может, например, вот так:  Предположим, трясусь я с утра в час пик в метро в обнимку с попутчиками. И случайно наступаю какой-то бабушке на ногу. Уже на выходе извагона, в потоке людей, когда извиниться нет ни малейшей возможности. Да и бабушка в обиде не осталась, то ли в карман мне плюнула, то ли локтем в ответ двинула. В общем, нехорошая карма у нас обоих случилась. Через пару минут я про бабушку уже и думать забыл.
 Чтобы выжить в метро в час пик и быстро перемещаться по переходам, необходимы навыки жесткой концентрации на происходящем и неплохая физическая подготовка, а на муки совести времени не остается. К обеду утренний сюжет с бабушкой почти полностью стирается из оперативной памяти новыми событиями. Правда, начинает болеть нога. Мышцы будто свело судорогой. Лодыжка, буквально ни с чего, потеряла процентов тридцать подвижности и отказывается слушаться, отвечая на импульсы нейронов лишь тупой болью. К вечеру начинаю заметно прихрамывать, и, наконец, понимаю, что дело табак – надо разбираться – устанавливать контакт с ногой, ведь она болит по какой-то причине, которая мне самому уже не ясна, забылась!
 Перед отходом ко сну делаю очищающее дыхание и несколько поз из йоги, в которых активно задействован больной участок ноги. После нескольких минут осознавания пострадавшей лодыжки и мысленной локализации боли, можно достигнуть неплохой концентрации на всех тканях, прилегающих к больному участку. Единственное, чего следует избегать – это внутренней болтовни, помогает такое положение больного участка, в котором его проработка почти болезненна и эта легкая боль не дает отвлекаться и при этом помогает концентрироваться.
 Очистив ментальный экран и сосредоточившись на ощущениях в проблемной конечности, я стараюсь не просто почувствовать эту боль, а буквально переместить в нее точку сборки. И тогда, в момент, когда вся окружающая реальность отступает под потоком ощущений из ноги, происходит микроволшебство: напряжение в ноге расслабляется, как  по щелчку пальцев, а на очищенном от посторонних образов ментальном экране всплывет картинка, в которой я вижу себя со стороны, наступающим бабушке на ногу.
 Разглядывая образ, как фото, я нехотя вспоминаю, что бабушка всю мою с ней совместную дорогу выносила мозг окружающим, требовала уступить ей место, ставила свои сумки пассажирам на ноги и колени и всякими другими способами пыталась привлечь к себе внимание и заразить их своим озлобленным состоянием. Эта же вспышка памяти дарит мне неохотное осознание того, что наступил бабуле на ногу намеренно! Оказывается, я видел, что, выходя из вагона, наступлю ей на ногу и, мог шагнуть чуть длиннее или короче, но просто не стал этого делать. Я желал, как бы это ни глупо было – отомстить бабушке за антиобщественное поведение и собственное раздражение. Так бабулька добилась всего, чего хотела – напрягла меня, йогина сверхосознанного с полпинка.
 Только теперь я нахожу в себе силы признаться, что мой поступок не сделал бабулю лучше, а наоборот, лишний раз дал возможность ей злорадно убедиться в том, что все пассажиры метро – полные сволочи. А нога заболела, потому что я утаил свое истинное желание от совести, несколько раз проговорив в сознании, что все произошло нечаянно.
 Когда мне удалось прислушаться к собственной ноге, выяснилось, что она – нога, как часть моего естества, не хотела делать бабушке больно. И когда я буквально изнасиловал собственное тело, заставив ногу совершить далеко не самурайский поступок, лодыжка возмутилась.
 В традиции черной магии все произошедшее можно было бы представить иначе – бабка в вагоне стала бы ведьмой, а случайное прикосновение к ней из вагона сочлось бы заразой, сопровожденной сглазом и порчей. И виноватый есть, и лечить можно долго – пока само не пройдет. Хуже всего то, что больной человек будет считать виноватой бабку, а о том, что все приключения устроил себе сам, даже не догадается. Осознание своего проступка через концентрацию на больном участке позволило мне избавиться и от зажима и от внутренней нечистоты, ее вызвавшей. После такого опыта, на подобные провокации со стороны бабушек и прочих мирян я больше вестись, скорее всего, не буду. Однако, бывают намного более сложные случаи, когда боль не ощущается локально, а рассеяна по всему телу и определяется как плохое самочувствие. В этом случае и действие наше имеет не такой резкий и явный характер, как конкретное наступание на ногу конкретной бабушки.
Этот пример с ногой и бабушкой очень простой и почти придуманный, но способность таким образом использовать тело, как инструмент осознавания и самоизлечения относится к навыкам, приобретаемым с практикой йоги, как психофизического средства саморазвития. Способов же приобретения зажимов великое множество и лишь часть из них является нашей собственной заслугой. Другая часть – это те зажимы, которые нам подсадили исполненные благих или злых намерений окружающие: этот тип зажимов обычно определяет стереотипы мышления человека, впитанные от авторитетов или с молоком матери. Каждый из них можно найти, ассимилировать, проработать, изменить или разрушить, воздействуя одним на другой.
 Уровень осознанности и развитости тела в примере с бабушкой существенно превосходит уровень осознанности эго. В итоге тело манифестирует болезнью в ответ на неразумное использование тела сознанием, которое поддалось на эмоциональную провокацию. Можно предположить, что у человека, не практикующего яму и нияму, а значит находящегося на уровне сознания близком к животному, ничего болеть после такой выходки не будет. Ан нет, болеть будет, но не так сильно, ведь уровень осознанности ниже, а значит толщина кожи больше. К сожалению, обыватель почти никогда не связывает свои болезни  с собственным поведением и мировосприятием, в противном случае здоровых людей было бы намного больше.
 А теперь подумайте – сколько раз за день мы мило улыбаемся тому, кого ненавидим или подаем руку человеку, после соприкосновения с которым хочется помыться. Да и вообще, сколько в жизни мы совершаем действий, которых нам не хочется делать, сколько мы говорим слов, которых не хочется произносить. Всё эти антидействия сопровождаются насильным напряжением мышц лица и тела, созданием эмоциональных масок, в которые постепенно превращаются наши лица и зажимов, которые становятся нормой для нашей спины, рук и шеи.
 Еще, вспомните, пожалуйста, как мы напрягаемся от страхов. Напрягаемся ежедневно, круглосуточно, даже во сне. Съеживаемся в прямом смысле слова – мышечно. От страхов за жизнь, за детей, за работу, за выплаты по банковским кредитам. Вспомните, как от злости мы сжимаем кулаки, спираем дыхание, стискиваем зубы, всеми мышцами спины пытаемся вздыбить уже много тысячелетий отсутствующую шерсть. Проследите за собой, когда Вы проявите эмоцию гнева – кровь прильет к глазам, дыхание участится, голова втянется в плечи, живот тоже сильно втянется, руки поднимутся в боевую стойку, прикрывая голову – тело готовится к бою. Если же вы ненавидите одного и то же человека полгода, например нового начальника, и весь рабочий день буквально живете в режиме напряженных мышц, то повышенное давление в черепе постепенно станет нормой. Проживая жизнь с повышенным давлением в мозгу и зажатым дыханием, человек постоянно заставляет себя пребывать в эмоции гнева или ненависти и отравляет этим жизнь себе и окружающим даже тогда, когда объекта ненависти нет рядом. Через год или два это может закончиться инфарктом или инсультом, а в свидетельстве о смерти напишут – сердечная недостаточность. Такой диагноз обычно пишут всем, кто довел себя до психосоматического самоубийства. Физические упражнения йоги разрушают этот мышечный каркас, который мы образуем своими неосознанными напряжениями, а моральный кодекс йоги должен сбалансировать разум, помочь человеку отказаться от привычных моделей поведения в пользу осознанных и успешных.
 Если же йога изучается лишь дискретно, например, на уровне только физических техник, то возможно спонтанное включение плохо осознаваемой и почти неконтролируемой психической энергии, как в примере с бабушкой.
 Использование одних только психотехник, конечно же, поможет восстановить ногу, но далеко не так быстро, ведь необходимо иметь хорошо натренированный инструмент осознавания, то есть само тело, потому что одним воображением мышцы и связки ноги не почувствуешь, а их надо именно чувствовать, а не просто упражняться в визуализации. Кроме того, соблюдение морально этических принципов ямы и ниямы, которые в своде 8 законов(опор) йоги занимают первое и второе место, должны сделать недопустимым такое поведение, как намеренное наступание на ногу бабушке. А если такое произошло, то это явная демонстрация того, что человек не соблюдает яму и нияму.
 И коль уж все стряслось, если я чувствую, что условной бабушке удается вывести меня из равновесия – требуется мгновенная работа над ошибками. Как только мне удаётся осознать, что я вышел из себя, то первым делом нужно в себя вернуться. Когда эмоциональная защитная оболочка разума пробита, приходится смещать линию фронта до границ собственного тела. В сложной эмоциональной ситуации требуется втянуть внимание внутрь и осознать степень собственной расслабленности. Так можно найти неконтролируемые напряжения в мышцах, связках и сухожилиях, появившиеся из-за неконтролируемой эмоции. От осознания напряжений внутри тела всего один шаг до его расслабления.
 Любая собственная негативная, а в последствии, когда негативные закончатся и позитивная эмоция должна стать кнопкой, запускающей процесс сканирования тела на предмет бесконтрольных напряжений. Но для этого нужно полностью и без остановки осознавать поток своих ощущений. Это не сложнее, чем помнить во сне, что я сплю и при этом не просыпаться, а продолжать смотреть сновидение. Когда такая модель поведения становится постоянной и превращается в непрерывную практику перетекания осознавания от собственных ощущений к внешнему миру и обратно, жизнь перестает быть существованием и превращается в йогу.

(с)







Ян☼чка
Ян☼чка
Москва
03763

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
♫Юля-ля♫
♫Юля-ля♫
Москва
Яночка, как хорошо написано!
А кто автор? Даже такому дилетанту, как я, все понятно.
Жаль, что сейчас нет возможности посещать мой любимый йога-клуб.
Пожаловаться
Milena
Milena
Хобокен
Est raznie vidi da?Navernoe zavisit ot trenera?
Пожаловаться
маро4ка
маро4ка
девочка
10 лет
Тель-Ави́в
А какой занимаешься? Я начинала с хатхи 10 лет тому назад, перепробывала разные школы а теперь вернулась к ней, любимой. Тибетскую не пробовала.