Умение ребенка кушать самостоятельно – один из важных символов его «взрослости», кроме того, владение карапуза столовыми приборами значительно упрощает быт семьи. Но не такое это уж простое дело – взять ложку, набрать в нее еду, донести до ротика и успеть скушать, пока все не разлилось, не размазалось, не расплескалось… Для малыша это труд и большое дело. И у каждого – свой путь к «первой ложке». У одних он долгий и тернистый, у других – короткий не сопровождается особыми сложностями. Разумеется, родители играют в данном случае далеко не последнюю роль.
О том, как научить ребенка есть самостоятельно, одни мамы задумываются уже в 7-9 месяцев, другие не заводят разговора до 2, а то и до 3 лет.
Когда же все-таки стоит начинать учить малыша есть ложкой? Почему одни дети уже в год кушают сами без проблем, а других мамы кормят чуть ли не до школьного возраста?
НЕ «ПРОЗЕВАТЬ» МОМЕНТ
Если введение прикорма происходит по классической схеме (с 6 месяцев) и формирование пищевого интереса идет «по плану», где-то в 8-9 месяцев малыш начинает интересоваться столовыми приборами и совершать с ними разные манипуляции. Педиатры и детские психологи утверждают: вот оно – оптимальное время, когда мама должна поддержать готовность крохи учиться пользоваться ложкой.
Малыш начал перехватывать у вас ложку, рассматривать ее, пытается зачерпнуть ею кашку или супчик?
Пора!
Только не наделайте ошибок.
ОШИБКА 1
Многие мамы считают, что быстрее, чище и проще кормить малыша самой. С одной стороны, эту позицию можно понять: «шоу» с участием содержимого тарелки, которые устраивают малыши на первых этапах обучения, не так просто пережить. Но с другой стороны, как ребенок научится пользоваться ложкой, если не давать ему такой возможности? РЕШЕНИЕ: Наберитесь терпения! Поначалу малыш неизбежно будет проливать еду, размазывать ее по себе, своему стульчику и маме. Ничего страшного! В 8 месяцев или в 2 года – этого этапа вам не избежать в любом случае. Зато вы можете помочь крохе: придерживайте его ручку, помогайте зачерпывать ложкой пищу и доносить до рта. Через некоторое время ребенок научится координировать свои движения, и трапеза уже не будет столь «не эстетичной».
ОШИБКА 2
Маме кажется, что малыш не наестся, если в попытках кушать самостоятельно будет разливать половину порции. В процессе еды она забирает-таки у крохи ложку и докармливает его сама.
РЕШЕНИЕ: Поверьте, не случится никакой катастрофы, если пару раз ребенок съест меньше обычной порции. Зато он сделает это сам! Докармливайте малыша только тогда, когда увидите, что он устал кушать самостоятельно. При этом не забирайте у него ложку, а держите наготове вторую. Пусть он делает то, что у него получается, а вы тем временем помогайте ему доедать пюре, суп или кашку, соблюдая «очередь»: «ложечку – сам, ложечку – мама».
ОШИБКА 3
Мама кричит и ругается, когда видит, как малыш неправильно держит ложку, не под тем углом зачерпывает еду, неумело подносит ее ко рту. «Ты делаешь не так, сейчас все разольется», — кидается она к нему, поправляя ложку. Неусыпный контроль со стороны мамы не дает ребенку почувствовать свои силы и усовершенствовать навык. Он пугается такой реакции со стороны родителя, а, кроме того, может привыкнуть, что мама постоянно перехватывает его инициативу, одергивает, и, в конце концов устроит забастовку. Итог – мама снова кормит его ложкой.
РЕШЕНИЕ: Не забывайте: каждый ребенок индивидуален. Кто-то учится быстрее, кто-то медленнее. Позвольте ему держать ложку так, как ему удобнее. В кулачке – так в кулачке. Представьте, вы чему-то учитесь, а кто-то более опытный то и дело прикрикивает на вас: «Осторожно! Сейчас все испортишь! Что ты наделал! Вот растяпа!..» Правда, неприятно? А каково маленькому человечку? Ослабьте контроль, не пугайте и не упрекайте его, иначе прием пищи будет ассоциироваться у крохи с негативом, и он откажется держать ложку или начнет назло маме опрокидывать и проливать еду.
ОШИБКА 4
Родители часто приучают детей смотреть мультики во время приема пищи. Для многих это – единственный способ накормить маленьких капризуль. Малыш действительно съедает всю порцию, но происходящее на экране не дает ему осознать и понять процесс приема пищи. И уж, конечно, кроха вряд ли заинтересуется ложкой и будет учиться ею пользоваться, пока он всецело занят просмотром мультфильма.
РЕШЕНИЕ: Обучение малыша есть ложкой – дело, требующее сосредоточения и концентрации внимания. Умение пользоваться столовыми приборами – не просто навык. Это – культура приема пищи, и от него не должно ничего отвлекать. Усадите кроху на стульчик, пододвиньте его к общему столу, пусть он наблюдает, как едят папа и мама, как держат ложку, подносят ее ко рту. Важно, чтобы карапуз понял последовательность действий. Дайте малышу в руку ложку, поставьте перед ним тарелку с едой (лучше, если на первых порах это будет пюреобразная, в меру густая, пища). Если ему удастся зачерпнуть еду и поднести ложку ко рту, похвалите кроху, покажите как вы рады. Это первое большое достижение! Правильное положение ложки в ручке, попадание еды в рот, уменьшение количества испачканных вещей и предметов – это дело времени. Малыш всему научится, только не торопите его, поощряйте и хвалите – независимо от того, сколько времени вам придется потратить на уборку и стирку после очередного «учебного» приема пищи.
ОШИБКА 5
«Не хочет – не надо», — так решают некоторые мамы, видя, что ребенок совсем не стремится к самостоятельности, и продолжают кормить с ложечки свое чадо, ожидая, что в один прекрасный момент ребенок попросит ложку и начнет есть сам. Но время идет, а малыш так и не проявляет инициативы. Ребенок не хочет – мама не настаивает. Знакомо? Есть дети, которых вполне устраивает такое положение дел. А потом мы удивляемся: «Как так? Девочке 5 лет, а есть сама не умеет!»
РЕШЕНИЕ: Не стоит пускать ситуацию на самотек. С годовалым малышом можно поиграть в игру «покорми маму с ложечки». Сядьте вместе за стол, дайте крохе одну ложку, себе возьмите вторую. Далее трапеза протекает по схеме: ложка – маме, ложка – ребенку. Затем попросите «ученика» покормить вас с ложечки. Получилось? Обязательно похвалите его! Двухлетнему малышу можно объяснить, что он уже большой, а все взрослые едят сами. В этом возрасте дети любят подражать. Используйте это! Чаще собирайтесь всей семьей за столом. Приглашайте в гости подруг с детьми и устраивайте общую трапезу: на примере другого ребенка, который уже умеет кушать сам, ваше чадо гораздо быстрее освоит эту науку.
ПЕРЕМЕНЫ В МЕНЮ – НАГРУЗКА НА ОРГАНИЗМ
Детские психологи утверждают, что ребенок начинает есть ложкой в тот момент своей жизни, когда его пищевой интерес становится сильнее, осознаннее. Соответственно, в это время малыш начинает пробовать новые продукты. С одной стороны, это свидетельство того, что малыш развивается правильно, а с другой – дополнительная нагрузка на желудочно-кишечный тракт ребенка. Подобные перемены могут повлечь дисбаланс микрофлоры и временные нарушения в работе кишечника. В такие моменты возможна пробиотическая поддержка, например, в виде Линекс для детей®, для сохранения оптимального баланса микрофлоры в периоды повышенной нагрузки на желудочно-кишечный тракт малыша*.
В его состав входит один из самых изученных и безопасных штаммов полезных бактерий — ВB 12, которые естественным образом представлены в кишечнике ребенка с первых дней жизни, попадая в него с молоком мамы**. Линекс для детей®выпускается в виде порошка, хорошо растворяющегося в каше, соке или пюре (что безусловно оценят мамы детишек, которые не воспринимают пищу в виде кусочков). Поэтому Линекс для детей – наиболее удачное решение при поддержке желудочно-кишечного тракта малыша в период расширения его рациона.