Клинические проявления аллергии к растительной пище
Проявления аллергии к пищевым аллергенам растительного происхождения по типу синдрома оральной аллергии, отека Квинке, крапивницы, ринита, астматического приступа, анафилактических реакций наблюдаются чаще всего у взрослых и у детей старшего возраста. Наряду с такими аллергенами, как пенициллин, яд перепончатокрылых и рыба, причиной анафилаксии могут стать белки, содержащиеся в орехах, бобовых и некоторых фруктах. Особенностью немедленных IgE-опосредованных аллергических реакций на пищевые продукты является отсутствие дозозависимого эффекта. В литературе регулярно появляются сведения о летальных исходах в результате анафилактических реакций на употребление арахиса, орехов, сельдерея, банана, ананаса, папайи, меда, олив.
У больных поллинозом аллергические реакции, возникающие при употреблении в пищу продуктов растительного происхождения, наблюдаются значительно чаще, чем у больных, не имеющих пыльцевой сенсибилизации.
В большинстве случаев перекрестная реактивность возникает при гомологии аллергенов, составляющей 70% и более; реже ее вызывают аллергены с менее чем 50%-й идентичностью, поскольку связанные с тучными клетками IgE-AT обладают высокой аффинностью.
Например, у пациентов с сенсибилизацией к пыльце березы выявлены аллергические реакции с аллергеном яблока Mai d1, который относят к так называемым неполным аллергенам. Mai d1 обладает гомологией с основным аллергеном березы Bet v1. Ингаляция пыльцы березы стимулирует выработку IgE-AT к Bet v1, некоторые из которых перекрестно реагируют с Mai d1. Употребление в пищу яблок не приводит к выработке IgE-AT, но может вызывать активацию тучных клеток, на которых экспрессированы взаимно реактивные IgE-AT Bet v1. Используя методы ингибиции радиоаллергосорбентный тест, полные и неполные аллергены можно различить.
Крапивница, отек Квинке и бронхиальная астма при употреблении свежих фруктов встречаются у 40—90% пациентов с аллергией на пыльцу березы. Аллергены фруктов являются термолабильными, т.е. тепловая обработка фруктов снижает проявления аллергии. В силу этого и кожные пробы на такие продукты почти всегда бывают отрицательными, если только для их изготовления не используют особый низкотемпературный метод. Перекрестная аллергия на пищу может возникать в виде респираторных проявлений во время чистки картофеля, сельдерея у лиц с поллинозом. Развившись неожиданно, симптомы могут проявиться в виде крапивницы и даже анафилактический шок. С возрастом кожные проявления перекрестной пищевой аллергии постепенно убывают, но нарастают респираторные (риноррея, приступы затрудненного дыхания, одышка).
При перекрестной аллергии в 46,4% случаев наблюдаются кожные проявления, чаще в виде АД, особенно в раннем возрасте, затем возникают крапивница и отеки Квинке. В 25,5% случаев у пациентов с перекрестной пищевой аллергией возникают респираторные симптомы, изолированное поражение органов дыхания, у 14,2% развивается бронхиальная астма без кожных проявлений, у 8,8% — сочетание бронхиальной астмы с кожными проявлениями. У 10% больных перекрестной пищевой аллергией симптомы заболевания гастроинтестинальные, сочетанные (кожа и органы дыхания — в 16,7%), в 0,8% — системные.
При перекрестной аллергии и бронхиальной астмы преобладает чувствительность к томатам, картофелю, огурцам, моркови, поливалентная сенсибилизация. При сочетании пищевой бронхиальной астмы с бытовой сенсибилизацией болезнь утрачивает характерную связь с приемом пищевых аллергенов, что создает трудности в диагностике. У лиц с сопутствующей пыльцевой сенсибилизацией отмечаются сезонность обострений и формирование клиники в ответ на этиологические аллергены. Вне сезона явных клинических симптомов не наблюдается. Строгое соблюдение гипоаллергенной диеты на фоне цветения вызывающих аллергию растений и деревьев предупреждает развитие тяжелых приступов бронхиальной астмы и смягчает сезонные проявления атопии, которые при употреблении значимых продуктов сопровождаются гиперемией и зудом кожи, абдоминальным синдромом, насморком, чиханием. Астматический бронхит у 56% больных
сочетается с кожными проявленими пищевой аллергии.
Дерматореспираторный синдром обнаруживается у 16,7% лиц, чаще в возрасте после 7 лет. Атопический дерматит наиболее часто сочетался с бронхиальной астмой (52%), поллинозами (17,5%), астматическим бронхитом (35%). Обострение болезни в 70% случаев начиналось с кожи, на фоне чего на 2—3-й день появлялись респираторные синдромы.
Локализованная форма поражения ЖКТ — синдром оральной аллергии, который проявляется раздражением и отеком губ, языка, неба и гортани, появлением пузырьков на слизистой рта через несколько минут после приема продукта. Самые частые симптомы — зуд губ, неба, жжение языка, першение в зеве, сухость во рту, покраснение и припухлость слизистой, образование афт. Более часто наблюдается при аллергии к свежей дыне, яблокам, фундуку, бананам, овощам, пыльце березы. Установлено, что синдром оральной аллергии обнаруживается у 85% детей с поллинозом, хотя в повседневной практике проявления атопии в полости рта наблюдаются у 10,8% детей. Своевременное выявление перекрестных аллергических реакций увеличивает эффективность лечения и обеспечивает оптимальный прогноз заболевания.
От 40 до 70% больных поллинозом страдают от такого клинического проявления перекрестной сенсибилизации к аллергенам различных фруктов и овощей, как синдром оральной аллергии. Точное число таких больных установить весьма трудно, поскольку синдром оральной аллергии обычно не является поводом для обращения к врачу. Попадая в верхние отделы пищеварительного тракта, аллергены фруктов и овощей приводят к локальной IgE-опосредованной активации тучных клеток, которая вызывает быстрое начало зуда, покалывания и отека губ, языка, неба, глотки. Иногда появляются чувство зуда в ушах, ощущение «комка в горле». Синдром оральной аллергии чаще всего возникает при употреблении в пищу сырых фруктов, овощей, орехов или фруктовых соков, в то время как термически обработанные фрукты и овощи клинических проявлений аллергии не вызывают.
Развитие синдрома оральной аллергии в большой степени зависит от таксономической принадлежности пыльцы, вызывающей у больного симптомы поллиноза. У больных с аллергией к пыльце деревьев и сложноцветных трав перекрестные аллергические реакции на фрукты и овощи развиваются чаще, чем у пациентов, сенсибилизированных только к пыльце злаковых трав. Вторыми (после синдром оральной аллергии) по клинической значимости являются реакции со стороны верхних (ринорея, зуд крыльев носа, приступы чихания, заложенность носа) и нижних (кашель, бронхоспазм) дыхательных путей. В формировании этих симптомов принимают участие как немедленные IgE-опосредованные, так и отсроченные аллергические реакции.
Гастроинтестинальные симптомы, наиболее характерные для пищевой аллергии на молочные продукты, рыбу и бобовые, не являются частым проявлением аллергических реакций на растительную пищу у больных поллинозом. Однако у них могут возникать тошнота, боли в животе, кишечные колики, рвота или диарея. При проведении гастроскопии и рентгенологических исследований с бариевой смесью у таких пациентов отмечаются гипотония желудка, задержка пищи в желудке, выраженный пилороспазм, а также последующее увеличение или уменьшение перистальтической деятельности кишечника. Слизистая оболочка ЖКТ гиперемирована и отечна, с участками утолщений и рассеянными петехиями.
Острая крапивница и отек Квинке — наиболее частые кожные проявления немедленных аллергических реакций на пищевые аллергены. Симптомы возникают, как правило, в течение нескольких минут после еды.
Контактная крапивница у больных поллинозом (часто в сочетании с респираторными симптомами) может появиться при приготовлении салатов, чистке овощей и при контакте с таким продуктом растительного происхождения, как латекс.
Самое грозное проявление перекрестной сенсибилизации — анафилактические реакции, но они встречаются гораздо реже, чем при пищевой аллергии, не обусловленной перекрестными реакциями на аэроаллергены.
По данным А.Н. Пампура, А.И. Хавкина (2003), наиболее часто встречаемой клинической манифестацией легочной патологии при пищевой аллергии являются бронхиальная асма и ринит, ассоциированные с IgE-реакциями. Чаще они встречаются не изолированно/а сочетаются с атопическим поражением кожи и ЖКТ. Частота респираторных симптомов, подтверждающихся провокацией, 6—25%, максимальна она у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом. Наиболее значимые аллергены—арахис, лесной орех. Первичный путь экспозиции пищевых аллергенов, которые вызывают астму, — пероральный, а не ингаляционный, хотя астматические реакции могут быть в условиях ограниченного пространства при приготовлении аллергена.