Авиабилет не гарантирует посадку в самолет

Представьте себе ситуацию, когда вы, заранее запланировав отпуск и забронировав авиабилеты и места в отеле, приезжаете в аэропорт под конец регистрации, а там говорят, что мест в самолете меньше, чем продано билетов. В результате вы остаетесь на земле в ожидании следующего рейса. Планы сорваны, настроение испорчено. Это и есть овербукинг.

Овербукинг (англ. Overbooking) – стратегия продажи товаров или услуг, при которой продавец сознательно принимает на себя больше обязательств, чем может выполнить в расчете на то, что не все из обязательств в действительности придется исполнять.

На воздушном транспорте он впервые появился в 1950-е гг. в США и был связан с маркетинговой политикой авиакомпаний, возвращавших пассажирам в случае отказа от полета полною стоимость билета. Такой подход привел к тому, что компании начали терпеть убытки. Для их покрытия и была придумана стратегия овербукинга. Суть — продать больше билетов, чем мест в самолете в расчете на то, что часть пассажиров откажется от полета.

Главный изъян этой стратегии – риск того, что на рейс зарегистрируется больше пассажиров, чем имеется мест в лайнере. И в такой ситуации кто-то неизбежно остается на земле. Лучшее, на что могут рассчитывать в таком случае пострадавшие — денежная компенсация, питание и отдых в гостинице.

Несмотря на это, в настоящее время к овербукингу прибегают практически все авиаперевозчики. Зачастую компании оказывается выгоднее продать лишний билет по завышенной цене перед самым отправлением рейса, заплатив компенсацию кому-то из пассажиров эконом-класса.

Бывают перепродажи билетов и по другой причине — при поломках самолетов. Если на замену неисправному авиалайнеру подается самолет меньшей вместимости (например, заявленный на рейс «Аэробус A321-200» на 169 мест заменяется «Аэробусом A320-200» вместимостью 156 мест), число пострадавших от овербукинга вырастает в разы. При этом возможностей для быстрого решения проблем у компаний в таких случаях гораздо меньше, а пострадавшие пассажиры вынуждены часами сидеть в аэропортах в ожидании вылета.

Практикуется овербукинг в последние годы и в России. Чаще всего это происходит в сезон летних отпусков. Наиболее высока вероятность нарваться на овербукинг на таких массовых недорогих направлениях, как Египет, Турция или черноморское побережье России.

Интернет пестрит жалобами пострадавших.

«Вчера пришли на регистрацию в аэропорт. На стойке дали билеты стэндбай, сказали, что на рейс овербукинг. Таких „счастливчиков“ оказалось 11 человек. В итоге при посадке в самолет нашлось место для трех орущих девушек, и я еще другана отправил этим рейсом (сделали ему апгрейд в бизнес). А мы оставшиеся пошли к представителям авиакомпании. Тем, у кого были мультивизы, предложили улететь с пересадкой в Вене или Мюнхене, а у меня и еще одной пары были однократки под даты поездки. Дали ваучеры на отель, жратву и билеты на завтрашний рейс на это же время», — пишет в своем ЖЖ пользователь memphis-kem.

«Попал вчера на овербукинг. В минусе — потерянный день (рейс 1 раз в день, не Европа, варианты с пересадкой не предлагали, несмотря на мои настойчивые требования), потеря и покупка нового билета на внутренний рейс, долгие переговоры по скайпу с принимающей стороной и куча нервов. В плюсе — апгрейд на бизнес, ваучер на 200 долларов, талоны на еду на 980 рублей, бесплатное хранение багажа. От гостиницы отказался. Минусы, безусловно, перевешивают все эти подачки», — констатирует блогер moriarty_prof.

Между тем в Европе, где овербукинг практикуется уже десятилетиями, давно выработаны правила компенсаций пострадавшим. Так, в случае, если оставшийся без места пассажир купил билет в первый или бизнес-класс, а свободные места в экономе еще остались, то ему предоставляется место в эконом-классе. В этом случае пострадавшим полагается компенсация в размере 30-75% стоимости билета в зависимости от расстояния перелета. И, напротив, при условии переполненного салона эконом-класса пассажира могут посадить на свободное место в бизнес-классе.

При полном отсутствии мест сотрудники авиакомпании обязаны спросить у остальных пассажиров, нет ли желающих остаться на земле в обмен на бонусы со стороны авиаперевозчика. Если добровольцев нет, то пассажир имеет право отказаться от перелета в обмен на возврат полной стоимости билета или полететь ближайшим рейсом этой или другой авиакомпании. В последнем случае пострадавший может потребовать от перевозчика оплатить питание, связь и – при длительной задержке – бесплатное проживание в отеле.

Кроме того, пострадавший пассажир имеет право на материальную компенсацию. Если расстояние перелета не превышает 1,5 тыс км, авиакомпания выплачивает 250 евро, при перелете на 3,5 тыс км компенсация вырастает до 400 евро, на более дальних перелетах она достигает 600 евро. Вместе с тем стоит отметить, что размер компенсации может сократиться в два раза, если ближайший рейс вылетает через 2-4 часа, в зависимости от расстояния перелета.

Предусмотрены компенсации за овербукинг и в США. Правда, там законодательство более либерально: при задержке вылета менее чем в час компенсации не полагаются, если пассажир пробыл в аэропорту менее 2 часов (для международных полетов – до 4 часов), ему выплачиваются $200, в остальных случаях он имеет право на компенсацию в $400.

В России добиться компенсации за сорванный полет гораздо сложнее. И зачастую выбивать деньги приходится через суды, которые, как правило, ограничиваются присуждением пострадавшей стороне выплаты стоимости билета, расходов на адвоката и символического возмещения материального ущерба в несколько тысяч рублей. Сэкономить на адвокате и увеличить шансы на положительный исход можно за счет обращения в мировой суд по месту своего жительства. Там дела рассматриваются даже в случае отсутствия стороны ответчика.

Чтобы не нарваться на овербукинг со стороны российских авиакомпаний, стоит придерживаться некоторых нехитрых правил: не гонитесь за дешевизной и читайте отзывы об авиакомпаниях, а также всегда старайтесь быть одним из первых в очереди на регистрацию в аэропорту — риск остаться на земле для опоздавших пассажиров вырастает многократно.

Если избежать овербукинга не удалось, можно постараться обернуть ситуацию в свою пользу. Например, добровольно отказавшись от посадки, можно получить от авиакомпании гораздо больше бонусов. При этом можно постараться получить ваучер на премиальный полет или билет на рейс в бизнес-классе.


ЛарисаЛатвия Морару
ЛарисаЛатвия Морару
Даниэль
12 лет
Лиепая
031157

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Гюльнара
Гюльнара
Джамиля
9 лет
Стокгольм
А вы представьте подружка купила билет из Баку в Венгрию, забронировала миллион туров себе по Европе, а при подаче документов на визу она оказалась 567 ой))) оказалось что до сих пор было продана 2400 билетов а вы летели только 600)) причина в том что цены на билеты дешевые ( авиакомпания проводит акцию) а посольство работает 3 раза в недели с 10.00-15.00. Так что и так бывает))
Пожаловаться
Алла
Алла
Марина
30 лет
Аня
28 лет
Толик
23 года
Кривой Рог

да уж… спасибо...

нужная информация...

дай Бог чтоб не случилось… но знание сила!

Пожаловаться
Юлёчек
Юлёчек
Диёр
15 лет
Рустам
13 лет
София
2 года
Железнодорожный

первый раз слышу про такое