Сподобилась посмотреть кино «О чем говорят мужчины». Кино хорошее. Наводит на мысли. Наводит, что характерно, не только меня. :)
Признаюсь, что подошла к просмотру с некоторым пристрастием. И не только потому, что кино радостно рекомендовала моя любимая Сократт-Сова, а ее рекомендациям можно верить, но и потому, что кино яростно НЕ рекомендовал один мужнин ЖЖфренд.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />
Дело было так. Стою я как-то за спиной любимого мужа и читаю из-за его плеча мужнину френд-ленту. О да, я плохая девочка! Стоять за спиной мужа нехорошо, его это жутко бесит, о чем мне неоднократно сообщалось в грубой и не очень грубой форме. Читать из-за плеча вообще неприлично, все с этим согласны, особенно те, кто читает. НО! Во-первых, это жутко интересно. Не потому, что авторы умны и тексты хороши (весьма неоднозначно), а потому, что можно наблюдать реакцию главного чтеца в прямом эфире, без поправок на самопрезентацию. Во-вторых, это довольно эффективный (если честно, САМЫЙ эффективный) способ быть в курсе интеллектуальной и общественной жизни родного супруга (а это, согласитесь, весьма актуально для четвертого года супружества и второго года спанья втроем с грудным ребенком между родителями).
В общем, читаю я пост некоего юзера мужеского полу, который ярко и незамысловато выражает возмущение вышеозначенным кином. Мол, нормальные мужики никогда (никогда!) не обсуждают друг с другом измены женам, проблемы в семье и прелести Жанны Фриске. Жанна Фриске – вообще отстой, нормальные мужики (тм) онанируют на совсем другие объекты. Опозорили квартетовцы весь маскулинный гендер перед всем честным народом, ай-ай-ай! Комментов набрал чувак больше сотни. Вариаций было немного, все крутилось вокруг "+1". Видно, в его френдах ходят только нормальные мужики. Что же муж?! Муж одобрил. Его друзья тоже не болтают на бабьи темы и Жанну Фриске не хотят. (Ну и слава тебе, Господи, в общем-то. Я на Жанну ни разу не похожа).
Про эту незначительную беседу об очередном посте я забыла почти сразу. Большая часть постов, куда более длинных, касалась совсем других тем, и чтение их требовало от меня недюжинного интеллектуального напряжения. Привычные и приятные мужу тексты содержат такие чуждые моему Те-за-у-ру-су (прости, господи) понятия, как «десталинизация», «национальная политика» и др, а также «промежуточный патрон», ФАУ-2, «развилка»… Одно мучение, бабы поймут. Если гора не идет к Магомету, Магомет с горой никогда не встретится. Магомет сидит в ЖЖ, и на горе ему ничего не надо. Придется супруге, если ей хочется периодически иметь беседы с мужем не только о выносе мусора, поднимать свою гору и шкандыбать в область спасения России от дураков и улучшения космической программы. (Раздвинь пошире предел познаний! Впрочем, будем справедливы, активных реплик от нас никто не ждет. Вполне достаточно внимать с условно осмысленным взглядом и задавать уточняющие вопросы). В общем, обсуждение фильмов – и то большая редкость на просторах френд-ленты, а уж обсуждение фильмов не про войну… И пока я не добралась до фильма руками и глазами, ни разу о той дискуссии не вспомнила. А тут посмотрела и задумалась.
Удивительно, но все многообразие обширных мужских интересов почти строго соответствует двум простым критериям:
1.Обсуждаемый объект должен иметь большую общественную значимость, стремящуюся к общечеловеческой.
2.Обсуждаемый объект должен иметь минимальное практическое значение и ни при каких обстоятельствах не вынуждать мыслителей к какой-либо полезной работе.
Удивительно еще и то, что структура и общий эмоциональный посыл таких «тематических» диалогов от темы не зависит. Это либо конкурентное «Чей длиннее/толще/тверже», простите, «Чья информация достовернее/источник надежнее/мнение весомее», либо дружеское взаимное поглаживание «Мы – Действительные Члены в клубе Самых длинных/толстых/твердых/зато машины крутые», простите, «Мы компетентные военно-альтернативные историки» или «Мы болеем за Зенит». Что мужику стыд, то бабе смех, не иначе.
Создается впечатление, что женщины, дети, хозяйство, межличностные отношения, простой созидательный труд и прочие мелочи реальной жизни мужчин вообще никак не беспокоят. Семья у мужчины образуется сама по себе, существует сама по себе и распадается без малейшего мужского вмешательства в результате спланированного злодейства жены-тещи-детей-правительства. Эти вехи в жизни мужчины отмечаются сухой констатацией, отвечаются вежливыми поздравлениями и/или сочувствиями. Подробности/причины/нюансы/чувства – не мужского ума дело, спрашивать почти неприлично, еще менее прилично рассказывать самому, особенно в жалобной манере. Прилично состроить независимую мину Штирлица-Исаева в камере гестаповского застенка и со всей ответственностью выразить готовность использовать по назначению пистолет с одним патроном, «хотя я тут вообще не причем». Однако ж эти «бесчувственные бревна стоицизма» (с трудами Марка Аврелия, впрочем, в большинстве незнакомые) совершенно чудно впадают в разные формы депрессии, вид зачастую имеют весьма затравленный и с обыкновенной собственной жизнью справляются, как выясняется в ходе женского расследования,… э-э… не очень хорошо. Значит, «бабьи» проблемы есть и у мужчин. Только женщины их обсуждают, изучают и кое-как решают, а мужчины брезгливо (или трусливо?) отмахиваются и ждут, пока все решат близлежащие женщины.
Вернемся к фильму. В общем, при просмотре оного возникает ощущение двоякое: с одной стороны абсолютная жизненность и достоверность «из печенок» всех переживаний героев (поскольку авторы сценария – мужчины, нельзя предположить, будто это женское восприятие мужских проблем); с другой – абсолютная нереалистичность диалогов, как диалогов. Я бы назвала это кино «О чем должны были бы поговорить мужчины, если бы были на это способны».
Тем не менее, я верю в мужчин. Я считаю их другими, но все-таки гомо сапиенсами. Я верю, что их беспокоят отношения в семье, проблема вранья жене и измены ребенку. Они помнят детские мечты, рефлексируют детские переживания, хотят «доказать» что-то первой любви. Но, увы, мужчины НЕ ГОВОРЯТ друг с другом об этом. Они расскажут это только очень хорошему и тактичному психотерапевту, если к психотерапевту их приволокут жены за шкирку. Или «фашистам, которые знают правду». Под страхом неминуемой смерти.
Все это довольно грустно, если честно. Хотя местами уморительно смешно.