Славянские обряды и традиции

Мы до того привыклик ножу, что пользуясь им каждый день, не за­думываемся какимпредметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует. Нож самыйпервый предмет, который изобрёл человек много тысяч лет тому назад. Само слово ножизвестно всем от младенца до старца, но как появилось оно знаютнемногие. Наши предкииспользовалив бою длинные мечи, сабли, копьякогда дело доходило до боя,рукопашногов ходшли короткие,крепившиесяк ноге ножныемечи. Со временемслово мечотпало, а ножнойсократили докороткого–нож. Этимсловом до сихпор мы иобозначаемэтот древнейший предмет.Как видим,у этогопредмета большая, можнодаже сказать великая история,а историю надо изучать, знать, хранить! Где история, там традициииобряды. А обрядов связанных с ножом,множество и это логично.Однихназваний самого ножа более тридцати!Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник,косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож — мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй,носатик, секреток, резак, чапель,чепелышка — 31 и это ещё не всё!Нож использовали какво времяприготовления пищи (резка хлеба,овощей, мяса и т.д.), так и дляразличныххозяйственных нужд: для щипания лучины, резки веников, вгончарном исапожном ремесле, при изготовлении деревянных изделий...Применение ножа за обеденнымстолом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба заобедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились застолом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь послеэтого разрезал ее и раздавал членам семьи. Нож должен лежать лезвием к хлебу.Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь субийствами и кровопролитием, ежиссеры этот приемшироко используют в кино). Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, — могзарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, — с этимчеловеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой,т.к. нож наберёт его энергетику(вспомните о японцах и их трепетному отношению к своим мечам). Нож широкоиспользовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещалипод подушку роженицы, вместе с благовоннымитравами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.При появлении младенца, отецвыковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика,юношу, мужчину всю жизнь. Не трудно понять как хорошо имвладели (представьте, Вам подарили в детстве автомат Калашникова иразрешили стрелять в тире, постоянно обучали приёмам стрельбы — толькодебил не выучился бы хорошо стрелять!Когда вносилиребёнка в дом, после крещения, нож наравне с углём, топором и ключами клали напорог дома, через который должны были переступить (наступить) крёстныеродители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащимна пороге. Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами,ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразупосле его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и неубирали до появления у него первых зубов.Если ребенок долгоне начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя».Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала ножи разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так иназывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, подкоторым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.В мужскихобъединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож иликинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде неприменяемый. Применение и ношение ножа строго регламентировалось.Известны три способа ношения:1- на поясе,2- в голенище сапога,3- в кармане на груди.Нас интересует положение«на поясе», т.к. считают его более древним.Во время обряда ножзачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни егоносили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функциональнов военноевремя.Повсеместно вТверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств.Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.Атрибутом мужскогоначала нож (кинжал) предстаёт в малых фольклорных жанрах, причем образконкретизируется сопоставлением с мужским органом: «Что у казака повыше колена,пониже пупка?» Ответ: «кинжал». По всей видимости, архаичному сознанию близкаассоциация поясного ножа — кинжала и мужского начала.Весьма яркойиллюстрацией этого предположения являются скифские идолы 6-5 века до н.э.Уних у всех, при общей скупости обработки и минимальном наличии атрибутов(шейная гривна, рог-ритон), необычайно тщательноизображён нож (кинжал), расположенный на месте мужского детородного органа, какбы заменяя его качественно белее высоким образом мужского воинского начала, унекоторых из них не изображены даже черты лица, но нож обязателен, ибо онхарактеризует качество субъекта.Весьма характернымобрядовым вызовом на бой, было втыкание ножа в землю(если обряд на улице и в матицу — если в избе). Было так: один из бойцовисполнял боевой танец под обрядовый наигрыш «на задор» с характернымиприпевками, приближался к тому, кого он желал видеть своим соперником и втыкалперед ним в землю свой нож, после чего тот выходил на обрядовый пляс,перерастающий в обрядовый бой.Какое толкованиепредлагается этого ритуального действа? Со всей очевидностью встаёт перед намиоппозиция мужского и женского начала. Давно сложилось единодушное мнение учёныхоб обожествлении земли славянскими народами: мать — сыра земля, родная земля,родина, мать — земля русская.Женское- рождающее — начало земли воспринимается не столько в сексуальном плане,сколько в эпическом, глобальном, космическом, всеобщерождаюем.Точно таким же — эпическим — мужским началом традиционно наделялся поясной нож (кинжал).Обрядовое соитиеэтих двух эпических начал — это не ассоциация с половым актом или обрядомплодородия, мистерия переводит все обряды обычного плана в мир тонкий, возвышаяоценочную характеристику любого действия, преломляя его в мир волшебный.Поэтому сам боец,втыкающий нож, участвует в акте мистического соития начал лишь номинально,постольку — поскольку — это акт соития небесного мужского духа и земного — женского. «Небо — отец, земля — мать, а ты — трава, позволь себя рвать»В результате этогосоития, видим, должен родиться (преобразиться) сам боец или его соперник. Онвходит в родство с Небесным Отцом и Земной Матерью и получает от них силу иподдержку для подвигов. Не случайно, попав в беду, богатыри просят у матушкисырой земли помощи и силы сразу «вдвое прибывает». Стоящий нож также сравниваютс эрегированным членом, т.к. в народной медицине эрекция является признакомвыздоровления, мужской силы. Отсутствие — умиранием, утрачивание яри — жизненной энергии. Способность воткнуть нож и сохранить в воткнутом состоянии — значит сохранить статус волшебного воина, обеспечить право доступа к силе,исходящей от Земли — Матери и от Отца-Неба. (Обратите внимание на центр круга:обычай в общинах, артелях, у казаков, при обсуждении вопросов садились,образовывая крут, в центр которого втыкался нож: думаю сейчас понятно длячего?)Наряду сотождествлением оружия со своим владельцем, традиция одухотворяет оружие инаделяет его, как бы собственной волей отстраненной от воли хозяина. Всемпамятны с детства образы меча-саморуба, дубинки-самобоя, — чудесных помощников сказочных героев,которые по одному желанию хозяина начинают уничтожать врага и самивозвращаются, сделав дело. Постоянно подчеркивается отношение к оружию как кбоевому товарищу: «Верный дружок — за сапожный ножок».Оружие втрадиционной культуре русских одушевлялось и наделялось многими чертами иатрибутами человека-воина, причем воина абсолютного, существующего только вволшебном запредельном мире чудесного подвига и ведущего себя неадекватно вмире обычном. В свете этих представлений особым космическим смыслом звучитзаповедь отношения к ножу — кинжалу; «без нужды не вынимай, без славы е вкладывай!». Ибо нож инжал — атрибут сокральный, который нельзя попростуиспользовать всуе, т.к. это приведёт к растрачиванию силы!Поучительный пример.Смотрел я передачу про горсма.Выпускаются ножи более 200 лет!!! Почти каждый мужчина носит с собой нож.Бывали стычки, драки, стенка на стенку, но(!!!) сторожилы не помнят ни одного случая, когда бы применялсянож, вроде парадокс, но всё правильно — культура обращения с этим предметом навысоте, т.к. с детства с ним знакомы. И обратный пример: часто сам наблюдал идо сих пор наблюдаю, как попадает нож к человеку, воспитанному не в традиции, ион начинает сразу им размахивать. При этом делаястрашные рожи так, что с ним действительно небезопасно находиться рядом. Л приобретя нож, начинает им «долбать» всё подряд, дажечугунные батареи, рубить железо, кидать во что попало и виснуть
на нём (привожу примеры):1.Эксперт-криминалист: «А вместе ***страшно!»2. Каширин С. Н. По пьянке рубил чугунную батарею: «Прости, дурака старого!»3. Пробил дверьиномарки, влез по «медведя»!4. Леоненко Н. Н. В Красноярске солил рыбу в бочке и ...5. Директор магазиназапчастей у Художки: «Как нож?» — "Во-о-о!!!"6. 2002 г. Иманова Алла – друг засунул бритвеннозаточенный нож в замочную скважину.7. 1993 г. каратистна выставке ломал нож. вывелиз строя руку.8- 1983 г. студентом был, у бабкирассохлась бочка.9. 1994 г. Художки зимой, в деревопромазал, полметра искры сыпались!..10. 1998 г. — Омскийучебный центр УВД, лопату сломал, бетонную стену продырявил, полковник Кирштейн: «Беру и не надо чистить!»11- 1977 г. — Мищенко д. Саша, Сделал«вентиляцию в шапке для горячейголовы».12. 1977 г. — егосыну пробил дюралевую лыжную палку с 8-ми метров, очень огорчился!Закончу этот трагикомичныйраздел словами Расула Гамзатова: «Чтоб владеть кинжалом (понимай ножом) — помнидруг, голова куда важнее рук!»В свадебнойобрядности, как оберег от нечистой силы, нож клали в карман жениху, аневесте давали ножницы. В утро свадьбы брат невесты вооружённый ножомили палкой, или плетью, или скалкой,или поленом, продавал дружке или самому жениху косу невесты. Во время пира вдоме жениха, его заставляли "потыцать нож"- поцеловаться с невестой.В похоронпо-поминалыюйобрядности после выноса покойника, на лавку клали большой нож или топор, кочергу, реже — ухват. Использование в данном случае железных предметов, вызваностремлением защититься от смерти. Когда священник приходил исповедатьтяжелобольного, нож оставляли на столе, чтобы «явившаяся за душою смерть(нечистая сила) устрашилась и отступила от своей жертвы».В календарнойобрядности нож использовали во время святочных и иных гаданий, очерчиваясь имот нечистой силы, чаще всего от "немытика"(чёрта), В гадании, очертясьтаким образом, в амбаре, девушки спрашивали у туши поросёнка о своёмсуженом. В Новый год крестьяне гадали о будущем урожае: взяв с собой ножи парус, приходили на гумно, где очерчивали себя ножом, втыкали его рядом вземлю и покрывались парусом. Если во время гадания слышался шум бросаемых снопов истук молотящих цепов, считалось, что будет богатый урожай. Тишина говорила об обратном.Парус символизировалоблачный покров, нож-молнию. Находясь в очередном круге, под покровом паруса, гадальщикибыли в безопасности. Вышедшемуиз круга грозиласмерть от ножа, т.е. от удара молнии.Нож был обязательныматрибутом обряда первого выгона скота в поле, в Егорьев день, 23 апреля (6 мая). В этот день пастух прогонялскот между ножом, топором, ушной серой каждого животного, закатанной в воск,замком, ключами, землёй с муравейника, стоящего на перекрёстке дорог. Затем ножи остальные предметы закапывались в землю на пастбище и оставались там до концалетнего выпаса скота, оберегая от нечистой силы и болезней.Очертиться ножом и накрытьсяскатертью нужно было в лесу и при добывании цветка папоротника, в ночь на Ивана-Купала. Когда цветокраспускался,следовало сорвать его и под скатертью дойти до дома, где тем же ножом, которым очерчивалсякруг, разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок, чтобы «всётайное и скрытое стало ведомым и доступным человеку».Не разрешалось братьв руки нож, так же как и другие острые предметы, в день Иоанна-крестителя 29августа (11 сентября), т.к. это напоминало «тот меч, которым отсекли голову Иоанну-крестителю», поэтому хозяйки нарезали хлеб идругие продуктынакануне.Чтобы напугатьведьму и лишить её колдовских способностей, нужно было воткнуть нож вкрест оконной рамы в верхнюю часть косяка или в «грядку» под столом в тойизбе, где находилась колдунья.Колдун так же и самупотреблял нож во время колдовских действий. Он должен был перекувырнуться через несколько ножей, воткнутых в землю, для того, чтобыпревращаться в животных. Нож необходим был колдуну при сотворении «чар наслед». По представлениям крестьян, человек, у которого снимали след, лишалсяумственных способностей, угасал, ссыхался и умирал. «Снять след»фактически означало лишить человека движения, сбить его с ног, заставить слечьв постель. При сотворении подобных чар, колдун обязательно широким ножом, иногда даже«окровавленным вихрем» (в поднявшийся на дороге вихрь — столб пыли, по народному поверью представлявший пляску чертейс ведьмами, бросался нож с молитвою: нож, попавший в середину вихря и воткнувшийся в землю, считался«окровавленным», т.к. таким обзорам наносилась рана ведьме иликолдуну), вырезал след своего противника, т.е. землю или дёрн, на котором стояла нога данного человека. Вырезанная земля сжигалась впечи или вешалась в дымовой печи со словами: «Как сохнет дерн, и землятак высохнет, исчахнет и тот несчастный, на чей след твориться чара»В народной медицинеприменялся нож при лечении различных болезней, заговорами и приговорами.Лечение испуга на русском Севере проходило так: больного ставили на порог и обходилиего по солнцу несколько раз, держа в руках нож и топор, после чего эти предметывонзались в порог со словами: «Что секёшь? — Испуг секу, топором зарубаю, ножом асекаю боль и испуг, унимаю. Аминь».При колотье знахарь обводил больное место бруском икрестил его столовым ножом со словами приговора, после этого обмывал нож водой,которой поил больного и обмывал больное место.

Какая Есть
Какая Есть
Арсений-Ангелочек
16 лет
Станислав-Ангелочек
14 лет
Ева
9 лет
Тверь
11868

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мария Сорокина
Мария Сорокина
Ксения
14 лет
Тверь
ооооооооо мне никогда не прочитать, но думаю не лишены были смысла и логики их действа