Левши.
Елена Заиченко.
До сих пор нет четкого объяснения причин леворукости. Левши по-прежнему являются загадкой для науки. Среди животных тоже встречаются правши и левши, а также животные без явного предпочтения лапы. Эксперименты показывают, что те из них, кто явно предпочитает пользоваться одной из лап, лучше обучаются. «Рукость» — то есть предпочтение в деятельности одной из рук, стало важным эволюционным преимуществом человека и высших животных. Но только среди людей правшей намного больше, чем левшей.
Люди делятся не просто на правшей и левшей. На одном полюсе находятся ярко выраженные правши, на другом наследственные левши, а между ними люди с менее выраженной праворукостью, амбидекстры (те, кто свободно пользуются обеими руками), левши, не имеющие в роду левшества. А если вспомнить, что люди могут также различаться не только по признаку предпочтения руки, но и по ведущему глазу, уху, по расположению речевого центра в одном из полушарий, то получается многообразие типов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, особенности восприятия и переработки информации, особенности построения картины мира.
Несмотря на то, что у ребенка есть генетические предпосылки стать правшой или левшой, он не принадлежит от рождения к определенному типу.
Мозг ребенка активно развивается после рождения и важной частью процесса развития является формирование функциональной межполушарной ассиметрии. Проще говоря, полушария мозга «выясняют отношения, делят обязанности и учатся сотрудничать». Это долгое и непростое дело. До 3-4 лет они работают почти автономно, потому что еще не развилась структура мозга, обеспечивающая обмен информацией между полушариями. До этого возраста нет у ребенка и устойчивого предпочтения одной руки. Богатая впечатлениями среда способствует развитию мозга. У детей, растущих в благоприятных условиях, предпочтение руки появляется раньше (к 4 годам), у детей педагогически запущенных, с задержкой психического развития оно может быть не сформировано и к 7.
Процесс «разделения обязанностей и выработки протоколов сотрудничества» между полушариями проходит через множество этапов и длится до 8-10 лет. Необдуманное вмешательство в него может создать много серьезных проблем. Попытки переучивания левшей часто приводят к появлению заикания, проблем в обучении и неврозов. Причем проблемы могут возникнуть не только там, где ребенка ругают и наказывают за использование «неправильной» руки, но и при «ненасильственном» переучивании, когда близкие всего несколько раз перекладывали ложку и карандаш в правую руку.
Для ребенка очень важно самому выработать предпочтение руки, а умные и внимательные родители могут помочь ему, предлагая интересные задания для обеих рук поочередно и наблюдая за реакцией ребенка и результатами его деятельности.
Левши в человеческой популяции в меньшинстве. Ручки дверей и кнопки бытовой техники, инструменты и рабочие места – все сделано так, как это удобно правшам. Ежедневные, ежесекундные неудобства от пользования всем этим, которые испытывают левши, ученые назвали «декстрастрессом». Но это только одна из многих проблем левшей в «праворуком» мире.
«Декстрастресс» — это не только неудобные ручки дверей. Знания, информация тоже подается в удобном, естественном для правшей виде. Правши воспринимают пространство неоднородным, для них легко запомнить направление: читаем и считаем слева направо, страницу оглядываем сверху вниз, на карте север вверху, а юг внизу. В восприятии левшей пространство однородно и не имеет направлений. В их мире любую букву и цифру можно повернуть в любую сторону – и зеркально, и даже «вверх ногами».
Им очень трудно заметить разницу между написанием «ЛЮБА» и «АБЮЛ», этому их приходится специально и долго учить. Зеркальное написание букв встречается практически у всех детей, ведь писать они учатся тогда, когда их полушария все еще «выясняют отношения», но только левши делают это так систематически. (Если ваш младшеклассник упорно «зеркалит», стоит задуматься: нет ли сбоя в формировании взаимодействия полушарий и той ли рукой он стал учиться писать.)
В результате такой неопределенности пространственных отношений, левше трудно разобраться: что из чего вычитают, что значит «больше, чем» в условии задачи, как понимать географическую карту и часы со стрелками.
Те действия и последовательности действий, которые маленькие правши усваивают автоматически, просто подражая взрослому, часто требуют от левши осмысления и разработки алгоритма. Автор программы психолого-педагогической адаптации левшей А.В. Семенович восхищается изобретательностью левшей. Даже маленькие левши способны придумать себе приемы запоминания и проверки правильного написания букв и слов, целеустремленно и серьезно работать над решением своих учебных проблем ( используя, например, такие нетривиальные для первоклассника средства как словари и энциклопедии). Но все же действия осмысленные выполняются медленнее и отнимают больше сил, чем автоматизированные. С этим связаны еще две особенности левшей: повышенная утомляемость ( и, как следствие, более хрупкое здоровье) и трудности переключения с одной деятельности на другую. Даже взрослым левшам бывает трудно делать два дела одновременно ( например, работать руками и разговаривать).
Часть левшей имеет дополнительные трудности в адаптации. Это те, в чьей семейной истории не было случаев левшества, но рождению которых предшествовали осложнения беременности и родов ( особенно кислородное голодание). У «вынужденных» левшей в результате повреждения левого полушария не смогла сформироваться генетически заданная праворукость. Помимо обычного декстрастресса им приходится компенсировать еще и повреждения мозга. Такие дети бывают расторможенными, эмоционально неустойчивыми, им трудно сосредоточиться и в школе им приходится еще сложнее, чем «потомственным» левшам. Интересно, что ярко выраженные правши отстают в интеллекте от умеренных правшей и, к тому же, отличаются особенной неловкостью левой руки. Возможно, такое сильное предпочтение правой руки тоже вынужденное и связано с повреждением правого полушария.
Маленькие левши с трудом осваивают сложные движения, требующие координации обеих рук и ног. Для развития этой слабой стороны им очень полезны танцы, плавание, у-шу. Дома родители могут предложить ребенку порисовать двумя руками одновременно (это полезно всем детям, но левшам просто необходимо). При обучении левшей очень хорошо работают приемы, подключающие осязание и движение (ходить по контуру буквы, нарисованному на асфальте, лепить цифры из пластилина или теста).
Сложные для них задачи на вычитание, сравнение ( «больше-меньше»), на «движение поездов» можно представить с помощью предметов и научить ребенка делать это самому.
Словом, нет таких детских проблем, которые бы любящий и изобретательный родитель не мог бы решить с помощью систематических занятий. Тем из родителей, для кого тема помощи детям-левшам актуальна, я хотела бы порекомендовать книги нейропсихологов А.В.Семенович, М.М. Безруких, Т. М. Хризман и Еремеевой.
Взято с сайта
любопытно… старший сын двурукий))) в тетради пишет левой а на доске правой)) и так во всем))) не согласна только с возрастом когда уже понятно левша или нет… у нас уже в 6 месяцев было понятно что сын левша… он все брал левой рукой и даже если что то давали специально в правую, он перекладывал в левую руку.