Мечта любой мамы: ребенок спокойно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел.
Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого временивозможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игреодному. Эти и многие другие вопросы затронуты в данной статье.

Игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста,поэтому игре уделяется много внимания специалистами, родителями исамими детьми. Как ребенок играет (сам процесс его игры), играет ли онвообще, играет в одиночку или вместе с другими детьми, интересуетродителей, педагогов, психологов и психоаналитиков.

По уровню развития детской игры опытные педагоги, психологи ипсихоаналитики могут многое рассказать о вашем ребенке. Наблюдая игрудаже самого маленького ребенка можно определить уровень егопознавательного развития, то есть степень зрелости его мышления и речи,внимания и памяти. С помощью наблюдения за игрой ребенка можноопределить, насколько развиты его навыки общения со взрослыми исверстниками, способность снимать накопившееся внутреннее напряжение,переключать внимание и многое другое.

В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднегомладенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этоговозраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этомодному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости ( водном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когдамалыш устал или хочет сменить игру.
Рассмотрим особенности развития детей с рождения до пяти лет и их способность играть самостоятельно на разных возрастных этапах.

1. Ребенок первого года совершает переход из внутриутробной жизни всреду обитания его семьи. Ему очень важен контакт с матерью, ее любовьи ласковое отношение. Эти дети еще не умеют играть, и у них нетпотребности в игре. Игрой новорожденного можно назвать некоторыеманипулятивные действия, однотипные по своей сути, которые онсовершает, пытаясь успокоить себя, снять напряжение. Это сосание пальцаили кусочка одеяла, они могут теребить пустышку, или погремушку которуюдала ему мать. Но и детей первого года жизни важно учить играть –хватать игрушку, рассматривать ее, исследовать ее, манипулировать ею,пробовать ее «на зуб». Это тренирует зрительный, слуховой анализаторы,а также развитие навыков хватания, кусания и взаимодействия с игрушкой.
Младенцы первого года жизни не умеют играть и их основная деятельностьна первом году жизни состоит в том, чтобы установить хорошие, надежныевзаимоотношения со взрослым. Дети боятся остаться один на один с этиммиром и настоятельно требуют присутствия взрослых людей. Не стоит им вэтом отказывать.
Но даже младенец первого полугодия жизни может, и иногда это необходимодля его психического развития, оставаться одному, на несколько минут –от 1 до 3-5 минут. Это способствует развитию мышления и воображенияребенка, являющееся в дальнейшем основой для игр и роста.
Нет необходимости постоянно развлекать ребенка, иногда ему необходимопобыть одному, как и каждому из нас. Малыш, который уже можетудерживать в руках небольшие предметы и погремушки, может некотороевремя посвятить их рассматриванию. Существует много игрушек, которыеможно и нужно подвешивать на уровне глаз ребенка в кроватке. Когдаребенок привык к ним, совсем не обязательно взрослому постояннонаходиться рядом. При условии, что техника безопасности соблюдена(игрушка не упадет и не повредит ребенку и т.д.) взрослый можетоставить малыша на несколько минут.
Нужно ли говорить, что все младенцы разные. И важно индивидуальноподходить к этому вопросу. Чуткая мать, наблюдая за своим младенцем,хорошо знает его потребности и возможности. Ребенок всегда скажет всемиприсущими ему средствами, что он устал, хочет на ручки или простоголоден.
Приучать ребенка играть одному в первом полугодии жизни нужно оченьпостепенно, выбирая моменты, когда малыш сыт, в хорошем настроении, неутомлен и не перевозбужден. Оставлять расстроенного ребенка одного вкомнате даже на непродолжительное время нецелесообразно. Это можетразвить только присущую некоторым младенцам реакцию «цепляния» завзрослых.

На втором полугодии первого года жизни навыки ребенка развиты лучше, ион уже может выполнять различные несложные действия. Ребенок обычно ужесидит, развиваются навыки активного ползания, многие дети даже ходят.Но взрослым важно помнить, что этот возраст чреват началом развитияразличных страхов – страха потери матери, страха перед незнакомымилюдьми, перед всем новым, страха потери любви близких. В норме этистрахи выражены у детей начиная с 8 месяцев до 1,5 лет.
Здоровые младенцы второго полугодия первого года жизни могут остватьсяодни до 5-7 минут, но при этом важно, чтобы обстановка была привычнойдля ребенка, а мать была поблизости, и всегда могла прийти, еслиребенок ее активно позовет. Это постоянство важно для малыша. Ребенок вэтом возрасте устанавливает с матерью близкие отношения, отношениялюбви и нежной привязанности, которые он сможет в будущем перенести всвою взрослую жизнь. Близость матери в этот период необходима ребенку.Мать передает ребенку опыт любви в будущих отношениях с людьми.Психоаналитические исследования показывают, что многие «искалеченнные»личности не могут пережить опыт любви из-за отсутствия в их жизниматеринской заботы на первом году жизни.
Все нормальные дети на первом году жизни проявляют дискомфорт придолгом отсутствии взрослых и нахождении в одиночестве. Многие малышивыражают бурный протест одиночеству, так как дети по-другому переживаютчувство времени. То, что для взрослого может означать «несколькоминут», для ребенка –целая вечность. Об этом нужно помнить.
Внимание специалистов в возрасте первого года жизни могут привлекатьтолько дети, которые с самого рождения слишком «спокойно» переносятотсутствие родителей. Они могут подолгу находиться сами и при этом незвать мать и никак не выражать своего неблагополучия. Проблемы такихдетей на первом году жизни проходят незаметными для родителей, авыражаются позже, примерно к двум — трем годам. Внимательные материмогут заметить их и раньше. Особенно ярко отклонения проявляются припоступлении в детсткий сад и школу. Матерей должно настораживать такое«спокойствие» и равнодушие детей. Ребенок может часами пребывать водиночестве в своей кроватке и не выражать при этом никаких эмоций.Здесь нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, так какразвитие ребенка может быть затруднено или приостановлено. Первый годжизни – очень благоприятный возраст для коррекции самых серьезныхпсихических нарушений, при этом важно не упустить драгоценное время.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужноначинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится вхорошем настроении. Чувство меры здесь поможет родителям определить товремя, которое их ребенок может выдержать без присутствия взрослого.

АннаTOPRAROG Топунова
АннаTOPRAROG Топунова
Алёна
9 лет
Лобня
014154

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ЮлечкаМамулечка
ЮлечкаМамулечка
Илюшенька
7 лет
Краснодар

о да!)))Как актуально!)))

мы можем играть  сами, но только если мама занята.Если же минутка в греховной неге на диване – всё! капут! тянет за руку, несёт пирамиду, просит показать улицу в окно...

И не дай бог родители включат фильм и будут его смотреть!

И когда же прийдёт этот страх потерять маму?????(((