Лев Семенович Выгодский – этот выдающийся ученый когда-то давно спас меня на первом моем университетском экзамене по психологии, потому что именно о нем я тогда прочитала прямо перед дверью аудитории! С тех пор его имя твердо засело у меня в памяти! Но то, о чем он размышлял в своих работах, в те времена было от меня очень далеко! И вот, спустя годы – я мама! И все его сложные научные обороты начинают стройно выстраиваться в моей голове в простые истины, каждую из которых я могу разглядеть в своем ребенке!<o:p></o:p>
Именно поэтому мне захотелось написать словами простой мамы о том, что говорил Л.С. Выгодский о кризисе первого года жизни. Свое простое виденье его сложных мыслей. Много, длинно, уж простите))) ну у него, поверьте, длинней!))))))) <o:p></o:p>
Что же такое кризис? Я слышала от мам множество протестных высказываний против одного уже слова! Мол, начитались заумных книжек и теперь валят любую проблему с ребенком на «периоды», «кризисы»… Но, считаю, о существовании таковых знать никому не помешает! Потому что это лишь даст объяснение тому, что происходит с вашим ребенком во время такого сложного и загадочного процесса, как взросление! Кризис – это не более чем переходный период, когда жизнь человека неумолимо меняется, и ему необходимо адаптироваться к этим переменам. <o:p></o:p>
Первый кризис поджидает новорожденного уже в сам момент его появления на свет! Его мирное уютное существование в мамином животике меняется на новую жизнь в большом мире, с другой едой, другими ощущениями! Молодым мамочкам прекрасно известно, как непросто смириться малышу с его новым образом жизни! <o:p></o:p>
Последующие кризисы не столь стремительны, но суть сохраняют ту же! Это изменение образа жизни, появление новых возможностей, которые сложно, но необходимо освоить!<o:p></o:p>
Так в конце первого года жизни, ребенок пробует ходить, начинает осваивать речь и учится выражать свои эмоции. Этого уже достаточно для того, чтобы его существование кардинально изменилось! Умение ходить дает скачок в физическом развитии. Эмоциональные реакции позволяют выразить свое отношение к происходящему. А начало речевой активности – это совершенно особенное проявление, которое дает начало всему тому, что будет отличать человека от животного! Со слов начинается мышление! <o:p></o:p>
Однако такой сложный и важный процесс не может происходит одномоментно! Исследователи, наблюдая за детьми от года до 2-х лет, выявили, что ребенок не начинает сразу осваивать язык взрослых! Он начинает понимать его, но на ряду с этим выдумывает свой особенный язык, который ученные назвали «автономным». Эта автономная речь и есть визитная карточка кризиса первого года жизни! <o:p></o:p>
То, что мамы часто принимают за простое неумелое подражание, на самом деле удивительное явление! Язык, который в корне очень сильно отличается от нашего! В нем нет прикрепленных значений! Ребенок в таком возрасте еще не может осознать, что в мире у всего свое имя, он воспринимает название предмета лишь как свойство, наряду с другими такими же свойствами! Корова называется коровой, потому что мычит и имеет рога! И все, что имеет рога тут же станет коровой! Ребенок распространяет одно и тоже слово на множество не связанных, на наш взгляд, понятий! Все круглое становится «лябликом» (яблоком), а если на глаза попадется солнце и будет названо «лябликом», то им станет и все яркое! Например, лампочки и люстры, а после – все, что весит на потолке, вплоть до штор! <o:p></o:p>
Таким образом, слова не связанны с конкретным предметом, как во взрослом сознании! И более того, слова такого детского автономного языка не могут существовать вне реальности, которую видит ребенок! Он еще не может мыслить словами в своей голове! Он говорит только то, что видит! Причем возникает не просто жестко привязанная ассоциация «предмет – название», как считали психологи ранее, а намного более сложные ассоциативные линейки, перетекающие из одной в другую. <o:p></o:p>
Цвета могут менять свое название в зависимости от того, на каком фоне они расположены! Постоянных единиц нет. Существует только то, что у ребенка в данный момент перед глазами. Такова же и природа соединения слов между собой. Если ребенок видит, что машинка уезжает – это наглядно, и соединение слов «биби уууу» вполне реально! Но для того, чтобы понять, что и стул, и шкаф, и диван – это мебель, нужна другая форма мышления, которой ребенок еще не достиг! Эти предметы наглядно никак не связаны между собой!<o:p></o:p>
Изначально немецкие ученные назвали первую речь ребенка «языком мамок и кормилиц», пологая, что это сами взрослые навязывают ребенку «детскую» речь, видоизменяя слова с «больно» на «бо-бо», с «писать» на «пи-пи» и т.д. Но на самом деле, ребенок сам выбирает себе условные обозначения, свой кодовый язык, который могут расшифровать только близкие! Таким образом, дети первыми заставляют нас заговорить на их языке, а потом уже осваивают наш!<o:p></o:p>
Первыми сигналами того, что период автономной речи, а значит и кризиса первого года, подошел к концу, являются попытки ребенка узнать, как называется тот или иной незнакомый ему предмет! Случается это обычно в начале второго года жизни. Но, надо понимать, что задавая вопрос «что это?», ребенок все еще стремится узнать назначение предмета и главные его свойства, а не просто «имя».<o:p></o:p>
А значит, главная задача родителей в это время – как можно чаще «тыкать пальцем» во все, что окружает его чадо, и объяснять, что это и для чего это нужно! Все очень просто! Но именно эти действия станут ключом зажигания для мышления ребенка! <o:p></o:p>
Собственно говоря, многие мамы и без погружения в размышления о природе человеческой речи и мысли, прекрасно справляются со своей задачей на интуитивном уровне! И это здорово! Но все-таки так приятно не просто быть рядом со своей кровиночкой, но и понимать, что происходит в его голове в данный момент! Понимать, что его забавные «няньняни» и «абусы» — это не просто причудливые сочетания звуков, это целый язык, совершенно особенный, кратковременный, но необходимый для зарождения самого главного умения человека – умения думать! Именно в это время в маленьких симпатичных головках зарождаются то, что делает человека человеком – его мысль! <o:p></o:p>
Интересная статья! У нас как раз такой период) Димка все время что-то «мычит» на своем и муж все время говорит что интересно было бы узнать о чем он говорит)
Вероника, кто автор этой статьи? Очень интересно написано, и очень близко к тому, как я это понимаю )
Спасибо )