Из материалов книги Е.Н.Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». Написала коротенько.
Сущность кризиса первого года в элементарной физической самостоятельности. В этом возрасте ребенок как правило уже хорошо стоит на ногах и даже ходит. В его поле зрения оказывается гораздо больше предметов, чем раньше, когда он в основном лежал. В период бодрствования малыши развивают бурную познавательную деятельность. Их обуревает жажда новых впечатлений, он всюду сует свой нос.
Познавать свойства и назначение различных вещей — вот основная задача этого возраста.
Вмешательство и посредничество взрослых в процесс взаимодействия малыша и окружающего мира, которые были нужны в первые месяцы жизни, теперь мешают нормальному развитию ребенка. Взрослые перестали быть нужными ежеминутно, ведь малыши уже многое умеют сами. Отсюда и берут начало протестные формы поведения, которые в обобщенном виде называются кризисом первого года жизни.
Малыши выбирают разные тактики поведения, это может быть уход из-под контроля, называемый негативизмом, всевозможные проказы и недопустимые действия, способные вызвать бурные эмоциональные реакции со стороны родителей.
Чтобы избавиться от нежелательных форм поведения детей, взрослые должны постараться как можно быстрее изменить свою позицию и из посредников стать для малышей источником информации, образцом компетентности и умелости. Новой формой общения должно стать речевое общение, а не физическое воздействие. Во время кризиса первого года жизни у малыша формируется потребность в освоении речи. Общаясь с ребенком, действуйте вместе с ним, а не вместо него.
Знакомя ребенка с названиями окружающих вещей, показывая их назначение и способы обращения с ними, родители вводят ребенка в предметный мир, развивают его самостоятельность. Малыши могут много раз повторять одни и те же действия (нажимать кнопочки, открывать и закрывать коробочку, раскручивать винтики, совать пальчики в дырочки, колечки и тд). Взрослые не должны вмешиваться в этот процесс, а лишь следить за тем, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Действия с различными веществами, жидкими, твердыми, упругими, мягкими и тд, не просто удовлетворяют любопытство детей, а являются необходимым условием для полноценного психического развития.
Действовать вместе с ребенком, а не вместо него, вот самый короткий путь к изживанию негативных проявлений кризиса первого года жизни. И пусть малыш порадует вас своей неистощимой любознательностью, милой непосредственностью, и неумным желанием учиться, впитывать в себя новую информацию. Не упускайте свой шанс стать для него всезнающими авторитетами и умелыми помощниками.
Ребенок проявил интерес к какому-то предмету, ты забираешь его, например говоришь, что нельзя это брать. Но никакой информации об этом предмете не даешь. То есть не удовлетворяешь его интерес и любопытство. Не говоришь о его свойствах, почему это брать нельзя и тд.
К примеру, взял он ножницы, случайно тобой оставленные. Ты говоришь «Это ножницы. Они очень острые, давай посмотрим какие у него острые лезвия. Ими нужно резать. Давай я тебе покажу как ими резать. Вот видишь как они режут бумагу, так они могут и пальчик порезать. Давай мама их уберет, чтобы ты не порезался». Еще долго можно причитать, что они могут больно порезать, ай, бо-бо, не будем их брать, да» и тд и тп.
И так со всеми новыми предметами, к которым ребенок проявляет интерес. Не просто забрать и сказать нельзя, а объяснить почему нельзя, для чего это нужно, что можно с этим делать, какие могут быть последствия. Поговорить о его свойствах, колючий, острый, мокрый, холодный, горячий и тд. Но только на понятном языке. Показать как пользоваться, попробовать вместе.
Заведомо опасные вещи и предметы лучше сразу убрать подальше, а если что-то попало в руки, то поделиться с ребенком информацией об этом предмете.
Давайте не будем мешать детям быть любознательными!
мое «нельзя» пока ребенок вообще не слышит. И интонации не играют роль. Целый день бегаю и охраняю его. А его только и тянет — погрызть бумагу, потрясти компьютер, похлопать шкафом. Злюсь. Иногда даю делать что то вредное (клацать по компу, ящики двигать) — чтоб наигрался, удовлетворил свое любопытство под контролем. Пробую переключать внимание. но это сложно, его не сбить с пути.
что то не нашла я тутсвоих ответов… мы и так все вместе делаем и я все ему объясняю если что нельзя, проблема в том что дома я ни на секунду его не могу оставить чтобы какие то дела поделать, вообще не играет один, только ходит за мной и ноет и орет и тянет меня в свои игры… на улице же наоборот не играет ни с кем и и ни с чем, все детки на площадке гуляют, а ему вокруг интересно, за забором и везде где опасно и нельзя… вот и пляж ходим, все детки как детки, купаются, песочек капают, играются между собой, а он окунется и шурует куда глаза глядят… ну вот и что мне делать? как дура и бегаю за ним по всему пляжу, назад притаскиваю или привожу и объясняю объясняю, и в море купаться отношу и в песочке заигрываю, толку 0! секунду посидит и опять убегает… одна нервотрепка… и на площадку если иду то же самое! главное она загорожена такой сеткой-забором, но он научился и открывает дверь и выходит или вообще туда не хочет идти… короче везде одна нервотрепка и дома и на улице и на пляже… он спокоен и радостный только если я 24 в сутки с ним и непрерывно с ним играю или за ним бегаю, если это не делаю просто орет, кидается на пол, бьется об пол головой, ни игнор ни разговоры ничего не помогает! причем может где угодно так разлечься и биться в истерике, на полу, в магазине, на улице, вечно грязный домой приходит… я чувствую что я что то делаю не правильно или я все делаю не правильно, но я правда не знаю что надо делать..
если не можете изменить ситуацию, то меняйте свое отношение к ней ))))
подробнее пока не могу написать, по описанным вами причинам )
рада помочь )
Там вот выше Галина утверждает, что нет понятия «кризис», что для меня несколько странно=) потому как этот факт научно установлен=)
по своему товарищу могу сказать точно, что мы это проходили! И Слава (как и большинство детей) действительно развивается скачкообразно. Таким образом, если он 2-3 дня куксится, капризничает, меняет привычное поведение, не идет на контакт — я понимаю, что мы выходим на новый уровень=) соответственно, я уже понимаю, как с ним совладать в этот период. Нервничать и агрессовать в ответ в это время более чем странно и вызывает только усиление протеста. Поэтому совет «наберитесь терпения» как никогда актуален=))
ну и, конечно, предупрежден — значит, вооружен! У тех, кто изучает возрастную психологию, как правило гораздо меньше проблем в общении с детьми и меньше потраченных нервов=)
а что за пост?
Я надеюсь, что Галина просто не столкнулась с проявлениями кризиса, дети ведь тоже все разные, спокойные и темпераментные, более и менее эмоциональные. Поэтому и сложилась такая уверенность, что кризисов не бывает )