Главная задача детства - наиграться

Мир сошел с ума: вчера мне очень убежденно доказывали, что готовить детей к школе с трех лет – насущная и первоочередная обязанность любого ответственного родителя. Причем под подготовкой к школе имеются в виду не неспешные прогулки по лесу, не чтение вслух сказок с последующим многомесячным разыгрыванием сюжетов с куклами и друзьями, и даже не игры в лото долгими зимними вечерами. Нет, подготовкой к школе теперь считается только «возить детей на курсы при будущей гимназии, иначе туда будет вообще не попасть, и его будущая блистательная карьера не состоится». Какая карьера, о чем вы, люди? Ему пять лет, вся его радужная перспектива сейчас выглядит как «а закину я мячик на крышу сарая или нет, и что мне за это будет?». Но возить на машине (или отправлять с няней и шофером, или поручить это важное и трудное дело бабушке) – гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру все прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра все вытряхивается из шкафа, дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные «мам, давай ты будешь Волком, а я Красной Шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и… начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». Уф. На три часа все заняты: ребенок типа развивается, а я типа при деле. На этих курсах, за редчайшим исключением, детей учат: сидеть за партой «правильно», не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки. Ребенок выходит уставшим, обесточенным, а ему еще домашних заданий наваливают, да еще и ругают за то, что вертелся на уроке. Не потому, что тетки злые, а потому, что они по-другому не умеют, не обучены. Их самих так воспитывали, поэтому они и учительницы. Мальвины против кучи Буратин. Хотя его единственная возрастная норма сейчас – как раз вертеться. И совать во все свой любопытный нос. И непрерывно спрашивать. И все хватать. А также драться, бегать, строить куличики и отношения, сочинять и проливать на себя грязную воду на рисовании. Первое, что нужно знать родителям: главная задача детства, неотменимая и невосполнимая позже – наиграться. Если вам нужны научные доказательства и результаты исследований, почитайте работы Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения. Поэтому я настаиваю: главной формой подготовки пяти-шестилетних детей к школе должна быть игра. Хотите примеров? Пожалуйста. ✅ Игры с мячом: развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребенок приучается соблюдать очередь, считаться с партнерами, следовать жёстким правилам. Вы видите, что это все как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. … Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту. ✅ Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш («Он вообще не умеет проигрывать, как его на олимпиаду отправлять, он же там истерику закатит!». Ага, а я же говорила вам: не надо водить на развивалки, пусть в сад ходит, единственный ребенок на шесть человек взрослых.) ✅ Бесконечные Лего и прочие кубики. Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять. ✅ Любые карточные игры, «ходилки», лото: произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счет в уме. ✅ Мои любимые «Быки и коровы»: тренируем фонематический слух, правописание, быстроту реакции. Играю с шестилетней племянницей в «быка и корову». Пока букв было три, и мы играли путем переписки в скайпе, все шло нормально. Через два месяца Дуська стала отгадывать слова буквально за семь ходов, и мы стали играть вживую. Решили перейти на четырехбуквенные слова. И вот тут меня и подстерегло. Дуська никак не может отгадать мое слово, хотя все буквы вроде подобрала, но сложить их вместе не удается. Ладно, говорит, сдаюсь. Я называю: «маяк». Ничесна, вопит Дуся, тут пять букв! Как пять?! – подпрыгиваю я. Ну как же, отвечает мне грамотная, читающая, знающая всего Крылова наизусть девочка, «М-о-й-а-к». А играли бы письменно – так бы и не узнали. ✅ Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор. Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать. И все это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребенка не предназначены для этого! Единственные люди, которым подготовка к школе приносит пользу – педагоги. Которым тоже надо кормить своих детей. Нина Иосифовна Гуткина, которая преподавала мне возрастную психологию, каждому курсу повторяла, как заклинание: до 7 лет у детей не сформированы те структуры в мозгу, которые отвечают за распознавание символов, то есть, за чтение и узнавание цифр. Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно – на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это все придет позже, в свое время. И перестаньте, наконец, читать всякие мамские сообщества и слушать своих приятельниц, у которых «мальчик в пять лет уже шпарит Бунина наизусть». Во-первых, шпарить что-то наизусть – это не про умение читать, а про память и упорную бабушку. Во-вторых, умение читать в раннем возрасте – вообще не показатель НИЧЕГО. Ни ума, ни способности к обучению, ни, тем более, ваших родительских навыков. Так что взяли детей подмышку – и на площадку. Если самим невмочь – наймите Мальвину лет 13, пусть пасет и реализовывает свои учительские потребности. Только не тащите бедолагу на подготовку к школе. Ему и так это счастье потом на 11 лет. Katerina Demina


Чарли
920492

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена

Мы ходим по субботам, через год в школу. Не знаю, два часа занятия и сын потом носится, как угорелый. Мой очень активный. Он и после детского сада с карате носится. Хотя уставать должен.

Пожаловаться
Анна Владимировна

В 6 лет отдам, а что делать. Без этих «курсов» в школу не возьмут. Курсы, кстати, небесплатные?

А пока нам 5. И мы растём как трава??

Пожаловаться
Создание

Совершенно согласна, и ребёнок даже в школе до старших классов не показатель, того, что будет умным и сооьращителтнвм после школы)

Пожаловаться
Nata

Текст отличный, этим страдают мамочки первых детей в нашем современном мире! Я одна из них, но поняла это только как родился второй ребёночек! Вижу пример знакомых бедные детки заняты кружками, а элементарных навыков для детей их возраста нет. Да и по своему старшему ребёнку вижу, что надо было побольше играть, а не терроризировать обучением!

Пожаловаться
ЙолкА ЙагА
Согласна полностью! И аплодирую! Когда я об этом говорю или пишу, то меня вечно умалишенной считают. Я и в садике когда работала, никак не понимала, зачем трехлеткам салфетки на столах. У них же произвольности ноль и поведение стимул-реакция. Поэтому все салфетки в супе сразу, и у всех. Куда проще выдать их после еды, а еще лучше отправить умываться. Но заведующая непреклонна — надо учить и наказывать. Капец, да? А произвольность только к семи годам дозреет. Короче, психология — не наука для многих, поэтому вот такое кругом. Карточки для дефективных с рождения вместо погремушек и каталок. Но я давно не спорю. Пусть их. Просто то, на что требуются годы упорных тренировок в три года, легко и свободно получается за несколько дней, если возраст ближе к семи. И мотивация к обучению сохранится.
Пожаловаться
Ната★Апельсинкин

ох. если бы еще и наша школа наконец-то поняла, что нельзя ломать каждого ребенка под систему… ((( Вот бегает такой ничего не подозревающий и счастливый ребятенок, а потом… раз и все. Строгий режим. Изволь сидеть за партой ровно и не крутится. Упаси боже, болтать. И отвлекаться. 40 минут. Потом 5 минут перемены (и да, не бегай. не кричи, не шуми!) и опять за парту. И не просто сиди, а бегло читай, считай, решай задачи и пиши… И дома еще задания делай. 

И да. еще надо не забыть, что для счастливого детства нужна не работающая мама. Чтобы по лесу гулять и на площадки таскать… (((

Пожаловаться
Светлана

Мы ходили и ходим, и этого хочет ребенок, а не я) ей было всегда интересно и не трудно. Тут от детей зависит, а все статьи про одинаковых Буратин, а дети все разные

Пожаловаться
Маргарита

Высшее образование пикабу??? я сама только что мужу отправила статью эту

Пожаловаться
анна

мноого букв. не, общую суть уловила, естессно, но я бы не отказалась, если бы меня куда-нибудь водили) т.к. играли сверстники со мной ооочень нечасто и под настроение.

Пожаловаться
ЗмеяГорыновна
Полностью согласна со статьёй, молодые мамы с этой модой совсем с ума посходили. Сами не понимают, что делают хуже своему ребёнку. Все должно идти по возрасту
Пожаловаться
elvisvis

я свою даже на подготовку не водила. да, она вертится до сих пор, регулярно пишут об этом в дневник, а с учителем я стараюсь не сталкиваться больше необходимого, потому что знаю, что она мне скажет. но дочь отличница. и я объясняю ей школьную программу ещё раз дома, со своей точки зрения, со своими уточнениями, примерами, зная своего ребёнка и понимая, что она запомнит и поймёт, а что нет. если родитель умеет поддерживать и дополнять процесс обучения в школе, ему незачем готовить к ней ребёнка так заранее. а если не умеет, то, как говорится, перед смертью не надышишься.

Пожаловаться
Анна Владимировна
elvisvis 

Эль, добавь меня в друзья. Я как-то удалилась, что ли.

Пожаловаться
Юлия

Ну я согласна что не в 5, но на подготовку хочу поводить, чтоб потом первый класс не был шоком. Я помню, когда я пошла в 1 класс и кто не ходил на подготовку, даже не знали, что нельзя в туалет без спроса, плакали не высиживая урок, а мы уже привыкшие, хотя всего 3 месяца ходили

Пожаловаться
elvisvis
Юлия 

ну, дисциплине не только в школе учат.

Пожаловаться
Юлия
elvisvis 

Если вы про садик, то там совсем не так, и занятия не по 40 минут, а, максимум, по 20. Ну, а если кружки какие, так это тоже не школа

Пожаловаться
elvisvis
Юлия 

Я не про садик. У меня дочь ходила в школу искусств с 4 лет, и дисциплину там муштровали гораздо серьёзнее, чем в школе. Туда у нас многие ходят.

Пожаловаться
Anna

Бедные школьники, у них такие программы сейчас, что у каждого второго, на нервной почве, болячки всякие вылезают, и депрессии начинаются.

Пожаловаться
Полина
Мне страшно от того, что такие элементарные вещи сейчас надо объяснять. Основы психологического развития дошкольника сейчас не в почёте. Да и основные педагогические принципы забыты…
Пожаловаться
VictoriaBm

Только через год его все равно загонят в строгие рамки и заставят сидеть тихо и спокойно, еще и домашки будет куча)

Пожаловаться
VictoriaBm

А если он не будет уметь читать и писать, то он сразу будет на втором плане у педагога.

Показать ещё