Большинство детей проявляет желание есть ложкой самостоятельно в возрасте 9-11 месяцев, а то и раньше. Если родители поощряют их, то примерно к полутора годам самые упорные малыши уже прекрасно владеют навыком самостоятельного питания с ложки.
Чтобы ребенок научился есть ложкой самостоятельно, надо соблюдать несколько простых, но важных правил:
ПРАВИЛО 1. Решение о том, что ребенок будет учиться есть ложкой, должны поддержать всеми члены семьи. Если мать требует самостоятельности, а бабушка жалеет ребенка и продолжает кормить с ложки, результат придется ждать очень долго.
ПРАВИЛО 2. Обучение должно быть непрерывным и не зависеть от настроения родителей: вчера ребенок ел сам, а сегодня родители торопятся в гости и кормят ребенка сами, чтобы сэкономить время.
ПРАВИЛО 3. Обучение должно быть последовательным. Например, в самом начале малыш сам ест, например, творог. Он более плотный по составу, далее когда ребенок освоил один продукт — добавляем более «сложные»: пюре, кашу и, последним, жидкий суп.
А так же:
1. Пусть малыш наблюдает за вашей семейной трапезой с первых месяцев жизни. Дети даже самого нежного возраста очень наблюдательны и фиксируют все, что связанно с поведением и действиями родителей. Если карапуз будет постоянно видеть, как вы кушаете, это не только поспособствует своевременному появлению у него пищевого интереса (что необходимо для того, чтобы успешно ввести ребенку прикорм), но и поможет ему в дальнейшем быстро “освоить” ложку и другие столовые приборы.
2. Занимайтесь с малышом упражнениями, направленными на развитие у ребенка мелкой моторики рук.
3. Попытайтесь уловить момент, когда ваш карапуз начнет проявлять интерес к ложке – будет разглядывать ее, постарается схватить – и после этого смело вручайте ее ребенку. Ничего страшного, если он попытается использовать ее не только по назначению – любые игры с ложкой (в пределах разумного) будут способствовать развитию навыков манипуляции этим предметом.
4. Купите ребенку ложку (или несколько), которую ему было бы удобно держать, подходящего ему размера и из приятного на ощупь материала, например, мягкую силиконовую:
5. Сохранить одежду ребёнка в чистоте, вам поможет клеёнчатый нагрудник с рукавами:
Также его можно использовать в работе с пальчиковыми красками для рисования, тестом для лепки, клеем...
Учим ребёнка правилам поведения за столом:
Сначала надо приучать ребенка относиться к еде серьезно, есть нужно аккуратно и соблюдать правила поведения за столом. Самостоятельный прием пищи — это важный шаг для малыша, он дает ему чувство стабильности и ощущение уверенности, ведь ребенок уже точно знает последовательность действий и почти обходится без помощи взрослых! Помогайте малышу, сопровождая все свои действия словами: «Ручки вымыли, полотенцем высушили, затем пошли на кухню. Садись за свой стол, а мама пока нальет половником супчик. Смотри, какой у нас сегодня красивый обед — суп желтенький, как coлнышко! И, наверное, очень вкусный. Ну-ка, попробуй!». Нелишним будет напомнить, что правила поведения за столом малыш постигает, наблюдая за взрослыми. Если в вашей семье принято есть всем вместе, у ребенка не будет больших проблем с навыком самостоятельного питания. Красиво сервированный стол, яркая посуда и поддержка взрослых способствуют хорошему аппетиту.
Есть несколько проблем, с которыми сталкиваются почти все родители, чьи чадо находится в процессе «освоения» ложки:
Первая проблема – это, как уже упоминалось, плохая координация ребенка, которая становится причиной того, что значительная часть еды оказывается где угодно, только не у него во рту. Обычно такое “свинство” продолжается несколько месяцев и этот период становится достаточно стрессовым для родителей (особенно для чистюль). Предотвратить подобные ситуации невозможно – разве что вообще не давать ребенку ложку, но в таком случае, как дите научится кушать с ее помощью? Поэтому просто наберитесь терпения и запаситесь комплектом удобных фартуков и нагрудничков.
Проблема номер два – неправильный “захват” ложки, когда ребенок держит ее не тремя пальцами, а всей пятерней. Это тоже вполне естественный этап, который закончится через несколько месяцев. Но если вы хотите, чтобы карапуз начал держать ложку правильно как можно быстрее, позанимайтесь с ним специальными упражнениями. Например, научите его рисовать мелками и карандашами, причем акцентируя внимание на том, как нужно удерживать пальцами “орудие труда”. Способ “захвата” пишущих принадлежностей и ложки практически одинаков, и, овладев навыком с одним предметом, малыш быстро научится применять его и с другим.Если ребёнок не хочет есть ложкой
Если не все идет гладко, малыш или отказывается есть самостоятельно, или у него это просто не получается, хотя желание большое, попробуйте прибегнуть к таким хитростям.
1. Хочет есть руками — пусть ест! Это естественный для него способ познания мира, кроме прочего способствующий развитию координации. Если он уже приучился к твердой пище, можете давать ему нарезанные кусочки хлеба, сыр или фрукты.
2. В процессе приема пищи предложите ребенку отдельную ложечку. Можете поставить сразу две тарелки — из одной вы будете кормить ребенка, а из другой пусть попробует поесть сам.
3. Пока ребенок не научится набирать еду в ложку, можно попробовать делать это самой и предлагать ему уже наполненную.
4. Бывает ребенок с большим аппетитом ест сам, но быстро утомляется. Не заставляйте его, докормите сами. В процессе взросления количество самостоятельно съеденной еды будет возрастать. Также сделайте исключение из правил, если ребенок заболеет.
5. Если вы видите, что малыш уже вполне справляется с ложкой сам, но ленится, выберите момент, когда он будет голоден. Посадите его за стол, а сами под благовидным предлогом выйдите из комнаты. Вернувшись, вы можете обнаружить пустую тарелку.
6. Приучая ребенка кушать самостоятельно, выбирайте такой момент, когда у него прекрасное настроение. Кормление должно быть не только полезным, но и доставлять удовольствие.