Те, кто на ИВ — просто лентяйки! И постоянно ищут себе отговорки.
Очень часто можно услышать от женщины: «Я – немолочная, и кормить мне не дано!» Обычно так считают женщины, у которых уже был опыт неудачного кормления. Но так думают и многие будущие мамы, основываясь на опыте мамы, бабушки, тети, заранее настраивая себя на ИВ. На самом деле истинный недостаток молока встречается примерно у 2-3 %. Причинами могут быть серьезные гормональные нарушения. Как правило при гормональных заболеваниях мамам тяжело забеременеть и выносить ребенка. Многие мамы даже при таких болезнях могут частично кормить ребенка своим молоком. А также тяжелые заболевания мамы: серьезные болезни печени, почек, сердечная недостаточность.
В животном мире (особенно в дикой природе) самки млекопитающих вскармливают своих детенышей исключительно грудным молоком. Представьте себе ситуацию, когда хотя бы 20%, к примеру, львиц окажутся «немолочными»! Как правило, только смерть самки приводит к гибели потомства, которое становится просто некому кормить, а вовсе не отсутствие у неё молока!!!
«Немолочность» в каком-то смысле действительно передается по наследству, вместе с «полезными» советами о том «как угробить ГВ как можно раньше». Часто молодые мамы безоговорочно прислушиваются к советам старшего поколения (у которых к стати кормление не удалось!) о кормлении по часам, докармливании смесью, использованию пустышки и т.д. И молоко реально начинает убывать. И снова подтверждается «немолочность» всего рода (прям как бабушка говорила).
Прежде, чем решить, что «я-немолчная» и свернуть ГВ, нужно постараться найти и исправить ошибки в организации кормления; не хватает знаний и уверенности в себе – стоит обратиться за помощью к консультанту по лактации или к успешно кормившей, опытной маме.
Женщины, которые попали в эти 2-3 % заранее предвидят, что у них будут проблемы с ГВ. Все же остальные 97-98% мам должны быть уверены.что у них все получится!
Я полностью согласна со статьей и признаюсь, что как раз мое кормление грудью закончилось по глупым причинам, ну хотя бы до 6 мес я кормила. Но точно уверенна, что со вторым я таких глупостей не натворю((((
я говорю о тех мамочках, которые ленились бороться за молочко в период кризов или вовсе не захотели кормить по своим личным соображениям. многие не поняли то, о чем прочли.
уже можно было б начинать потихоньку, но лекарства пьем… так что после)
кстати хочу вступить в полемику )) по поводу такому — а «молочные» таки есть… причем «молочные» не убиваемые… это я такая… Столько нервов, истерик было из-за Сашкиного папы - а молоко есть...
да и не только нервов, а еще много нюансов из-за чего могло пропасть — но не пропало… Неужели это только по тому, что в голове одна мысль — МОЛОКО ЕСТЬ И БУДЕТ?
Моя дочь не прибавила за первые 3 недели ни грамма, все это время я боролась: дочь сутками висела на груди, я пила все, чтотолько можно, приходил консультант по гв. Итог — мы в больнице. На фоне того, что мало молока, билирубин вырос до критической отметки. Почему я сразу в роддоме педиатра не послушала????? Сейчас мы на СВ.
Ах, да, у нас еще и ЛН. Поэтому наше кормление выглядит так: лекарство развести в сцеженном молоке, грудь одна и вторая от 20 мин до полутора часов. Потом я одной рукой готовлю смесь, ребенок орет, просит еду, заранее не готовлю, ибо не знаю сколько займет кормление грудью. Потом все вымыть, стерелизовать. Финансово в месяц 3000 руб. + 1000 на лекарство, чтобы мое молоко усваивалось+хз сколько на препараты и чаи для лактации. Я лентяйка? Да я бы все отдала, чтобы грудью кормить.
Потрогала грудь и сказала, что молока мало. Пейте чаи, млекоин, но докорм нужен, скорее всего. А я начиталась, что прикорм нельзя и боролась. Мы не спали почти все это время. Постоянно у груди. Я чуть с ума не сошла.
Не совсем. Один хороший врач сказал, что у многих женщин проблемы с гв из-за нарушей гормональных. Особенно на фоне долгого приема контрацептивов. Я пила ярину долгое время. После отмены год не было КД, все гормоны на минимальном уровне. Да я даже не об этом. А о том, что это не 3%, а больше, я уверена. Большинство мам хочет кормить,
конечно лентяйки — перед кормлением этой лентяйке нужно вымыть бутылочку, развести, остудить до нужной температуры, потом снова все вымыть, при этом раньше она должна была подобрать смесь, купить ее и т.д.… А если детеныш проснулся ночью — процедура у нее та же — она не может просто в полусне сунуть грудь — где всегда еда нужная, хорошая и необходимой температуры… а чтобы пойти куда-нибудь с ребенком — эта мамочка тоже должна приготовить с собой запас, придумать как это развести, чтобы это не пропало, чтобы не остыло и т.д...
нет уж, я считаю, что я — лентяйка и поэтому троих кормила до года грудью, а каждая порция смеси, которую нужно было иногда приготовить вызывала во мне ужас своими заморочками!!!!!
Ох, не люблю я вступать в полемику, но поверьте на слово матери двоих искусственников, иногда бывает реально не дано… А еще да, я честно считаю что чем морить ребенка голодом и слушать его режущие вопли, когда у тебя молока нет лучше купить смесь и не издеваться над родным дитем и собой!
Главное, вы удачная и не агрессивная))) Дай Бог вам побольше молока в голове, раз уж мозг вам не нужен))) А агрессию спровоцировали вы… видно развлекаетесь…
Мдаааа… Хоть закидайте тапками, не нельзя всех под одну гребенку мести!!! Всяко разно в жизни бывает!!! А бегать, тряся сиськами с молоком, и орать что все кто не кормит сам лентяйки в корне неверно!!!
Если вы хотите развить во мне комплекс «плохой мамы» не выдет! И покажите мне хоть одну кто восстановил ГВ после 3-х мес! Только реальный случай а не очередная сказка
Реальный же случай, не слышали? Зачем сразу так реагировать?)) Обычно приводится как пример к статьям в которых описывается как вернуть молоко, серьезно.
ну изначальная причина наверное в том, что сын был ленив и в роддоме не брал втянутые соски,( и не показывал никто как правильно прикладывать), а дома левую хоть как-то, а правую не любил. вторая причина жара (в 2010 году), не сносная стояла, я себя ужасно чувствовала, и после родов как развалина ходила, все болело. С мужем второй месяц только вместе начали жить, притерались друг к другу, ссоры были(а от нервов говорят молоко пропадает). И не знаю почему, меня прям воротило от разговором о гв, тошнило от запаха молока.
я понимаю, только вот на своем опыте скажу, у моей мамы было много молока, свекрови надоело кормить в 4 месяца, она своего сына (моего мужа) перевела на ОБЫЧНУЮ еду именно в 4 месяца, я кормила до 11 мес, так как считаю, что ГВ максимум до года, потом- это уже бессмысленно ( еще раз повторюсь, это я так считаю), и с молоком у меня были проблемы, я пила чаи, пила спец. таблетки типа апилака, сцеживала6 ребенка прикладывала по первому писку, чтоб главное кормить, и была как зомби просто, статистика, котору вы привели уже давно устарела, у нас уже гораздо больше женщин, у которых проблемы с ГВ, те или иные… и лентяйка или нет, проще сунуть грудь ночью и не ставать даже с постели, а вот пойти и подогреть воду и развести смесь- кто ту лентяйки нужно еще посмотреть
ленивые от того, что лень бороться (как это делали вы) за наличие молока для своего крохи. оно ведь в миллион раз полезней смесей, и то что необходимо кормить до 6 месяцев ТОЛЬКО грудным молоком — это не я придумала, а ВОЗ.
сейчас смеси не хуже… подруга кормила дочку смесью с первого дня, я своего знаете уже как кормила, дети одинаковые, не болеют… и кстати, ВОЗ рекомендует кормить минимум 4 месяца…
Всемирная организация здравоохранения была создана в 1948 г. в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций, осуществляющего руководство и координацию при решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. Одна из уставных функций ВОЗ заключается в предоставлении объективной и надежной информации и консультировании по вопросам охраны здоровья людей, и эту обязанность она выполняет отчасти с помощью своих публикаций. Через свои публикации Организация стремится оказать поддержку выполнению стратегий охраны здоровья населения в странах и содействовать решению самых актуальных и неотложных проблем общественного здравоохранения.
Европейское региональное бюро ВОЗ является одним из шести региональных бюро, каждое из которых проводит собственную программу, направленную на решение конкретных проблем здравоохранения обслуживаемых им стран. Европейский регион с населением в 870 млн. человек простирается от Гренландии на севере и Средиземного моря на юге до тихоокеанских берегов Российской Федерации. Поэтому в программе Европейского региона ВОЗ акцент ставится как на проблемах, характерных для индустриального и постиндустриального общества, так и на проблемах, находящихся в процессе становления демократии стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР.
В целях как можно более полного предоставления достоверной информации и надлежащего ориентирования по вопросам здоровья и его охраны, ВОЗ обеспечивает широкое международное распространение своих публикаций и поощряет их перевод и адаптацию. Содействуя укреплению и охране здоровья, профилактике болезней и борьбе с ними, книги и другие публикации ВОЗ содействуют решению важнейшей задачи Организации – достижению всеми людьми как можно более высокого уровня здоровья.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста
Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза
Дизайн обложки: Sven Lund
Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро Копенгаген
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста
Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза
Kim Fleischer Michaelsen, Lawrence Weaver, Francesco Branca и Aileen Robertson
Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, No 87
ISBN 92 890 4340 7 ISSN 0258-4972
Европейское региональное бюро Всемирной организации здраво- охранения охотно удовлетворяет обращения с просьбой разрешить перепечатку либо перевод публикации частично или полностью. Заявления и запросы следует направлять в Бюро публикаций Европейского регионального бюро ВОЗ по адресу: Scherfigsvej 8, DK-2100CopenhagenØ,Denmark.Бюроохотнопредоставитпоследнюю информацию о каких-либо изменениях в тексте, о планах новых изданий, а также об уже имеющихся перепечатках и переводах.
На публикации Всемирной организации здравоохранения распространяются, с сохранением за ней всех прав, положения Протокола 2 Всемирной конвенции по охране авторских прав.
Обозначения, используемые в настоящей публикации, и приведенные в ней материалы не отражают мнение Секретариата Всемирной организации здравоохранения о юридическом статусе какой-либо страны, территории, города либо района и их органов власти либо взгляды о делимитации их границ. Названия стран или территорий, используемые в настоящей публикации, соответствуют названиям, известным в период подготовки издания данной книги на языке оригинала.
Упоминание конкретных компаний или продукции отдельных изготовителей не означает, что Всемирная организация здравоохранения поддерживает или рекомендует их или отдаст им предпочтение перед другими компаниями или изготовителями, не упомянутыми в тексте. За исключением ошибок и пропусков, названия патентованных продуктов выделяются начальными прописными буквами.
За взгляды, выраженные в этой публикации, несут ответственность только авторы; эти взгляды необязательно представляют решения или официальную политику Всемирной организации здравоохранения.
ОТПЕчАТАНО В ДАНИИ
introduction
Содержание
Предисловие… ix
Выражение признательности… xii
Рекомендации… xiv
Введение … 1 Для чего нужно настоящее издание и кому оно
предназначено?… 1 Некоторые определяющие факторы здоровья в Европе… 3 Содержание данной книги… 5 Используемая терминология… 7 Адаптация к местным условиям и осуществление
данных методических рекомендаций… 7 Литература… 9
Здоровье, состояние питания, принципы и методы кормления детей .....................................................................11
Болезни кишечно-пищеварительного тракта детей
раннего возраст........................................................................11
Принципы и методы кормления и связанные
с кормлением рекомендации… 3 2
Литература… 4 3
Рекомендуемые величины потребления пищевых
веществ … 47 Введение… 4 7 Рекомендации выводятся на основании потребностей… 4 8
Номенклатура рекомендуемых величин потребления пищевых веществ ...................................................................51 Литература… 5 3
3. Энергия и макронутриенты … 5 5 Энергия… 5 5 Энергетическая плотность........................................................63 Белок… 6 7 Жир .........................................................................................74
Борьба с недостаточностью железа … 1 2 5 Введение… 126 Физиология и патофизиология железа................................130 Симптомы и последствия недостаточности железа ........139 Пища для прикорма и борьба с недостаточностью
железа ......................................................................................142 Другие меры вмешательства для борьбы с
недостаточностью железа… 147 Литература… 153
Грудное вскармливание и его альтернативы … 1 5 7 О важности грудного вскармливания ..................................157 Выгоды от грудного вскармливания с точки зрения
питания… 158 Выгоды от грудного вскармливания, не связанные
с питанием................................................................................165 Важность питания матери… 173 Практические аспекты грудного вскармливания… 176 Как увеличить продолжительность и
Введение прикорма … 2 1 1 Что такое введение прикорма?..............................................212 Физиологическое развитие и созревание ............................213 Для чего нужна пища для прикорма?....................................218 Когда следует вводить прикорм?...........................................219 Состав продуктов для прикорма ............................................223 Практические рекомендации в отношении введения
прикорма ..................................................................................227 Какую пищу лучше всего готовить для грудных детей?… 232 Некоторые практические рекомендации в отношении
Практика ухода за детьми … 2 5 3 Введение… 253 Инициатива ЮНИСЕФ по уходу за детьми и питанию
ребенка… 254 Факторы, влияющие на способность лиц,
осуществляющих уход за ребенком, выполнять
правильные действия по кормлению ................................257 Забота о девочках и женщинах и ее последствия .............258 Кормление детей раннего возраста ......................................260 Психологическая помощь........................................................266 Ресурсы, необходимые для ухода за детьми .......................267 Литература… 275
10.Оценка физического развития ...............................................279 Введение… 279 Как измерять физическое развитие и пользоваться
картами физического развития .........................................280 Базисные группы населения...................................................283 Интерпретация измерений достигнутого
уровня физического развития ............................................285 Наверстывание отставания в физическом развитии.......288 Литература… 289
11. Гигиена ротовой полости .........................................................291 Распространенность кариеса зубов .......................................291 Как возникает кариес ...............................................................292 Зависимость между рационом питания и кариесом
Приложение 1. Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие
резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения, имеющие отношение к данному вопросу… 317
Приложение 2. Предупреждение передачи вируса иммунодефицита человека от матери к ребенку .............359
Приложение 3. Кормление грудных детей в методике “Комплексного ведения болезней детского возраста” ...363
introduction
Предисловие
Первые 2–3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Тем не менее, существующие сегодня в некоторых странах методы вскармливания, возможно, приносят больше вреда, чем пользы для развития детей раннего возраста. Дети в возрасте до трех лет особенно чувствительны к последствиям неправильного питания; так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время, и поэтому существует повышенный риск задержки роста. Кроме того, в этом возрасте иммунная система сформирована еще не полностью, и это создает риск частых инфекций в тяжелых формах. Как познавательный, так и эмоциональный потенциал начинает развиваться рано, и поэтому в этот период также закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. Одним словом, неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к серьезным дефектам, в том числе к задержке развития моторики и познавательной способности, к появлению проблем поведения, неразвитости социальных навыков, к сокращению продолжительности концентрации внимания, к недостаточным способностям к учению и к пониженной успеваемости в учебе.
Грудные дети – особенно родившиеся маловесными или уязвимые в каком-либо другом отношении – в течение первых двух лет жизни и особенно в возрасте после 6 месяцев подвержены повышенному риску заболеваемости и смертности. В послеродовом периоде большинство детей, даже самых уязвимых, растут и развиваются нормально, если они находятся на исключительно грудном вскармливании. Если же слишком рано вводится другая пища или напитки или если они не даются безопасными способами, в правильных количествах и в оптимальные сроки, темпы физического развития резко замедляются, и это может привести к задержке роста. К моменту достижения такими детьми двухлетнего возраста многие из них останавливаются в своем физическом развитии. Этот процесс необратим, и будучи взрослыми, они останутся малорослыми и у них, скорее всего, будут понижены умственные и физические способности. Для того чтобы добиться снижения высокой
x
распространенности задержки роста – обычного явления среди уязвимых категорий населения в Европейском регионе – министерства здравоохранения должны реализовать национальные методические рекомендации о питании, основанные на рекомендациях, содержащихся в данной книге. Это будет способствовать обеспечению нормального физического и умственного развития в первые 3 года жизни, особенно среди наиболее уязвимых категорий детей.
Расстройства здоровья, связанные с питанием, приводят в первые 3 года жизни к кратковременным и долговременным последствиям – таким, как сердечно-сосудистые заболевания, ограничивающие людской потенциал общества. Поэтому улучшение питания грудных детей и детей раннего возраста должно стать первоочередной задачей и рассматриваться в качестве неотъемлемой составной части социально- экономического развития. Во время кризиса экономики страны оказываются перед нелегким выбором, поэтому чрезвычайно важно выступать в поддержку вложений капитала в социальную сферу, в частности, поддерживать разработку и осуществление политики в отношении питания детей раннего возраста. Если не добиться того, чтобы дети раннего возраста получали рациональное питание, это приведет к плачевным результатам. Столкнувшись с проблемой ограниченности ресурсов, страны могут решить сократить общие расходы путем ограничения средств, выделяемых на обеспечение развития детей раннего возраста. Однако в долгосрочной перспективе, если не вкладывать средства в развитие молодого поколения, это обойдется дороже для государства и общества. Будет нанесен ущерб будущему умственному и физическому потенциалу, и, кроме того, чрезвычайно дорого обойдется лечение вызванных этим болезней, которых можно было не допустить. Если страны будут уделять особое внимание первым трем годам жизни ребенка и выработают всеобъемлющую политику в области питания, они смогут предотвратить многие случаи смерти, которые можно предупредить, избежать необратимого ущерба умственному развитию и сохранить ребенку его бесценный дар – эмоциональные, интеллектуальные и моральные качества.
В докладе ЮНИСЕФ “Положение детей во всем мире” за 1997 г. говорится: “Примерно половина объема экономического роста, достигнутого Соединенным Королевством и рядом других стран
Запада в период с 1790 по 1980 гг.,… объясняется улучшением питания и санитарно-гигиенических условий, вложением капитала в социальную сферу еще за сто лет до этого периода.” Социально- экономические издержки нерационального питания поистине огромны. Вот почему международные инвестиционные банки единодушны в том, что вложение средств в питание совершенно оправданно: оно ведет к снижению затрат на медицинское обслуживание и уменьшению бремени хронических, поддающихся профилактике заболеваний в зрелом возрасте, оно позволяет улучшить социально-экономическое развитие и способствует повышению познавательных и интеллектуальных способностей. Тем не менее, ни один экономический анализ не может в полной мере оценить все выгоды непрекращающегося умственного, эмоционального и физического развития в детском возрасте.
В целом еще не все медицинские работники достаточно хорошо понимают то центральное место, которое занимают питание и методы вскармливания в обеспечении здоровья и развития детей раннего возраста. Медицинские работники должны быть источником правильной и непротиворечивой информации о питании. Настоящие методические рекомендации и разработаны с целью облегчения этой задачи и усиления роли сектора здравоохранения. Значительная часть бюджета здравоохранения используется на лечение заболеваний, связанных с питанием и которых можно было бы избежать, эти расходы можно было бы существенно сократить, если бы эти заболевания были предупреждены. Осуществление настоящих методических рекомендаций позволит странам выработать собственную национальную политику в области питания грудных детей и детей раннего возраста. Выполняя эту задачу, сектор здравоохранения может успешно выполнять свое предназначение в рамках этой важнейшей области общественного здравоохранения. Дети – это наше будущее, и настоящие методические рекомендации раз- работаны именно для того, чтобы у детей раннего возраста, особенно уязвимых и неблагополучных, было лучшее будущее.
Marc Danzon,
Региональный директор, Европейское региональное
бюро ВОЗ, Копенгаген, Дания
John Donohue,
Региональный директор по странам ЦВЕ/СНГ и государствам Балтии,
Отделение ЮНИСЕФв Европе, Женева, Швейцария
xi
introduction
Выражение признательности
Настоящее издание подготовлено Программой ВОЗ по разработке политики в области питания, кормлению грудных детей и продовольственной безопасности в Региональном бюро совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Авторы хотели бы выразить особую благодарность Rachel Elsom и Ellenor Mittendorfer, которые провели основную часть работы по изучению истории вопроса и предпосылок к разработке данного документа и оказали помощь в подготовке рукописи.
С большой благодарностью следует отметить финансовую помощь, оказанную правительствами Нидерландов и Соединенного Королевства. В этой связи мы хотели бы особенно поблагодарить Elly Leemhuis и Jacob Waslan de-Regt (Нидерланды) за проявленный ими интерес и оказанную поддержку. В подготовку книги внесли свой вклад многие лица, в частности, д-р Bruno de Benois (ВОЗ), профессор Francois Delange (Бельгия), профессор Patrice L. Engle (Соединенные Штаты), д-р Marco Jermini (ВОЗ), д-р Lida Lhotska (ЮНИСЕФ), д-р Yasmine Motarjemi (ВОЗ), д-р Elizabeth M. Poskitt (Соединенное Королевство), профессор Andrew Rugg-Gunn (Соединенное Королевство) и д-р Jovile Vingraitе (Литва).
Особой благодарности заслуживают также участники регионального консультативного совещания ЮНИСЕФ/ВОЗ по вопросу профилактики и борьбы с железодефицитной анемией у женщин и детей, которое состоялось в феврале 1999 г. в Женеве, и нижеперечисленные эксперты, которые участвовали в написании отдельных разделов или в рецензировании проекта текста: д-р Carlo Agostoni (Италия), г-жа Helen Armstrong (Соединенные Штаты), профессор Zulfiqar Bhutta (Пакистан), профессор Ken Brown (Соединенные Штаты), д-р Nancy Butte (Соединенные Штаты), д-р Michel Chauliac (Франция), профессор Forrester Cockburn (Соединенное Королевство), профессор Kathryn Dewey (Соединенные Штаты), д-р Conor Doherty (Соединенное Королевство), д-р Henrik Friis (Дания), д-р Serge Hercberg (Франция), профессор Olle Hernell (Швеция),
профессор Peter Howie (Соединенное Королевство), г-жа Sandra Huffman (Соединенные Штаты), г-жа Hind Khatib (ЮНИСЕФ, Женева), д-р Felicity Savage King (штаб-квартира ВОЗ, Женева), профессор Berthold Koletzko (Германия), г-жа Sandra Lang (Соединенное Королевство), д-р Christian Mшlgaard (Дания), д-р Ольга Нетребенко (Российская Федерация), г-жа Nancy Jo Peck (Швейцария), д-р John Reilly (Соединенное Королевство), г-жа Patti Rundall (Соединенное Королевство), д-р Werner Schultink (ЮНИСЕФ, Нью-Йорк), д-р Roger Shrimpton (ЮНИСЕФ, Нью-Йорк), д-р Inga Thorsdуttir (Исландия), д-р Abdelmajid Tibouti (ЮНИСЕФ, Женева), профессор Brian Wharton (Соединен- ное Королевство), профессор Susan Reynolds Whyte (Дания), д-р Anthony Williams (Соединенное Королевство) и д-р Char- lotte Wright (Соединенное Королевство).
Kim Fleischer Michaelsen
Профессор педиатрической медицины
Научно-исследовательское отделение питания
Королевский университет ветеринарии и сельского хозяйства
Фредериксберг Дания
Lawrence Weaver
Samson Gemmell Профессор педиатрии
У н и в е р с и т е т г. Гл а з г о Отделение педиатрии Королевская педиатрическая
Старший научный сотрудник Государственный научно-
исследовательский институт
продовольствия и питания (Istituto Nazionale di Ricerca per gli
Alimenti e la Nutrizione) Рим
Италия
Aileen Robertson
И.о. регионального советника по вопросам питания
Европейское региональное бюро В О З
Копенгаген Дания
xiii
introduction
Рекомендации ВВЕДЕНИЕ
Рекомендуется, чтобы каждая страна пересмотрела, обновила, разработала и осуществила национальные методические рекомендации в отношении питания и кормления грудных детей и детей раннего возраста, основанные на рекомендациях, содержащихся в настоящем издании.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ И ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОРМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Рекомендуется, чтобы каждая страна ввела у себя систему надзора за питанием грудных детей и детей раннего возраста, которая входила бы неотъемлемой частью в информационную систему здравоохранения.
Необходимо осуществлять регулярный контроль за практикой грудного вскармливания, схемами кормления и состоянием питания грудных детей и детей раннего возраста, чтобы можно было выявлять существующие проблемы и вырабатывать стратегии предупреждения ухудшения здоровья и не- удовлетворительного физического развития детей.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ
Каждая страна в качестве основы своих методических рекомендаций в отношении питания и кормления детей должна использовать рекомендуемые для грудных детей и детей раннего возраста величины потребления пищевых веществ, основанные на научных данных, полученных международным научным сообществом.
ЭНЕРГИЯ И ПИТАТЕЛЬНЫЕ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
Жизненно важное значение в период ускоренного роста в грудном и раннем детском возрасте имеет обеспечение достаточного количества пищевой энергии. Должно уделяться
xv
внимание таким методам вскармливания, которые обеспечивают максимальное потребление пищевых продуктов с высокой энергетической плотностью, но не за счет уменьшения плотности питательных микроэлементов.
Для роста и развития грудных детей и детей раннего возраста важно достаточное потребление белков, сбалансированных по аминокислотному составу. Впрочем, если ребенок получает разнообразную пищу, проблемы количества и качества белков возникают редко. Представляется целесообразным избегать рацион питания с высоким содержанием белков, так как это может иметь отрицательные последствия.
Во время введения прикорма и по крайней мере до двухлетнего возраста рацион питания ребенка не должен содержать слишком мало жиров (поскольку это может уменьшить потребление энергии) или слишком много (поскольку это может снизить плотность микронутриентов). Считается разумной такая величина потребления жиров, которая обеспечивает около 30– 40% общего количества потребляемой энергии.
Потребление сахара, добавляемого в пищу, следует ограничить до уровня, обеспечивающего примерно 10% общей калорийности рациона, поскольку высокое потребление может ухудшить статус микронутриентов.
ВИТАМИНЫ
В странах с высокой распространенностью детских инфекционных болезней важно определить, является ли дефицит витамина А проблемой общественного здравоохранения.
В тех странах, где проблемой общественного здоровья является рахит, все дети грудного возраста должны получать добавки витамина D, а также иметь возможность достаточного облучения солнечным светом.
МИНЕРАЛЫ ПОМИМО ЖЕЛЕЗА
В странах, где дефицит йода представляет собой проблему здоровья общества, следует принять законодательный акт о сплошном йодировании соли и обеспечить его исполнение.
xvi
БОРЬБА С НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЖЕЛЕЗА
Недостаточность железа у грудных детей и детей раннего возраста имеет широкое распространение и вызывает серьезные последствия для здоровья ребенка. Поэтому профилактике недостаточности железа следует уделять первоочередное внимание.
При введении прикорма примерно в возрасте 6 месяцев важно, чтобы в рацион питания включались пищевые продукты, богатые железом – такие, как печень, мясо, рыба и бобовые, или же продукты для прикорма, обогащенные железом.
Важным алиментарным фактором риска развития железодефицитной анемии является слишком раннее введение немодифицированного коровьего молока и молочных продуктов. Поэтому до 9 месяцев вводить немодифицированное коровье молоко в качестве питья не следует, а затем его количество нужно увеличивать постепенно.
Поскольку все виды чая (черный, зеленый и травяной) и кофе препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до возраста 24 месяцев. После наступления этого возраста следует избегать употребления чая во время еды.
Важное значение для предупреждения недостаточности железа у грудных детей и детей раннего возраста имеют оптимальные запасы железа в организме ребенка при рождении. Для того, чтобы помочь обеспечить достаточные запасы железа у грудного ребенка, мать во время беременности и лактации должна потреблять пищу, богатую железом. При родах не следует пережимать и перевязывать пуповину до тех пор, пока она не перестанет пульсировать.
ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ И ЕГО АЛЬТЕРНАТИВЫ
Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения и до возраста примерно 6 месяцев, но во всяком случае в течение первых 4 месяцев жизни.
Часть 1. ГВ и режим. Прежде чем написать все, что хочу написать, хочу сначала обозначить свою позицию. Тема гв и прикорма очень спорная сегодня, я бы сказала «горячая», поэтому я сразу попрошу вас, дорогие друзья, если эта тема вызывает у вас слишком … Читать далее
Всем привет! Крайне редко пишу посты и не очень часто комментирую, стараюсь по существу и что то полезное! Но всех читаю! Очень люблю посты с детками и про деток, ну и развивашки всякие! Вот нашло на меня настроение про нас написать!) Кажется вот недавно … Читать далее
Сегодня у нас целых два праздника: 10 месяцев Ванёнку и 8 лет как мы с мужем вместе! О нас расскажу в отдельном посте) а здесь про Ивана и наши последние новости! Вот и мы доросли до десяточки! Все ближе и ближе наш годик! Сейчас уже начинаю задумываться … Читать далее
О моих взглядах можно говорить много, так как в них много спорных моментов. Начну наверно о себе. Во мне всегда много противоречий, от чего моим близким сложно со мной порой. Сегодня я заряжена так, завтра иначе. Склонна впадать в беспонтовые депрессии … Читать далее
Кто-то обидется, потому как по-какой то причине примет обидные слова на себя. Кто-то напишет, что бред или мы это и без вас знали… Один вопрос: ПОЧЕМУ ДАЖЕ НА ЭТОМ ФОРУМЕ, ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ВСЕ ПО ИНТЕРЕСУ, СПРОСИТЬ СОВЕТА ИЛИ ПРОСТО ПОДДЕРЖКИ, ПОТОМУ ЧТО … Читать далее
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
кстати хочу вступить в полемику )) по поводу такому — а «молочные» таки есть… причем «молочные» не убиваемые… это я такая… Столько нервов, истерик было из-за Сашкиного папы - а молоко есть...
да и не только нервов, а еще много нюансов из-за чего могло пропасть — но не пропало… Неужели это только по тому, что в голове одна мысль — МОЛОКО ЕСТЬ И БУДЕТ?
ну афффтор то афффторитетный!
Либо сиську до школы — либо лентяйка!
Третьего не дано
я чё вы всё время смеётесь?
Kim Fleischer Michaelsen Lawrence Weaver Francesco Branca
Aileen Robertson
Кормление
и питание грудных детей
и детей
раннего возраста
Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза
Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия,
87 No87
Кормлениеипитание грудныхдетей идетейраннеговозраста
Всемирная организация здравоохранения была создана в 1948 г. в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций, осуществляющего руководство и координацию при решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. Одна из уставных функций ВОЗ заключается в предоставлении объективной и надежной информации и консультировании по вопросам охраны здоровья людей, и эту обязанность она выполняет отчасти с помощью своих публикаций. Через свои публикации Организация стремится оказать поддержку выполнению стратегий охраны здоровья населения в странах и содействовать решению самых актуальных и неотложных проблем общественного здравоохранения.
Европейское региональное бюро ВОЗ является одним из шести региональных бюро, каждое из которых проводит собственную программу, направленную на решение конкретных проблем здравоохранения обслуживаемых им стран. Европейский регион с населением в 870 млн. человек простирается от Гренландии на севере и Средиземного моря на юге до тихоокеанских берегов Российской Федерации. Поэтому в программе Европейского региона ВОЗ акцент ставится как на проблемах, характерных для индустриального и постиндустриального общества, так и на проблемах, находящихся в процессе становления демократии стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР.
В целях как можно более полного предоставления достоверной информации и надлежащего ориентирования по вопросам здоровья и его охраны, ВОЗ обеспечивает широкое международное распространение своих публикаций и поощряет их перевод и адаптацию. Содействуя укреплению и охране здоровья, профилактике болезней и борьбе с ними, книги и другие публикации ВОЗ содействуют решению важнейшей задачи Организации – достижению всеми людьми как можно более высокого уровня здоровья.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста
Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза
Дизайн обложки: Sven Lund
Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро Копенгаген
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста
Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза
Kim Fleischer Michaelsen, Lawrence Weaver, Francesco Branca и Aileen Robertson
Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, No 87
ISBN 92 890 4340 7 ISSN 0258-4972
Европейское региональное бюро Всемирной организации здраво- охранения охотно удовлетворяет обращения с просьбой разрешить перепечатку либо перевод публикации частично или полностью. Заявления и запросы следует направлять в Бюро публикаций Европейского регионального бюро ВОЗ по адресу: Scherfigsvej 8, DK-2100CopenhagenØ,Denmark.Бюроохотнопредоставитпоследнюю информацию о каких-либо изменениях в тексте, о планах новых изданий, а также об уже имеющихся перепечатках и переводах.
© Всемирная организация здравоохранения, 2001 г. Обновленное переиздание, 2003 г.
На публикации Всемирной организации здравоохранения распространяются, с сохранением за ней всех прав, положения Протокола 2 Всемирной конвенции по охране авторских прав.
Обозначения, используемые в настоящей публикации, и приведенные в ней материалы не отражают мнение Секретариата Всемирной организации здравоохранения о юридическом статусе какой-либо страны, территории, города либо района и их органов власти либо взгляды о делимитации их границ. Названия стран или территорий, используемые в настоящей публикации, соответствуют названиям, известным в период подготовки издания данной книги на языке оригинала.
Упоминание конкретных компаний или продукции отдельных изготовителей не означает, что Всемирная организация здравоохранения поддерживает или рекомендует их или отдаст им предпочтение перед другими компаниями или изготовителями, не упомянутыми в тексте. За исключением ошибок и пропусков, названия патентованных продуктов выделяются начальными прописными буквами.
За взгляды, выраженные в этой публикации, несут ответственность только авторы; эти взгляды необязательно представляют решения или официальную политику Всемирной организации здравоохранения.
ОТПЕчАТАНО В ДАНИИ
introduction
Содержание
Предисловие… ix
Выражение признательности… xii
Рекомендации… xiv
Введение … 1 Для чего нужно настоящее издание и кому оно
предназначено?… 1 Некоторые определяющие факторы здоровья в Европе… 3 Содержание данной книги… 5 Используемая терминология… 7 Адаптация к местным условиям и осуществление
данных методических рекомендаций… 7 Литература… 9
Здоровье, состояние питания, принципы и методы кормления детей .....................................................................11
Болезни кишечно-пищеварительного тракта детей
раннего возраст........................................................................11
Принципы и методы кормления и связанные
с кормлением рекомендации… 3 2
Литература… 4 3
Рекомендуемые величины потребления пищевых
веществ … 47 Введение… 4 7 Рекомендации выводятся на основании потребностей… 4 8
Номенклатура рекомендуемых величин потребления пищевых веществ ...................................................................51 Литература… 5 3
3. Энергия и макронутриенты … 5 5 Энергия… 5 5 Энергетическая плотность........................................................63 Белок… 6 7 Жир .........................................................................................74
vi
Углеводы........................................................................................78 Литература… 8 3
Витамины … 8 7 Витамин А… 8 7 Витамины группы В....................................................................92 Витамин С… 9 4 Витамин D… 9 5 Литература… 9 9 Приложение… 101
Минералы помимо железа … 1 0 5 Йод.................................................................................................105 Цинк ..............................................................................................112 Кальций ........................................................................................115 Натрий… 117 Литература… 119 Приложение ................................................................................122
Борьба с недостаточностью железа … 1 2 5 Введение… 126 Физиология и патофизиология железа................................130 Симптомы и последствия недостаточности железа ........139 Пища для прикорма и борьба с недостаточностью
железа ......................................................................................142 Другие меры вмешательства для борьбы с
недостаточностью железа… 147 Литература… 153
Грудное вскармливание и его альтернативы … 1 5 7 О важности грудного вскармливания ..................................157 Выгоды от грудного вскармливания с точки зрения
питания… 158 Выгоды от грудного вскармливания, не связанные
с питанием................................................................................165 Важность питания матери… 173 Практические аспекты грудного вскармливания… 176 Как увеличить продолжительность и
распространенность грудного вскармливания ..............183 Противопоказания к грудному вскармливанию................191 Альтернативы грудному вскармливанию ..........................196 Литература… 203
vii
Введение прикорма … 2 1 1 Что такое введение прикорма?..............................................212 Физиологическое развитие и созревание ............................213 Для чего нужна пища для прикорма?....................................218 Когда следует вводить прикорм?...........................................219 Состав продуктов для прикорма ............................................223 Практические рекомендации в отношении введения
прикорма ..................................................................................227 Какую пищу лучше всего готовить для грудных детей?… 232 Некоторые практические рекомендации в отношении
приготовления пищи .............................................................247 Литература… 249
Практика ухода за детьми … 2 5 3 Введение… 253 Инициатива ЮНИСЕФ по уходу за детьми и питанию
ребенка… 254 Факторы, влияющие на способность лиц,
осуществляющих уход за ребенком, выполнять
правильные действия по кормлению ................................257 Забота о девочках и женщинах и ее последствия .............258 Кормление детей раннего возраста ......................................260 Психологическая помощь........................................................266 Ресурсы, необходимые для ухода за детьми .......................267 Литература… 275
10.Оценка физического развития ...............................................279 Введение… 279 Как измерять физическое развитие и пользоваться
картами физического развития .........................................280 Базисные группы населения...................................................283 Интерпретация измерений достигнутого
уровня физического развития ............................................285 Наверстывание отставания в физическом развитии.......288 Литература… 289
11. Гигиена ротовой полости .........................................................291 Распространенность кариеса зубов .......................................291 Как возникает кариес ...............................................................292 Зависимость между рационом питания и кариесом
зубов...............................................................................294 Профилактика кариеса зубов.................................................296 Литература… 298
viii
12. Безопасность пищевых продуктов … 301 Введение… 301 Микробиологическое заражение...........................................302 Химическое загрязнение .........................................................308 Литература… 313
Приложение 1. Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие
резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения, имеющие отношение к данному вопросу… 317
Приложение 2. Предупреждение передачи вируса иммунодефицита человека от матери к ребенку .............359
Приложение 3. Кормление грудных детей в методике “Комплексного ведения болезней детского возраста” ...363
introduction
Предисловие
Первые 2–3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Тем не менее, существующие сегодня в некоторых странах методы вскармливания, возможно, приносят больше вреда, чем пользы для развития детей раннего возраста. Дети в возрасте до трех лет особенно чувствительны к последствиям неправильного питания; так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время, и поэтому существует повышенный риск задержки роста. Кроме того, в этом возрасте иммунная система сформирована еще не полностью, и это создает риск частых инфекций в тяжелых формах. Как познавательный, так и эмоциональный потенциал начинает развиваться рано, и поэтому в этот период также закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. Одним словом, неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к серьезным дефектам, в том числе к задержке развития моторики и познавательной способности, к появлению проблем поведения, неразвитости социальных навыков, к сокращению продолжительности концентрации внимания, к недостаточным способностям к учению и к пониженной успеваемости в учебе.
Грудные дети – особенно родившиеся маловесными или уязвимые в каком-либо другом отношении – в течение первых двух лет жизни и особенно в возрасте после 6 месяцев подвержены повышенному риску заболеваемости и смертности. В послеродовом периоде большинство детей, даже самых уязвимых, растут и развиваются нормально, если они находятся на исключительно грудном вскармливании. Если же слишком рано вводится другая пища или напитки или если они не даются безопасными способами, в правильных количествах и в оптимальные сроки, темпы физического развития резко замедляются, и это может привести к задержке роста. К моменту достижения такими детьми двухлетнего возраста многие из них останавливаются в своем физическом развитии. Этот процесс необратим, и будучи взрослыми, они останутся малорослыми и у них, скорее всего, будут понижены умственные и физические способности. Для того чтобы добиться снижения высокой
x
распространенности задержки роста – обычного явления среди уязвимых категорий населения в Европейском регионе – министерства здравоохранения должны реализовать национальные методические рекомендации о питании, основанные на рекомендациях, содержащихся в данной книге. Это будет способствовать обеспечению нормального физического и умственного развития в первые 3 года жизни, особенно среди наиболее уязвимых категорий детей.
Расстройства здоровья, связанные с питанием, приводят в первые 3 года жизни к кратковременным и долговременным последствиям – таким, как сердечно-сосудистые заболевания, ограничивающие людской потенциал общества. Поэтому улучшение питания грудных детей и детей раннего возраста должно стать первоочередной задачей и рассматриваться в качестве неотъемлемой составной части социально- экономического развития. Во время кризиса экономики страны оказываются перед нелегким выбором, поэтому чрезвычайно важно выступать в поддержку вложений капитала в социальную сферу, в частности, поддерживать разработку и осуществление политики в отношении питания детей раннего возраста. Если не добиться того, чтобы дети раннего возраста получали рациональное питание, это приведет к плачевным результатам. Столкнувшись с проблемой ограниченности ресурсов, страны могут решить сократить общие расходы путем ограничения средств, выделяемых на обеспечение развития детей раннего возраста. Однако в долгосрочной перспективе, если не вкладывать средства в развитие молодого поколения, это обойдется дороже для государства и общества. Будет нанесен ущерб будущему умственному и физическому потенциалу, и, кроме того, чрезвычайно дорого обойдется лечение вызванных этим болезней, которых можно было не допустить. Если страны будут уделять особое внимание первым трем годам жизни ребенка и выработают всеобъемлющую политику в области питания, они смогут предотвратить многие случаи смерти, которые можно предупредить, избежать необратимого ущерба умственному развитию и сохранить ребенку его бесценный дар – эмоциональные, интеллектуальные и моральные качества.
В докладе ЮНИСЕФ “Положение детей во всем мире” за 1997 г. говорится: “Примерно половина объема экономического роста, достигнутого Соединенным Королевством и рядом других стран
Запада в период с 1790 по 1980 гг.,… объясняется улучшением питания и санитарно-гигиенических условий, вложением капитала в социальную сферу еще за сто лет до этого периода.” Социально- экономические издержки нерационального питания поистине огромны. Вот почему международные инвестиционные банки единодушны в том, что вложение средств в питание совершенно оправданно: оно ведет к снижению затрат на медицинское обслуживание и уменьшению бремени хронических, поддающихся профилактике заболеваний в зрелом возрасте, оно позволяет улучшить социально-экономическое развитие и способствует повышению познавательных и интеллектуальных способностей. Тем не менее, ни один экономический анализ не может в полной мере оценить все выгоды непрекращающегося умственного, эмоционального и физического развития в детском возрасте.
В целом еще не все медицинские работники достаточно хорошо понимают то центральное место, которое занимают питание и методы вскармливания в обеспечении здоровья и развития детей раннего возраста. Медицинские работники должны быть источником правильной и непротиворечивой информации о питании. Настоящие методические рекомендации и разработаны с целью облегчения этой задачи и усиления роли сектора здравоохранения. Значительная часть бюджета здравоохранения используется на лечение заболеваний, связанных с питанием и которых можно было бы избежать, эти расходы можно было бы существенно сократить, если бы эти заболевания были предупреждены. Осуществление настоящих методических рекомендаций позволит странам выработать собственную национальную политику в области питания грудных детей и детей раннего возраста. Выполняя эту задачу, сектор здравоохранения может успешно выполнять свое предназначение в рамках этой важнейшей области общественного здравоохранения. Дети – это наше будущее, и настоящие методические рекомендации раз- работаны именно для того, чтобы у детей раннего возраста, особенно уязвимых и неблагополучных, было лучшее будущее.
Marc Danzon,
Региональный директор, Европейское региональное
бюро ВОЗ, Копенгаген, Дания
John Donohue,
Региональный директор по странам ЦВЕ/СНГ и государствам Балтии,
Отделение ЮНИСЕФв Европе, Женева, Швейцария
xi
introduction
Выражение признательности
Настоящее издание подготовлено Программой ВОЗ по разработке политики в области питания, кормлению грудных детей и продовольственной безопасности в Региональном бюро совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Авторы хотели бы выразить особую благодарность Rachel Elsom и Ellenor Mittendorfer, которые провели основную часть работы по изучению истории вопроса и предпосылок к разработке данного документа и оказали помощь в подготовке рукописи.
С большой благодарностью следует отметить финансовую помощь, оказанную правительствами Нидерландов и Соединенного Королевства. В этой связи мы хотели бы особенно поблагодарить Elly Leemhuis и Jacob Waslan de-Regt (Нидерланды) за проявленный ими интерес и оказанную поддержку. В подготовку книги внесли свой вклад многие лица, в частности, д-р Bruno de Benois (ВОЗ), профессор Francois Delange (Бельгия), профессор Patrice L. Engle (Соединенные Штаты), д-р Marco Jermini (ВОЗ), д-р Lida Lhotska (ЮНИСЕФ), д-р Yasmine Motarjemi (ВОЗ), д-р Elizabeth M. Poskitt (Соединенное Королевство), профессор Andrew Rugg-Gunn (Соединенное Королевство) и д-р Jovile Vingraitе (Литва).
Особой благодарности заслуживают также участники регионального консультативного совещания ЮНИСЕФ/ВОЗ по вопросу профилактики и борьбы с железодефицитной анемией у женщин и детей, которое состоялось в феврале 1999 г. в Женеве, и нижеперечисленные эксперты, которые участвовали в написании отдельных разделов или в рецензировании проекта текста: д-р Carlo Agostoni (Италия), г-жа Helen Armstrong (Соединенные Штаты), профессор Zulfiqar Bhutta (Пакистан), профессор Ken Brown (Соединенные Штаты), д-р Nancy Butte (Соединенные Штаты), д-р Michel Chauliac (Франция), профессор Forrester Cockburn (Соединенное Королевство), профессор Kathryn Dewey (Соединенные Штаты), д-р Conor Doherty (Соединенное Королевство), д-р Henrik Friis (Дания), д-р Serge Hercberg (Франция), профессор Olle Hernell (Швеция),
профессор Peter Howie (Соединенное Королевство), г-жа Sandra Huffman (Соединенные Штаты), г-жа Hind Khatib (ЮНИСЕФ, Женева), д-р Felicity Savage King (штаб-квартира ВОЗ, Женева), профессор Berthold Koletzko (Германия), г-жа Sandra Lang (Соединенное Королевство), д-р Christian Mшlgaard (Дания), д-р Ольга Нетребенко (Российская Федерация), г-жа Nancy Jo Peck (Швейцария), д-р John Reilly (Соединенное Королевство), г-жа Patti Rundall (Соединенное Королевство), д-р Werner Schultink (ЮНИСЕФ, Нью-Йорк), д-р Roger Shrimpton (ЮНИСЕФ, Нью-Йорк), д-р Inga Thorsdуttir (Исландия), д-р Abdelmajid Tibouti (ЮНИСЕФ, Женева), профессор Brian Wharton (Соединен- ное Королевство), профессор Susan Reynolds Whyte (Дания), д-р Anthony Williams (Соединенное Королевство) и д-р Char- lotte Wright (Соединенное Королевство).
Kim Fleischer Michaelsen
Профессор педиатрической медицины
Научно-исследовательское отделение питания
Королевский университет ветеринарии и сельского хозяйства
Фредериксберг Дания
Lawrence Weaver
Samson Gemmell Профессор педиатрии
У н и в е р с и т е т г. Гл а з г о Отделение педиатрии Королевская педиатрическая
больница Йоркхилл, Глазго Соединенное Королевство
Francesco Branca
Старший научный сотрудник Государственный научно-
исследовательский институт
продовольствия и питания (Istituto Nazionale di Ricerca per gli
Alimenti e la Nutrizione) Рим
Италия
Aileen Robertson
И.о. регионального советника по вопросам питания
Европейское региональное бюро В О З
Копенгаген Дания
xiii
introduction
Рекомендации ВВЕДЕНИЕ
Рекомендуется, чтобы каждая страна пересмотрела, обновила, разработала и осуществила национальные методические рекомендации в отношении питания и кормления грудных детей и детей раннего возраста, основанные на рекомендациях, содержащихся в настоящем издании.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ И ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОРМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Рекомендуется, чтобы каждая страна ввела у себя систему надзора за питанием грудных детей и детей раннего возраста, которая входила бы неотъемлемой частью в информационную систему здравоохранения.
Необходимо осуществлять регулярный контроль за практикой грудного вскармливания, схемами кормления и состоянием питания грудных детей и детей раннего возраста, чтобы можно было выявлять существующие проблемы и вырабатывать стратегии предупреждения ухудшения здоровья и не- удовлетворительного физического развития детей.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ
Каждая страна в качестве основы своих методических рекомендаций в отношении питания и кормления детей должна использовать рекомендуемые для грудных детей и детей раннего возраста величины потребления пищевых веществ, основанные на научных данных, полученных международным научным сообществом.
ЭНЕРГИЯ И ПИТАТЕЛЬНЫЕ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
Жизненно важное значение в период ускоренного роста в грудном и раннем детском возрасте имеет обеспечение достаточного количества пищевой энергии. Должно уделяться
xv
внимание таким методам вскармливания, которые обеспечивают максимальное потребление пищевых продуктов с высокой энергетической плотностью, но не за счет уменьшения плотности питательных микроэлементов.
Для роста и развития грудных детей и детей раннего возраста важно достаточное потребление белков, сбалансированных по аминокислотному составу. Впрочем, если ребенок получает разнообразную пищу, проблемы количества и качества белков возникают редко. Представляется целесообразным избегать рацион питания с высоким содержанием белков, так как это может иметь отрицательные последствия.
Во время введения прикорма и по крайней мере до двухлетнего возраста рацион питания ребенка не должен содержать слишком мало жиров (поскольку это может уменьшить потребление энергии) или слишком много (поскольку это может снизить плотность микронутриентов). Считается разумной такая величина потребления жиров, которая обеспечивает около 30– 40% общего количества потребляемой энергии.
Потребление сахара, добавляемого в пищу, следует ограничить до уровня, обеспечивающего примерно 10% общей калорийности рациона, поскольку высокое потребление может ухудшить статус микронутриентов.
ВИТАМИНЫ
В странах с высокой распространенностью детских инфекционных болезней важно определить, является ли дефицит витамина А проблемой общественного здравоохранения.
В тех странах, где проблемой общественного здоровья является рахит, все дети грудного возраста должны получать добавки витамина D, а также иметь возможность достаточного облучения солнечным светом.
МИНЕРАЛЫ ПОМИМО ЖЕЛЕЗА
В странах, где дефицит йода представляет собой проблему здоровья общества, следует принять законодательный акт о сплошном йодировании соли и обеспечить его исполнение.
xvi
БОРЬБА С НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЖЕЛЕЗА
Недостаточность железа у грудных детей и детей раннего возраста имеет широкое распространение и вызывает серьезные последствия для здоровья ребенка. Поэтому профилактике недостаточности железа следует уделять первоочередное внимание.
При введении прикорма примерно в возрасте 6 месяцев важно, чтобы в рацион питания включались пищевые продукты, богатые железом – такие, как печень, мясо, рыба и бобовые, или же продукты для прикорма, обогащенные железом.
Важным алиментарным фактором риска развития железодефицитной анемии является слишком раннее введение немодифицированного коровьего молока и молочных продуктов. Поэтому до 9 месяцев вводить немодифицированное коровье молоко в качестве питья не следует, а затем его количество нужно увеличивать постепенно.
Поскольку все виды чая (черный, зеленый и травяной) и кофе препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до возраста 24 месяцев. После наступления этого возраста следует избегать употребления чая во время еды.
Важное значение для предупреждения недостаточности железа у грудных детей и детей раннего возраста имеют оптимальные запасы железа в организме ребенка при рождении. Для того, чтобы помочь обеспечить достаточные запасы железа у грудного ребенка, мать во время беременности и лактации должна потреблять пищу, богатую железом. При родах не следует пережимать и перевязывать пуповину до тех пор, пока она не перестанет пульсировать.
ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ И ЕГО АЛЬТЕРНАТИВЫ
Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения и до возраста примерно 6 месяцев, но во всяком случае в течение первых 4 месяцев жизни.