Взято в чудесном сообществе жж.
спасибо!))
итак)
Детская коляска была запатентована в США в 1889 году. Не знаю, как она выглядела в то время, но вот советская коляска 1942 года. Если бы у моей бабушки были деньги, моя мама ездила бы именно в такой коляске – большой, широкой, с почти вертикальной ручкой.
***
Похоже, что такой тип колясок еще долго оставался без изменений – на картине 1954 года мы видим похожую коляску, только белого цвета.
МЕЖАНИНОВ МИХАИЛ. «Продажа мимозы». 1954 г.
***<o:p></o:p>
Вот очень смешная колясочка 1956 года. Низенькая, на крошечных красных колесиках, со странным плоским верхом. Оригинальный дизайн: стальная трубка с двух сторон огибает колясочные бока, превращаясь в ручку.<o:p></o:p>
Якушевский С. Ф. „Весна“. 1956 г.
***
Похожая коляска – такая же маленькая, на таких же крошечных колесиках, с овальными боками. Но с откидывающимся верхом и по-другому закрепленной ручкой.
Еремина Т.А. „На бульваре“. 1957 г.
У девочки тоже есть коляска – игрушечная, в ней спит зайчик. Игрушечная коляска плетеная.
Такие коляски были и для детей.
На картине Татьяны Яблонской именно такая плетеная коляска слева, а справа – целые плетеные сани, зимний вариант явно дорогой детской коляски.
Т.Яблонская. „В парке“.
Любые коляски были дорогими, плетеные особенно. Кстати, плетеные коляски сохранились и в перестройку.
***
Для многих и многих советских людей детская коляска была дорогим удовольствием. Как и красивое белье для младенцев.
Моя крестная рассказывала мне, что на коляску для родившейся в 1958 году дочки они с мужем копили не один месяц. Пока копили, дочку носили на руках: в магазин шли – в одной руке ребенок, в другой сумка с продуктами.<o:p></o:p>
Н. Жуков. „Растем и хорошеем“. 1953 г.
Когда накопили, поехали на автобусе на Таганку в магазин – купили коляску, положили в нее дочку, а домой (в Перово) уже шли пешком, денег не осталось даже на проезд в автобусе.
***
Вместо больших колясок чаще покупали прогулочные – дешевле, а совсем грудных все так же таскали на руках. На картине 1960-х гг. справа – прогулочная коляска. Низкая, в которой можно лежать. Меня катали именно в такой.
Белых Н.А. „Весна“. 1960-е гг.
Что большая, что прогулочная – оба типа колясок в 1960-х по-прежнему сохраняют две особенности: низкую посадку и маленькие колесики. Такие коляски пройдут сквозь все шестидесятые...<o:p></o:p>
Хохловкина Э.Д. „Прогулка“. 1961 г.
Н. Позднеев. „Осенний день“. 1961 г.
***
На этой картине всё та же большая коляска овальной формы, но зато появляется прогулочная коляска нового типа (у бочки с квасом) - с высокой посадкой, на больших колесах, в которой больше нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись.
SAVINOV G. Country store. 1961.
Рубинский. „Кормят голубей“.
***
Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой тоже никуда не деваются.
Дунаев Борис. „Вечерний сюжет“. 1963 г.
***
Но зато появляются коляски с высоким дорожным просветом...
КОМОЛОВ В. „В саду“. 1964 г.
А заодно мою арт-коллекцию советских вещей пополняет и раскладушка – лидер продаж и бессменный хит советской жизни. Многие годы брезент на ней был исключительно защитного цвета. Разноцветные основы появились, если не ошибаюсь, только в середине 1970-х.
Никаких диванов-малюток и кресел-кроватей – гостей всегда ждала раскладушка. Никаких вторых комнат и тем более квартир – разведенный супруг еще долго сопел на отделенной независимой территории: на раскладушке за шкафом. Никаких затрат на кушетку для старшего сына – мужской характер подростка начинал коваться прямиком с раскладушки.
Давно продавленный и провисший брезентово-алюминиевый друг с отлетевшими крючками еще пылится на наших дачах, еще несет свою нелегкую службу быта. Сколько ему осталось? Увы...
L. Orekhov- A street in Leningrad.
Еремеев Н. „Бабушка“. 1969 г.
***
Хорошая коляска в СССР всегда была дефицитом, особенно в 1970-х годах, – ее надо было караулить. Надо было постоянно ездить или названивать в магазин «Детский мир» (не обязательно центральный) и при появлении товара срываться и срочно мчаться, чтобы успеть купить с боем и сварами.<o:p></o:p>
Власова К. „Март. Солнечный день“. 1970-е гг.
Было два типа колясок – наши советские и импортные немецкие (ГДР). Возможно, это были коляски всемирно известной немецкой компании „ЦЕКИВА“, но в то время простые советские люди редко обращали внимание на бренд.
Наши коляски были громоздкими, тяжелыми, неудобными. В 1975 году на ДМЗ «КАМОВ» (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, получившие Знак качества и золотую медаль ВДНХ.
Родионов В. „Во дворе“. 1985 г.
Лично я коляску своему сыну покупала в 1984 году, в декабре. (Вернее, не я, а моя двоюродная сестра. Потому что покупать коляску и детские вещи до рождения ребенка считалось плохой приметой.) И помню, что никаких советских замечательных колясок в то время по-прежнему не было. Все охотились за немецкими – они были симпатичнее, намного легче, у них не отваливались колеса и у них внизу была корзинка для сумок, по которой советские женщины буквально сходили с ума, ибо советские женщины, имея на руках ребенка, еще и таскались по магазинам, в которых тоже все было дефицитом, а потому в удачный день продукты хватали пачками, килограммами и штуками. И деть все это было некуда. Так что колясочная корзинка выручала очень.<o:p></o:p>
А еще у немецких колясок были окошки! Я купила как раз такую – синюю немецкую коляску с окошками за 120 рублей – в то время я зарабатывала такую сумму в месяц, так что покупка была дорогой. Наши коляски стоили рублей 70, кажется.
Через год я свою коляску с легкостью продала – подержанные немецкие коляски тоже шли нарасхват.
--------------
упомянутая ниже в комментах коляска „победа“
и немножко еще
вот коляска времен второй мировой. Немцы боялись химических атак...
это реально существовавшая модель.
Спасибо))
Меня вот интересует коляска на весну....
Занялась поиском в интернете… Вот что откопала:
Где всякие удобные ручки, поворотные колеса и проч))))
Даже захотелось взять коляску и переместиться в прошлое)))