Данный «проект» был разработан мною в рамках подготовки к жизни без садика. Поэтому кому-то может показаться, что у нас мини-центр раннего развития. Но так нам и нужно))) Сразу оговорюсь, что мне самой не очень нравится как у меня всё организовано и отсортировано. Но ничего лучше я пока придумать не смогла. Буду рада любым замечаниям, советам и конструктивной критике. 

Читать в полной версии

Когда я начала работать над этим «проектом», то часто встречала в сети метод «7 папок». Это когда разнообразные пособия и материалы разложены по дням недели. И каждый день ты достаешь из очередной папки то, «чем мы будем заниматься сегодня». Меня этот метод сразу отпугнул своей негибкостью. Нет, может он и хорош для деток постарше. Но для малышей, как мне кажется, нужно быть готовым предлагать каждые 10-15 минут что-то новое. Кроме того, у нас часто бывают тематические дни и недельки. Когда мы, например, учим домашних животных или счет, то у нас и все развивашки вертятся около заданных тем. 

Поэтому я отсортировала свой материал по «прокачиваемым навыкам». Сперва я создала мини-список того, чем хочу заполнить день ребенка: 

1) Физическое развитие
2) Музыка
3) Интеллектуальное развитие
4) Моторика
5) Окружающий мир
6) Эксперименты
7) Развитие речи
8) Сюжетно-ролевые игры
9) Чтение
У меня есть файл в экселе, где каждый пункт (кроме чтения) расписан мною подробно.

При создании списка я ориентировалась (без особого фанатизма) на таблицы знаний и умений для детей 2-3 лет. С той поправкой, что дочка у меня толком не говорит, поэтому часть заданий не смогла бы выполнять чисто физически.

Тут надо заметить, что я являюсь противником раннего развития. Вернее, я являюсь ярым сторонником раннего развития и ярым противником раннего обучения. Я за процесс и против гонки за результатом. Я за то, чтобы у ребенка было его беззаботное детство и игра. И против вталкивания в ребенка всего и вся, потому что «после трех уже поздно». Также я против тех методик развития, которые здоровых свободных детей учат как неполноценных, изолированных от жизни в спец. учреждениях детей, когда вместо естественного обучения им предлагают карточный суррогат. Например, когда по карточкам учат такие понятия как «холодное» и «горячее» или предметы быта и одежды.   

При этом я стараюсь дать своему ребенку всестороннее развитие. Поэтому папок с «прокачиваемыми навыками» у нас много. Но это не значит, что всё в них дочке интересно. И уж тем более это не значит, что занятия наши носят обязательный характер. Напротив, я больше смотрю на своего ребенка, чем на таблицы и рекомендации экспертов. И если что-то у нее не получается или не нравится, то я не рефлескирую по этому поводу. Также я больше не боюсь предлагать ей занятия «не по возрасту», если инициатива идет от нее самой или она с легкостью подхватывает тему. 

И, конечно же, большую часть времени мы гуляем (ведь и прогулку, умеючи, можно превратить в «развивающее занятие»), играем (или она сама играет) в сюжетно-ролевые игры и читаем (я читаю, она слушает ). В развивашках преобладает группа «творчество».
Вернемся к моим папкам «прокачиваемых навыков».

Сейчас их 8, раньше было больше. Периодически я возвращаюсь к их сокращению и объединению. Мне кажется их многовато, как-то не особенно удачно составлены сами разделы.
Вообще наш детский развивающий уголок выглядит так: 

Это одновременно и книжная полка, и папки с развивашками, стопки карточек, фигурки животных, пластилин. Одним словом, тут находится всё то, что желательно иметь в свободном доступе и на виду. Еще у дочки есть свой ящик. Там у нее краски, карандаши и фломастеры, пазлы и часть деревянных игрушек.

Сами папки это полупрозрачные папки-конверты на кпопке – удобно. Неудобно то, как они стоят на самой полке. И как разлетаются, соскальзывая, когда ребенок вытаскивает одну из них. Еще минус – никак не организую хранение карточек. У нас есть несколько покупных комплектов и несколько самодельных, пользуемся часто. 

В данный момент папки такие: 

1) Найди пару. Искалки, виммельбухи.
2) Счет до 10.
3) Различные понятия. Сортировка по группам, свойствам.
4) Игры на соответствие. Силуэты, тени.
5) Вырезание. Аппликации.
6) Раскраски. Линии. Лепка.
7) Конструирование.
8) Кукольный театр. Игры по книгам. 

Но сортировка папок по принципу «прокачиваемых навыков» хороша тем, что по частоте обращения к тем или иным папкам я вижу, что дочке нравится/не нравится. По наполняемости папок вижу, где у нас «перебор», а где нехватка материалов. За исключением папки с Аппликациями. Их много, с запасом. Так как дочка очень любит клеить. И готовить шаблоны лучше заранее, а то запал может пропасть. 

Покажу в фотографиях примеры содержимого отдельных папок. 

И примеры наших тематических занятий. Люблю всё комплексное))) 

В довершение к этому есть еще обучающие плакаты, развешенные по всему дому. 

Что скажите? Что бы вы изменили, добавили/убрали? Как у вас организовано хранение развивашек?