Иногда мы боимся, что ребёнок вырастет эгоистом, если будем слишком часто говорить ему, как он нам дорог. Иногда — торопимся, устаём, злимся, не видим, что за капризом прячется крошечное: «Заметь меня. Я есть. Я хочу быть с тобой».
А потом, когда наступает тишина, ловим себя на тяжёлой мысли: а вдруг он чувствует себя лишним?
«Я всё испортил. Я плохой»
Эту фразу мне сказала одна мама. Утром она накричала на сына за пролитый чай, а вечером он, укладываясь спать, вдруг выдохнул: «Я плохой. Ты не хочешь мне читать, потому что я всё испортил». Ему было четыре. Он не злился, не капризничал, не отбивался. Он просто сделал вывод: если я мешаю — значит, со мной что-то не так.
Так закладывается первое звено глубокой внутренней неуверенности, и так появляются дети, которые потом не поднимают руку в классе, не зовут друзей в гости, не верят, что они достойны любви — просто потому что существуют.
Откуда берётся это чувство «я лишний»?
— Когда мы говорим «не мешай!» — и не возвращаемся к ребёнку, когда появляется возможность быть рядом. — Когда всё внимание достаётся младшему брату или сестре, а старший «уже взрослый». — Когда ребёнок ошибается — а мы, вместо поддержки, бросаем: «что ж ты не подумал-то?». — Когда взрослым всё время не до него. Даже если они при этом его любят.
Это может быть не в словах — а в выражении лица, в интонации, в спешке. Но дети это чувствуют. И, не зная, что делать с болью, начинают защищаться: кто-то — агрессией, кто-то — замкнутостью, кто-то — стремлением «всё делать идеально».
Я знаю, как это бывает. Потому что это было со мной
В книге «Лицо на белой стене» я писала о герое, который жил с ощущением, что он «не такой», всё время сомневался в себе, боялся быть неудобным, боялся проявляться и не соответствовать.
Так бывает, когда еще с детства не дают главного: права быть собой. Не ради оценки, не за «пятёрку по поведению», а просто так. И как же многое меняется, когда в самом начале жизни ребёнку говорят: «ты не должен быть другим. Я рада, что ты — это ты».
Что помогает ребёнку почувствовать: «я нужен»
1. Индивидуальное время с ним. Пусть это будут даже 15 минут вечером — но только для него. Без телефона, лекций, нотаций, а с вниманием к нему. «Ты важен для меня настолько, что я хочу быть с тобой просто так».
2. Простые слова поддержки. – Я рад(а), что ты у нас есть. – Мне нравится с тобой. – Ты важный человек в нашей семье. Они кажутся очевидными. Но когда вы в последний раз их говорили?
3. Уважение к его эмоциям и границам. Если ребёнок не хочет обниматься — не настаивать, если плачет — не стыдить. «Ты имеешь право чувствовать то, что чувствуешь».
4. Совместные ритуалы. Ужин с вопросами «что хорошего было сегодня», чтение перед сном, рисование по субботам.
5. Честные извинения. Если вы вспылили — скажите об этом. Это не делает вас «слабым взрослым», наоборот — учит ребёнка, что ошибки — это не конец. «Да, я накричала. Прости. Я устала, но это не твоя вина. Ты мне важен, даже когда я злюсь».
И последнее — важное
Когда ребёнок чувствует себя нужным и значимым, он не требует любви — он просто ею живёт. Он не прячется, не становится «удобным» в ущерб себе, а растёт с ощущением: «я — хороший. Я — не лишний». А это, пожалуй, самый главный дар, который мы можем дать нашим детям.
«Я всё испортил. Я плохой»
Эту фразу мне сказала одна мама. Утром она накричала на сына за пролитый чай, а вечером он, укладываясь спать, вдруг выдохнул: «Я плохой. Ты не хочешь мне читать, потому что я всё испортил». Ему было четыре. Он не злился, не капризничал, не отбивался. Он просто сделал вывод: если я мешаю — значит, со мной что-то не так.
Так закладывается первое звено глубокой внутренней неуверенности, и так появляются дети, которые потом не поднимают руку в классе, не зовут друзей в гости, не верят, что они достойны любви — просто потому что существуют.
Откуда берётся это чувство «я лишний»?
— Когда мы говорим «не мешай!» — и не возвращаемся к ребёнку, когда появляется возможность быть рядом. — Когда всё внимание достаётся младшему брату или сестре, а старший «уже взрослый». — Когда ребёнок ошибается — а мы, вместо поддержки, бросаем: «что ж ты не подумал-то?». — Когда взрослым всё время не до него. Даже если они при этом его любят.
Это может быть не в словах — а в выражении лица, в интонации, в спешке. Но дети это чувствуют. И, не зная, что делать с болью, начинают защищаться: кто-то — агрессией, кто-то — замкнутостью, кто-то — стремлением «всё делать идеально».
Я знаю, как это бывает. Потому что это было со мной
В книге «Лицо на белой стене» я писала о герое, который жил с ощущением, что он «не такой», всё время сомневался в себе, боялся быть неудобным, боялся проявляться и не соответствовать.
Так бывает, когда еще с детства не дают главного: права быть собой. Не ради оценки, не за «пятёрку по поведению», а просто так. И как же многое меняется, когда в самом начале жизни ребёнку говорят: «ты не должен быть другим. Я рада, что ты — это ты».
Что помогает ребёнку почувствовать: «я нужен»
1. Индивидуальное время с ним. Пусть это будут даже 15 минут вечером — но только для него. Без телефона, лекций, нотаций, а с вниманием к нему. «Ты важен для меня настолько, что я хочу быть с тобой просто так».
2. Простые слова поддержки. – Я рад(а), что ты у нас есть. – Мне нравится с тобой. – Ты важный человек в нашей семье. Они кажутся очевидными. Но когда вы в последний раз их говорили?
3. Уважение к его эмоциям и границам. Если ребёнок не хочет обниматься — не настаивать, если плачет — не стыдить. «Ты имеешь право чувствовать то, что чувствуешь».
4. Совместные ритуалы. Ужин с вопросами «что хорошего было сегодня», чтение перед сном, рисование по субботам.
5. Честные извинения. Если вы вспылили — скажите об этом. Это не делает вас «слабым взрослым», наоборот — учит ребёнка, что ошибки — это не конец. «Да, я накричала. Прости. Я устала, но это не твоя вина. Ты мне важен, даже когда я злюсь».
И последнее — важное
Когда ребёнок чувствует себя нужным и значимым, он не требует любви — он просто ею живёт. Он не прячется, не становится «удобным» в ущерб себе, а растёт с ощущением: «я — хороший. Я — не лишний». А это, пожалуй, самый главный дар, который мы можем дать нашим детям.