Ошибки в церковном воспитании детей. Почему дети из православных семей уходят из церкви? (часть вторая)

Как правильно приобщать к церковности?

Итак, как нам приобщать детей церковности?

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется), пусть они учатся, общаются, познают мир и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности – чуть меньше, чем «по силам»; а всё внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой – а не рутиной и обязаловкой. Митр. Антоний Сурожский рассказывал, что как-то, идя на Всенощную, он зашёл по дороге за В.Н.Лосским, и увидел, что его дети остаются дома. Владыка спросил Владимира Николаевича, почему дети не идут с ним на службу. Он ответил: «Они так себя вели всю эту неделю, что недостойны идти в храм». Протоиерей Владимир Воробьёв, вспоминая своё детство, рассказывал, что их мама приводила их в храм очень редко и только к Причастию; она не позволяла им смотреть по сторонам, развлекаться и т.п. Причастившись, они стояли с благоговением несколько минут и уходили домой. И это, говорил о.Владимир, было для них праздником и подарком. Вот подлинно церковный опыт; так воспитывается благоговение. У нас же по большей части бывает по-другому. Сын: не хочу причащаться! Мамаша: нет, будешь!!! – и, схватив сына за руку, волочёт его в церковь. Или: совсем что-то распустился ребёнок, надо причастить его. Плодом такого подхода закономерно является потеря благоговения и, в дальнейшем, отход от Церкви.

Как-то я спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи: а как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь ли ты Его любовь – вот как бы, например, Он был твоим лучшим Другом?   Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я его спрашиваю. Конечно, религиозное чувство людей, и детей, бывает разной интенсивности; но в деле религиозного воспитания более всего важна не сила, а ориентация религиозного чувства: на внутреннее, на личного Бога, живого Христа, а не на внешнее прежде всего.

Что касается последнего, то очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка – мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. А не так, когда Причастие превращается в какую-то регулярную процедуру типа визита в поликлинику или принятия таблеток, при том, что родители холодны к собственному участию в Евхаристии и других Таинствах Церкви.

Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без «натуги», — но только при условии, если этой жизнью обладает семья.

Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего церковного; плоды цивилизационного развития общества объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход антихриста, и т.д. В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками («растлят»), не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и проч. А результат – дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как ни старайся, а из этого мира никуда не деться; вырастают серыми, необразованными, культурно и интеллектуально неразвитыми. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать — ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на уровне духовности, но и на культурном и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей соответствующим «багажом»: развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки ребёнка, — чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели некое культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый её союзник. Великая европейская и отечественная культура–по сути своей явление христианское, и родители просто обязаны приобщать ей детей.

Но и тут всё упирается в семью. Если для мамы и папы предел их музыкального развития – «Радио Ретро», если чтение в семье – жёлтые газеты и Маринина с Донцовой, если все культурные потребности удовлетворяются телевидением («Поле Чудес», «Окна» и проч.), или, по противоположности, в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно «православное», а от всего остального шарахаются,   то откуда детям взять культурное воспитание? Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф. 5, 13), то есть чтобы они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху и свидетельствовать о Христе, чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного (Мф. 5, 16). Этому всему тоже учатся в семье, но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть в этом примером для детей, чтобы воспитание порядочности, здравомыслия и активная христианская жизненная позиция не ограничивались руганием на кухне Америки и видением во всём заговора мировой закулисы, — в чём многие люди видят чуть ли не суть Православия.

Итак, подведём итоги. Как нам воспитывать наших детей? Прежде всего надо их любить, заниматься с ними, уделять им время – то, чего у нас большой дефицит. Нужно во всём быть примером для детей: самим родителям учиться жизни и культуре, не «закисать» в быту, учиться быть христианами во всём, воспринимать церковность не начётнически-узко, а так, как она есть – охватывающей всё богатство человеческого бытия; быть открытыми, «незашоренными», порядочными и здравомыслящими людьми. Наконец, нужно уважать своих детей, доверять им – этим и создастся в семье упомянутая мною атмосфера мира, любви, доверия и свободы, без которых невозможна никакая духовная жизнь. Если наши дети, при внешнем церковном обучении, растут без любви, брошенными, в немирной обстановке, задёрганные, без уважения к себе, без раскрытия их творческого и человеческого потенциала, то есть большой риск, что, придя в возраст, они воспримут Церковь как лицемерие и не смогут стать настоящими христианами.

И, конечно, необходимо осознать личную ответственность за наших детей перед Церковью и Отечеством. Какие мы – такие и наши дети. Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи,   а не перелагать оное на внешние церковные формы в надежде, что благодать «автоматически» подействует. Церковь – не  , в ней нет ничего автоматического; действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями человека, а особенно в деле духовного воспитания.

…В заключение – ещё одна история. Знакомые привели ко мне своего сына – парня 15 лет, с просьбой поговорить с ним, как-то вразумить («совсем от рук отбился»). Мне удалось разговориться с ним (наверно, он почувствовал, что я не «заодно» с родителями). Я спросил у него: что же ты оставил церковный уклад жизни? Он ответил: хочу жить настоящей жизнью…

Это значит, что церковная жизнь в этой семье была не настоящей. Церковная жизнь была, а Христа в ней не было. И этот парень (как и все подростки) остро почувствовал этот «зазор» и восстал против него.

Вот я и подумал: может, не всегда нам ругать наших детей? Нередко очень нелишне и поучиться у них…

Статья впервые опубликована на ПРАВМИРЕ в 2005 году


Комментарии

Пожаловаться
Катя
Отличная статья! Особенно вот это место понравилось, потому что не редкость к сожалению:
"А не так, когда Причастие превращается в какую-то регулярную процедуру типа визита в поликлинику или принятия таблеток, при том, что родители холодны к собственному участию в Евхаристии и других Таинствах Церкви."
Пожаловаться
Александра
Катя, вы написали самое главное — если родители сами холодны, дети у нас и учатся — и хорошему и плохому… формализм убивает веру… и если выполнять одни обряды с равнодушным сердцем, дети уйдут из церкви(((
Пожаловаться
Лисичка
читаю я, и мне за моего малыша страшно...
Пожаловаться
наталья
Ни чего не страшно, ответственность на нас большая за воспитание наших детей.А дорогу осилит идущий.
Моему сыну было 2недели, вышли мы с ним на улицу воздухом подышать, коляски еще не было и села у соседнего подъезда со своим драгоценным свертком.Ко мне подсела какая то пожилая женщина, и стала говорить: «Все у него будет и хорошее и плохое, все у него впереди...» Я переспросила:«Почему плохое то?» Она продолжала доброжелательно улыбаться и говорит:«Будет все, он все преодолеет, сильный он будет.»Что-то еще говорила, но я несколько растерянная побрела домой. Больше я ее не видела.Теперь поняла ее.

Пожаловаться
Ирина
Почему?
Пожаловаться
Лисичка
я сама только недавно стала в церковь ходить и молиться, много еще не понимаю и не знаю. Как малышу все правильно передать, если сама еще не уверена!
Пожаловаться
Ирина
У вас еще и время есть, первая беременность, чем хороша, вообще всем) но особенно тем, что можно много времени уделить на то, что интересно.Вы можете еще успеть и до появления малыша и книжки почитать и опыт Исповеди и Причастия получить. А потом Вы будете вместе с малышом новое узнавать)
Пожаловаться
Лисичка
спасибо за добрые слова) буду делать, что смогу, чтобы малыш был счастлив)
Пожаловаться
Ирина
Ваша любовь — это самое главное)
Пожаловаться
Дети-маленькие взрослые) часто об этом забывают, навязывая им, решая за них, распоряжаются ими, как собственностью. Родительская молитва, искренние советы, неложное смирение перед Богом и свобода выбора-так, может, и получится воспитать правильно. Дети очень остро чувствуют любую фальшь, в том числе, и в церковном общении. Опять-таки рецепт прост: с Богом, с молитвой и смирением-всё преодолимо.
Пожаловаться
Александра
Лена, золотые слова, лучше и не скажешь)
Пожаловаться
Марина
Да, любовь+свой пример, как мы сами себя ведём в разных ситуациях
Пожаловаться
Александра
часто видишь как мамочки в рвении так ругают в храме своих детишек(((
Пожаловаться
Олеся
Зимой как-то видела стоит девченка лет 10-ти, а у нее рукавицы большие на резинке. Она с бабушкой была, так бабушка ей эти варежки давай в рукава совать, она постоит, потом ей больно становится, опять их выпустит, бабушка опять сует, ну и какой настрой к причастию и девченки. Поди стоит и думает, когда эта пытка варежками закончится(((
Пожаловаться
Марина
Ужас! Я, когда дочь была совсем маленькая, приносила её уже почти перед Причастием.А когда постарше, то обычно тихо вела себя в храме.Висит у меня на руке и иногда спрашивает:«Когда пойдем?» (на улицу).Я говорю:«После Причастия.» Тогда она стала спрашивать:" А скоро Причастие?«Я говорю: „Как все будут петь “Отче Наш», значит, скоро Причастие".Тогда она стала спрашивать: «А когда Отче Наш?»)Вот так постепенно примерно уяснила порядок службы)и то, что надо еще и к Кресту подойти, прежде чем уйти из храма.
Пожаловаться
Марина
Конечно, нельзя изолировать ребенка от общества, если хотим, чтобы он вырос полноценным человеком, личностью.Надо просто привить правильные, с нашей точки зрения, взгляды на жизнь)
Пожаловаться
Александра
Марина, я думаю — главное любовь, только не  эгоистичная, а настоящая и жизнь по-христиански, только не из под палки и тогда все будет хорошо).