Федор Емельяненко длинное, но очень интересное интервью

Федор Емельяненко длинное, но очень интересное интервью

Федор Владимирович  Емельяненко,  родился в  1976 году в  Луганской области на Украине. Рос и  начал заниматься спортом в  городе Старый Оскол Белгородской области. Является четырёхкратным чемпионом мира по смешанным единоборствам в  тяжёлом весе по версии Pride FC, двукратным  — по версии RINGS, трёхкратным  — по версии WAMMA, четырёхкратным чемпионом мира и  пятикратным чемпионом России по боевому самбо, а  также заслуженным мастером спорта по самбо и  мастером спорта международного класса по дзюдо. В  период с  2003 по 2010  годы Емельяненко всемирно признавался самыми известными спортивными СМИ (ESPN, Sherdog, Full Contact Fighter, MMA Weekly, Nokaut) лучшим бойцом ММА в  тяжёлом весе.Женат, воспитывает трёх дочерей.

Прикусить эмоции

— Во многих интервью Вы говорите, что во время боя не чувствуете агрессии по отношению к  противнику…

— Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И  не только тот, кто занимается борьбой. Можно и  ракеткой по воланчику бить с  таким озлоблением, как будто за сеткой  — твой личный враг. 

  — Но ведь есть же термин «спортивная злость». Она, как считается, помогает, мобилизует?

— Я  совершенно с  этим не согласен. «Спортивная злость»  — это какая-то искусственная придумка, я  не понимаю —  о  чем это? Спортивное терпение, преодоление себя, расширение своих возможностей —  это да. Когда тебе кажется, что больше уже не можешь и  сил не хватает,  — взять и  перешагнуть через себя, прикусить свои эмоции, усталость и  все равно двигаться вперед. А  злость  — зачем это нужно? Она только мешает. Она затуманивает голову, человек не может трезво оценивать ситуацию, не может адекватно реагировать. Где-то нужно проявить осторожность, а  человек ничего не замечает. Возникает желание отомстить, кинуться вперед, чтобы просто посильнее ударить, отыграться —  но это ни к  чему хорошему не ведет. Как правило, люди расплачиваются за это ошибками. Причем, на мой взгляд, это касается не только спорта, но и  вообще отношений между людьми. 

  — Вы один из самых титулованных современных спортсменов, чемпион мира по смешанным единоборствам. Как все это сочетается для Вас с  евангельским призывом быть последним, быть всем слугой? 

— Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я  должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я  был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В  спорте признак максимального результата  — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о  нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А  делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить. 

Федор Емельяненко длинное, но очень интересное интервью

— Но неужели большие победы не несут в  себе опасности возгордиться?

— Несут. И  неслучайно сегодня даже многие священники высказываются о  большом спорте критически. Это оттого, что для некоторых спортсменов занятия спортом и  победы  и  вправду всего лишь средство для удовлетворения собственных страстей и  амбиций. Конечно, соблазн возгордиться своими успехами подстерегает каждого человека  — и  меня в  том числе. Я  всеми силами стараюсь этого не допускать. Есть только один способ бороться с  этим: посвящать каждую победу Богу и  своей стране. 

В последнее время часто об этом задумываюсь и  хотел бы обратиться к  своим коллегам, среди которых есть много тех, кто и  вправду служит в  спорте не своим страстям, а  своей стране. На нас, спортсменов, обращает внимание молодежь. Вспоминаю себя подростком: я  внимательно следил за всеми выступлениями наших чемпионов по телевидению. И  ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из них сказал: «Слава Богу» или вообще каким-то образом о  Боге заговорил. Все они, как правило, говорили только о  себе, о  своих достижениях и  обидах. Собственное «я» стояло выше всего остального. Думаю, что если бы хотя бы один из них сказал однажды: «Я  благодарен Богу за победу», многие мальчишки, их поклонники, в  том числе и  я  сам, о  чем-то задумались бы. Мышление молодых людей поменялось бы, они повернулись бы к  Богу. 

  — А  вам не показалось бы странным услышать о  Боге от спортсмена? 

— Думаю, нет. Молодым людям, которые всерьез занимаются спортом, легче прийти к  Богу. Ведь и  в  вере, и  в  спорте большую роль играет воспитание. В  спорте воспитывает тренер, и  ты должен ему верить. После этого проще поверить священнику как духовному наставнику. Занимаясь в  спортивной секции, люди учатся жить в  коллективе, с  уважением относиться друг к  другу в  самых сложных ситуациях. Надо уметь себе во многом отказывать. Когда сверстники бегут на улицу получать все радости жизни или часами сидят перед компьютером, ты  — на тренировке, где из тебя выжимают десять потов. Потом ползешь домой —  а  там еще надо делать уроки. То есть ребята в  спортивной секции уже с  детства знают, что такое нести свой маленький подвиг. 

  — В  одном интервью я  прочитал Ваши наставления молодым спортсменам о  том, что если даже противник сильнее физически, можно победить «православным духом». Как это выглядит на практике?

— Бывают схватки, в  которых ты чувствуешь, что соперник подготовлен лучше, но в  любом соревновании есть еще и  духовная сторона… Вряд ли возможно объяснить это словами, тем более неверующему человеку. Но по себе точно знаю, что когда уповаешь на Бога, тебе все равно, какой перед тобой соперник  — больше или меньше накачанный, выше или ниже, сильнее или слабее. Человек выходит на поединок с  верой —  побеждать. 

  —  Воображаю себе молодых людей, которые поднимают железо в  спортзале, и  вдруг им говорят о  победе «православным духом». Не возникнет у  них желание покрутить пальцем у  виска?

— Если бы я  сам этого не испытал —  они, наверное, почувствовали бы ложь в  моих словах и  покрутили бы пальцем у  виска. Но я  говорю о  том, что знаю. То, что люди не могут увидеть, они воспринимают подсознательно. И  если человек говорит искренне и  от сердца, то у  людей, которые его слышат, сомнений не остается. Даже если детали до конца не понятны  — все равно. Есть известная фраза: чтобы стать верующим, иногда достаточно посмотреть в  глаза другого верующего. Тут как раз об этом. 

  Зверь и  человек 

— В  СМИ встречается информация о  том, что Вы выступали за санкт-петербургский клуб «Red Devil Fighting Team»  — несколько странно для православного верующего…

—  Это не совсем так. Я  всегда выступал только за клуб Святого Александра Невского города Старый Оскол Белгородской области. К  «Red Devil Fighting Team» меня почему-то упорно приписывают журналисты. Видимо, потому что меня действительно приглашали за него выступать, но одна из причин, по которым это было невозможно, —  как раз название. Мы много об этом разговаривали с  руководителем клуба, я  настаивал, чтобы название поменяли. Сначала меня не понимали, говорили, что публика уже привыкла. Но в  итоге я  сумел своих собеседников убедить. И  теперь клуб в  Санкт-Петербурге называется так же, как и  мой родной клуб в  Старом Осколе  — Святого Александра Невского. Казалось бы, всего лишь название —  но в  клубе по-настоящему изменились и  атмосфера, и  принципы работы. 

  — А  вас не смущает столь радикальная перемена? Получается, это так просто  — взять и  сделать из клуба в  честь «красного дьявола» клуб в  честь православного святого? Как будто ничего такого и  не произошло и  значительной разницы между ними нет —  просто поменяли одно на другое…

— Могу говорить только за себя: я  не вижу тут никакого противоречия. Да, смена радикальная. Но именно так все и  должно меняться в  жизни, когда человек обретает веру: тебя разворачивает на 180 градусов  — либо ты со Христом, либо нет. Это именно радикальный выбор. Ты порываешь со своим прошлым  — уверен, по-другому нельзя. Помните слова святого князя Владимира о  своем крещении: «Я  был зверь, а  стал человек»? Это и  про меня тоже. В  моей жизни до прихода к  вере все было далеко не идеально. Да, родители воспитывали стремление к  добру, к  тому, чтобы жить по нравственным законам, но одного воспитания недостаточно: человек все равно уходит в  сторону. Один раз расслабился, другой, третий —  и  пошло-поехало. Выскочить из этого лично мне помогло посещение Серафимо-Дивеевского монастыря. 

Федор Емельяненко длинное, но очень интересное интервью

— Что же там произошло?

— Я  участвовал в  соревнованиях в  Нижнем Новгороде, и  меня пригласили в  монастырь на экскурсию. По дороге в  автобусе мы очень тепло общались с  отцом Андреем Железняковым  — протодиаконом из Нижегородской епархии. Он ни к  чему не призывал, не агитировал. Просто рассказывал. 

Особое впечатление на меня произвела экскурсия по монастырю. Монахиня рассказывала, как святые подвижники несли в  этом монастыре свои подвиги. И  вдруг в  этих рассказах жития святых стали для меня как будто оживать. А  потом приложился к  мощам батюшки Серафима —  и  после этого все вопросы отпали. Что я  почувствовал? Не знаю, как это описать словами. Я  просто вдруг ощутил, что Бог есть и  что каждую секунду своей жизни проживаю перед Ним. 

Федор Емельяненко длинное, но очень интересное интервью

— Вы завершили спортивную карьеру и  у  Вас, должно быть, высвобождается свободное время. Вы рассматриваете его как ресурс для того, чтобы глубже погружаться в  церковную жизнь?

— Тут я  с  Вами не согласен. Нельзя жить так, что сейчас ты —  спортсмен, а  потом, когда свободного времени будет больше, станешь христианином. Невозможно составить такой «график». Веру в  Бога нельзя отложить на потом, иначе это просто  — не вера. Жизнь во Христе  — прежде всего, потом все остальное. Вернее, даже такая расстановка приоритетов —  не совсем то. Иногда меня спрашивают, как удается совмещать веру и  жизнь. Но их ведь невозможно «совмещать», потому что они не разделены. Верой можно просто жить. Ведь по нашей вере и  нашим поступкам будут судить о  том, кто такие православные христиане. 

  А судьи кто? 

— Какие процессы, происходящие в  Церкви сегодня, Вас радуют, а  какие тревожат?

— Знаете, для меня такого вопроса вообще не стоит. Я  просто знаю, что наша вера  — истинная, и  обретаю ее в  Русской Православной Церкви. И  я  не тот человек, чтобы судить кого-то, чтобы радоваться каким-то «процессам» или огорчаться по их поводу. Я  часть Церкви  — такой, какая она есть. Если какой-то церковный человек делает что-то, по моему мнению, не так, за него нужно молиться. Сейчас многие осуждают священников. Мне кажется, этого ни в  коем случае нельзя делать. Об этом сказано в  Евангелии от Матфея: Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10:41  — Ред.). А  когда человек заходит в  храм, чтобы указать, что батюшка такой-сякой  — зачем это? Это многое говорит о  самих критиках. Значит, они не внутрь себя смотрят, не со своими страстями борются, а  упражняются в  том, как бы найти побольше соринок в  глазу другого. Но Русская Православная Церковь  — это все мы, верующие. Это странно, когда ты  — православный христианин, но при этом смотришь на Церковь «со стороны». Нет, ты сам —  часть Церкви. И  все, что ее касается, ты принимаешь на себя. 

  — Но ведь человек может отделять себя не от Церкви вообще, а  конкретно от священноначалия…

— Сегодня в  СМИ много говорят о  Святейшем Патриархе Кирилле  — и  плохого, и  хорошего. Но для меня Патриарх —  фигура необсуждаемая. Он больше всех нас предстоит перед Богом. Люди, которые осуждают священноначалие, на мой взгляд, просто забывают о  том, что всё  — в  руках Божьих, даже не в  руках Патриарха. Он старается наставлять нас в  вере. Все реагируют по-разному. Тот, кто не хочет бороться со своими грехами,  — злится и  ругается. Но это нормально. Ведь даже самого Христа, когда Он ходил по земле, приняли далеко не все… 

Испытания и  «испытания» 

Федор Емельяненко длинное, но очень интересное интервью

— За всю карьеру у  Вас было всего четыре поражения, причем три из них  — подряд. Вера в  таких ситуациях помогает?

— Я  не могу Вам ответить: «Вера помогает, когда терпишь поражение». Разве есть какие-то другие ситуации, в  которых вера помогать не должна? Так не бывает. Я  не могу разделить свои поступки на те, что «с Богом» и  «без Бога». Если я  верующий, вера всегда со мной. 

— И  тем не менее. Когда у  верующего случается неудача, он может сказать сам себе: «На все воля Божья, мне это послано, значит, сейчас так надо». А  неверующий смотрит и  говорит: «Все это глупости и  самооправдание. Ничего тебе такого не послано, просто ты сам то-то и  то-то сделал не так»… 

— Да, мне это знакомо. Я  был в  подобной ситуации много раз. Но уверен, что славить Бога надо не только за победы, но и  за поражения. За тяжелые ситуации, за потери. Святитель Иоанн Златоуст провел последние годы жизни в  гонениях, и  тем не менее его предсмертными словами стали: «Слава Богу за все». Меня потряс фильм об узниках Соловецкого лагеря  — святые подвижники терпели там такие муки, что нам и  представить сложно,  — и  все равно славили Бога. Это не какое-то поражение в  какой-то схватке, это половина жизни, долгие годы, холод, голод и  зачастую мученическая смерть. И  за все это они благодарили Бога. Так и  мы должны! Мы ничем не отличаемся от этих людей! Только нам проще. Наши «испытания» по сравнению с  их испытаниями  — ничто. Я  знаю и  чувствую, что Господь действует в  нашей жизни не только, когда все хорошо, но и  тогда, когда все плохо, вернее, это нам кажется, что все плохо. А  на самом деле… Ведь все эти схватки, соревнования, бои, победы, поражения  — все это такая мелочь по сравнению с  тем, что Бог  — рядом с  тобой. 

  — Мелочь?! А  зрителям кажется, что бои  — вся Ваша жизнь. 

— Это не так. Если бы бои были для меня всей жизнью, я  бы до сих пор не завершал спортивную карьеру. Сейчас поступает много разных предложений —  одно лучше другого. Но все это суета. Есть только жизнь во Христе. Есть семья  — малая Церковь, которая гораздо дороже спорта. И  никакие соревнования не встанут с  этим наравне. 

Фото  предоставлены M1 Global

Фото1 — Владимир Ештокин

Автор: МАЦАН Константин
Источник: Фома.ру


Ирина
41546

Комментарии

Пожаловаться
Юлия
Да, очень познавательно. Хотя у меня не вяжется в представлении вера и такое занятие.
Пожаловаться
Ирина
А у нас крестный бывший кикбоксер, чемпион Европы, правда на любительском уровне. Его к вере тоже привел спорт.
Пожаловаться
Александра
очень интересный духовный путь) было очень приятно читать статью…
Пожаловаться
Надо же, как радостно читать подобные интервью) чувствуется, что у человека действительно глубокая и живая вера в Бога, опыт духовный, а не пустые слова. Спаси его, Господи.
Пожаловаться
Марина
Это по-настоящему верующий человек! Видно, что корреспондент хорошо подготовился к интервью, вопросы сложные, разноплановые.Но и ответы не разочаровывают: он может говорить просто об очень сложных вещах! Это тоже талант.
Пожаловаться
Наталия
Мы в честь него сына назвали))Родился в день рождения Фёдора.Хороший человек!
Пожаловаться
обожаю его!!! мой идеал настоящего русского мужика!!! доброе лицо и крепкий кулак!!!
Пожаловаться
Ирина
И такая же вера в Бога)