Ищите женщину… в Церкви

Автор: Анастасия Коскелло

Готовя к публикации этот текст, набираю в поисковой системе интернета слова: «православные женщины». Вижу многократно растиражированную новость одного солидного информагентства: «Из храма Оптиной пустыни изгнали темнокожего паломника». Оказывается, активные прихожанки выставили из храма православного африканца, «сказав ему, что он еретик, поскольку новостильник, и поэтому не должен причащаться в этом монастыре». Весь процесс выдворения сопровождался руганью и оскорблениями в адрес «еретика».

  Описанное выглядит как антиклерикальный анекдот, — хотя едва ли мы имеем дело с фальсификацией. Действительно, невежество и дикость встречаются в нашей церковной жизни. Однако тревожной является сама тенденция: в каком ключе о верующих женщинах чаще всего говорят в СМИ. А ведь, как правило, именно в таком — «выставили из храма такого-то», «обругали такого-то»…

  Можно списать все на излюбленную манеру светских журналистов преувеличивать, но не получается: образ озлобленной православной женщины, уже де-факто принятый массовым сознанием, формирует само церковное сообщество. Именно в церковных или околоцерковных СМИ сегодня публикуется больше всего информации о страшных «церковных бабушках» и невежественных «верующих массах». А светские СМИ лишь копируют и популяризируют эти образы. 

  Следует задуматься: зачем мы так причудливо «выносим сор из избы», способствуя формированию карикатурного образа Церкви? Образ православной женщины — такой, каким он представлен в СМИ, — за последние два десятилетия религиозной свободы в нашей стране обогатился рядом устойчивых деталей. Итак, это женщина невежественная, но при этом очень активная, а подчас и агрессивная. Внешний облик у нее крайне непривлекательный: нечесаные волосы, выбивающиеся из-под темного платка, забрызганная дорожной грязью юбка «в пол», спортивный рюкзак на плече… 

  Квинтэссенцией таких представлений является уже ставшая «притчей во языцех» Фотиния — героиня творчества московского журналиста Пелагеи Тюренковой. «Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний „МК“ молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами…». 

  Безусловно, практически каждый из нас знаком или хотя бы встречал на приходе таких «Фотиний». Почему-то именно подобные типажи чаще всего оказываются под прицелом фото- и телекамер и светских, и церковных журналистов.

  Наилучший путь для нас сегодня — это сделать так, чтобы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с каким-то конкретным зрительным образом, единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женскими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом. С Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека. Чтобы слова «православная женщина» означали не «женщину в черном неопрятном платке» и не «женщину в белом аккуратном платке», но просто добрую, отзывчивую, порядочную женщину, сердце которой наполнено любовью к Богу и людям. Чтобы понятие «православная женщина» означало на самом деле просто «хорошая женщина», «настоящая женщина». В соответствии с современными реалиями, а если нужно, — то и вопреки им.

Источник журнал: Вода живая

 



Ирина
1534

Комментарии

Пожаловаться
Марина
Это какой-то карикатурный образ.Я в жизни таких вообще не встречала.
Пожаловаться
Лилия
не  согласна  со статьей. Автор больше описывает «злобных» бабушек, чем женщин вообще. А православная женщина — это и молодая девушка, и женщина средних лет. Наша православная молодежь как и светская ходит в опрятной одежде, чистой и выстиранной, но юбка не в 20 см, а ниже колена. Длинные (в пол) сарафаны и платья сейчас в моде так сказать, и ни одна православная девушка, женщина не позволит себе придти в храм, придти к Господу грязной и зачуханой. Представление о том, что православная, воцерковленная женщина — замоленная до «потери пульса» и не видит ничего вокруг себя тоже ошибочно. 
Вообщем в представлении православных репортеров — православная женщина красивая, умная, добродетельная, скромная и т.д., а в представлении светского — зачуханая, замоленная уродина. Каждый видит то, что хочет видеть!!! 
Пожаловаться
Ирина
Лиль согласна с тобой, мне недавно сказали, что на матушку не тяну, нет юбки в пол и еще чего то там, вот и решила мнения узнать, согласны с таим подходом или нет
Пожаловаться
°•♥Юλหʁ♥•°•
А мне думается, что вопросы с «шибко» прпвославными решает настоятель храма. Описанных в статье женщин и извнстных всем бабуль полно, но у меня есть примеры, когда батюшка грамотно управляет своей паствой, и в таком храме нет подобных инцидентов.
Пожаловаться
Мария
К сожалению, не раз наблюдала, что для некоторых и настоятель не указ ( они начинают скандалить с ним публично), а другие слушают, головой кивают, но т.к. они с этим не согласны, очень быстро все забывают, как будто и не слышали. Хотя конечно есть настоятели, которые упорно и терпеливо ведут с этим борьбу. Но здесь возникает другая проблема, особенно на периферии: людей, помогающих храму не хватает и часто оказывается, что именно этих людей и надо " воспитывать". А будешь жестко воспитывать, она возьмет и уйдет. И кто делать тогда будет?
Пожаловаться
Мария
Дело в том, что женщин в наших храмах, увы, намного больше чем мужчин. И основной груз работы в храме ложится именно на женские плечи. Вследствие этого женщина, во первых, замыкается в своем узком мирке и у нее начинается категоричность суждений, а во вторых, она настолько свыкается с храмом, что начинает " наводить в нем порядок" как у себя дома. При этом она может быть милейшим человеком. Лично знаю в Храме бабушек, которые и очень добрые и людям помогают и церкви, но это не мешает им сделать замечание на весь храм вошедшему и сделавшему что то, по их мнению, не так. Причем они искренно не понимают, а что плохого в этом. И чем дольше они ходят в Храм, тем больше это у них это прогрессирует. Мне кажется, тут уже ничего не поделаешь, это стереотип сознания. Главное, самим бы такими не стать!
Пожаловаться
Любовь
Ну, правильно, неопытный глаз светского журналиста кого увидит в молящейся толпе? Конечно, «шибко православную». Именно такой «идеальный» образ и представляется в первую очередь, а женщина в белом платочке, в аккуратном костюме больше ассоциируется с таким же «захожанином», как и он(журналист)сам.