Сообщество закрыто

Почему из семьи уходит любовь?

  На  вопросы отвечает председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению .

Владыка Пантелеимон (Шатов)

«Любовь прошла»?

— Владыка, в чем Вы видите главную причину распада браков в нашем обществе? Как получается, что люди сначала любили друг друга, а потом перестали любить?

— Главная причина разводов в том, что люди, в основном, вообще не умеют любить. Или не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. А отсутствие любви от отсутствия веры в Бога, от незнания Его. Другая немаловажная причина — браки заключаются слишком поспешно. Вступая в брак, люди доверяют своим переменчивым чувствам, не стремясь собственно к любви. Уже в браке часто они ощущают, что находятся рядом с чужим человеком, это их тяготит.

— В какой степени увеличение количества — явление социальное?

— Безусловно, общая ситуация в стране усугубляет распад семьи. Наше общество очень нестабильное, в нем мало традиций, устоев. И брак не является теперь какой-то непреложной нормой, нет понятия о том, что нужно стремиться жить со своим суженым несмотря на все трудности.

— Но ведь сегодня разводы стали частым явлением и среди православных людей, для которых брак, казалось бы, безусловная ценность…

— Из моего опыта священнического служения могу сказать, что современные православные люди (в своей общей массе) не очень отличаются от неправославных. Когда они расходятся, они так же, как и неверующие, объясняют свой поступок несходством характеров или тем, что «любовь ушла». Это происходит потому, что из людей, называющих себя православными, лишь немногие живут церковной жизнью: исповедуются, причащаются, стараются исполнять заповеди.

— Чем тогда объяснить разводы среди воцерковленных, регулярно исповедующихся и причащающихся?

— Сама по себе воцерковленность ничего не дает. В истории Церкви было немало людей, достигших определенных высот духовной жизни, но затем ставших отступниками. Грех не знает границ. Даже среди апостолов нашелся Иуда.

photosight.ru. Фото: Дмитрий Шацкий

Уйти нельзя остаться

— Что является с точки зрения Церкви?

— Нужно понимать, что церковная традиция исключает понятие развода. «Церковного развода» в принципе не бывает. Просто в ряде случаев, когда брак распадается по вине одной из сторон, вторая сторона, пострадавшая, может получить благословение на повторное вступление в брак. Традиционное основание для того, чтобы брак был признан распавшимся, с точки зрения Церкви, только одно — супружеская измена.

Поместный собор 1917–18 годов уточнил, что могут быть дополнительные основания, как-то длительное безвестное отсутствие одного из супругов, покушение одного из супругов на жизнь другого супруга и детей, отказ в супружеском общении, болезнь сифилисом, психическая болезнь, которая была скрыта или была неизвестна на момент заключения брака. Еще в Основах социальной концепции РПЦ сегодня указаны алкоголизм и наркомания. Но все-таки основное — это измена.

— Как Вы считаете, можно ли измену простить и продолжать жить в браке?

— Лично я не могу себе представить, как это возможно. Но я знаю много женщин, которые измену прощали и сохраняли тем самым свой брак. Вообще простить можно многое. Очень часто, имея основание для развода, супруг (как правило, это женщина) все же стремится сохранить семью, например, ради детей.

— А если муж, например, годами пьет, не проявляя ни малейшего желания излечиться от алкоголизма? Какой смысл женщине, если детей нет или они уже выросли, оставаться с таким мужем?

— Конечно, если мы «вынесем Бога за скобки», то смысла в этом никакого нет. В мире, где люди Бога не признают, есть свои правила и стандарты, согласно которым жить с таким мужем абсурдно. И в самом деле, такой женщине лучше этого пьяницу бросить и попытаться устроить собственную жизнь получше. Найти другого мужа или обеспечить себе более здоровую и спокойную старость… Но я знаю женщин, которые таких мужей не бросают и в этом видят смысл своей жизни. Например, каждая из них точно знает, что этот мужчина без нее просто погибнет. Или погибнет более быстрой и тяжелой смертью. Будет он жить или нет напрямую зависит от нее. С точки зрения веры лично я могу этих женщин оправдать.

Удержать на краю

— Какова роль священника в предотвращении развода? Насколько активно он должен вмешиваться в конфликт между супругами?

— Роль священника может быть ключевой. Если человек приходит к священнику, будучи на грани развода, пастырь просто обязан быть к нему внимательным. Он обязан сообщить человеку о канонах, которые применимы к его ситуации.

Другое дело, что духовник не должен навязывать своего мнения и настаивать на том, чтобы люди его слушались. Он может только скромно советовать, если уверен в чем-то. Но он не может ничего требовать от тех людей, которые пришли к нему за советом.

Великий прозорливый старец никогда ничего не приказывал людям, но просто говорил: «Воля Божия сделать так-то, но ты делай, как хочешь».

— Где та грань, дальше которой священник не должен вторгаться в семейные тайны? В каких случаях предпочтительнее отослать супругов к специалисту, например, к психологу?

— Если священник — духовник этой пары, то есть человек, у которого они постоянно исповедуются, то никаких границ для него в принципе быть не может. Нет таких вещей, о которых нельзя сказать духовнику на исповеди.

К участию психолога я скептически отношусь. Меня вообще настораживает стремление «вклинить» психологов во все сферы современной жизни. Сегодня, что ни случись, консультацию психолога предлагают всем: военным, пилотам, спасателям. Даже при устройстве на работу людям предлагают пройти такую консультацию.

Конечно, хороший психолог может помочь понять причину той или иной проблемы, может подсказать пути ее решения, но несравнимо больше поможет обращение к Богу, исповедь, причастие. А попытка подмены веры психологией — очень опасная тенденция.

— Правда ли, что супругам в кризисной ситуации лучше исповедоваться у одного и того же духовника?

— Конечно. Могут быть разные исключения, но общее правило таково. Я знаю случаи, когда исповедь у разных духовников только усугубляла разлад в семье, так как один батюшка советовал одно, другой — другое, и ни один из них не имел «полной картины» происходящего.

— Как избежать развода в отсутствии духовника? Ведь не каждой семье удается вовремя найти такого священника…

— Раньше, когда я был молодым священником, я всем прихожанам советовал непременно иметь духовника. Сейчас, имея определенный опыт и поездив по России, я уже таких строгих советов не даю. Действительно, найти духовника крайне сложно. Но любой смиренный, искренне верующий священник может быть по-настоящему незаменим для людей, находящихся на грани развода.

Ведь тут не обязательно быть старцем и иметь дар прозорливости. Нужно просто быть внимательным к человеку, который к тебе приходит, и не жалеть своего времени, чтобы его выслушать. А если священник сам давно в Церкви и сам имеет духовника (увы, сегодня не все священники имеют духовников), тогда он может быть очень хорошим помощником семье в кризисной ситуации.

photosight.ru. Фото: Ощепкова Ольга

— Получается, без помощи священника назревший развод не предотвратить, и семья непременно распадется?

— Все же нельзя так думать. Если человек имеет живую веру в Бога, если он знает евангельские заповеди, знает, что разрушение семьи — это грех, если он готов поступаться своими интересами ради другого, если он понимает, что смирение — это приобщение к радости Царствия Небесного, то все возможно. Для тех, кто хочет сохранить свой брак, достаточно помнить совет апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).


Ирина
Ирина
Дмитрий
13 лет
Липецк
01799