Каков поп, таков и приход

Многие из нас, читая книги, брошюры, статьи о вновь воссозданных приходах, проливали слезы умиления над такими описаниями. Восхищались подвигом, восхищались стойкостью и любовью этих людей к Богу. И откладывалось где-то в сердце: вот как должно быть. И никак иначе.

Все нам мнится, что открытый приход «в периферии» – это славное традициями крепкое село, бабушки-подвижницы, продающие свои немудрящие колечки-сережки, чтоб купить кирпичи для стройки, это несгибаемый староста — бывший военный (лучше десантник), который за храм – горой, это много-много сельчан, ловящих каждое слово батюшки, и все это – на фоне соснового бора с голосистыми птичками, чистой реки и вообще «природы».

Но – Дух дышит где хочет. И иной раз удивляешься, как так оно вышло, что именно тот или иной храм вообще был открыт.Решают создать приход: готово, подписали. Ну какой Владыка откажет сельской «делегации», которая уверяет, что, конечно, есть и жилье для батюшки, и церковь строить всем миром будем, а уж как молиться хотим… И приезжает батюшка на место служения.

Въезжает с семьей, с детьми – куда? В приходской дом, который с революции не ремонтировался, без полов и с прогнившей крышей. Или в съемную квартиру, за которую он, батюшка, должен платить немалые деньги и хозяин которой, оказывается, через полгода возвращается из мест отсидки. Вода к дому оказывается не проведена, канализация – забита, плита – в нерабочем состоянии (если вообще все вышеперечисленное наличествует). А будущие прихожане внимательно смотрят: не скажет ли батюшка чего, не окажется ли чрезмерно привередливым?

Картинка с натуры одного такого приезда. Батюшку приводят «на постой» к старушке: «Вот у нее будете жить, она вас и покормит». Бабушка-хозяйка, в принципе в церковь не собирающаяся ходить, приносит с грядки помидорку, всю в земле, кладет на облупленную тарелку, вытерев предварительно полой вряд ли когда-либо стиранного халата. Ждет, когда батюшка смиренно доест помидорку, кивает и уходит. Когда ночь подходит к концу, бабуся заходит в комнату и изрекает: «Да нет, не пущу я вас к себе жить…»

Дальше – больше. Сельчане узнают от батюшки, что церковная жизнь – это не панихида раз в месяц. «А мы не знали!» — тянется по рядам. Ощущение, что и не было последних 20 лет … Оказывается, христианин ходит в храм минимум раз в неделю! Служится Литургия, а перед причастием соблюдается пост! Когда же выясняется, что, оказывается, ходить по бабкам «нельзя», — собрание покидает большая часть присутствующих.

Еще часть отсеется, когда выяснится, что на исповеди надо называть свои грехи, а не соседские. Вскоре батюшка узнает, что сказать человеку, что он может быть грешен, — это страшное оскорбление, за которое он будет подвергнут в селе как минимум всеобщему бойкоту. Неважно, что человек заявил себя христианином: вот не грешен он!

И остается только поклониться в ноги тем немногочисленным, которые действительно остаются в храме, идут на каждую Литургию и поддерживают батюшку и его семью. Действительно служат Богу. По-настоящему – верны.

А бывают и случаи, где создаются приходы в надежде на то, что настоятелем поставят определенного священника. Я думаю, и так понятно, что ждет «чужого» батюшку на таком приходе. Церковная «десятка» разворачивается и уезжает к любимому «отченьке» на другой приход, а приехавший священник остается под дождем – реальный случай – с женой и детьми разгружать кирпичи для храма.

Но батюшки служат. И терпят. И надеются и верят. Идут с проповедью к людям – даже там, где общаться со священником тянутся только пьяные – потому что хочется поговорить. Молятся за всех – даже там, где люди, видя его, быстрее сворачивают за угол. В нашем районе пьяные папы однажды подучили детей бросать в священника грязью. А духовный отец рассказывал, как его и матушку гоняли камнями по поселку.

 А священники все равно идут на Литургию. Потому что если они пойдут – вполне, по мирским меркам, оправданно – просить о переводе, а в этот уголок – опять же совершенно оправданно – командируют служить раз в месяц кого-то из городских батюшек… тогда – всё. Тогда некому будет остановить 13-летнюю Аньку, держащую в руках направление на аборт. Отвезти Анькину ровесницу в больницу, когда ее шею и голову изуродует разбитое пьяными родственниками стекло. Встать между молодой мамашей и «бабкой», доказывая, что младенцу нужны не бесовские заклинания, а хороший невролог. Люди подпишут квартиры очередной секте или побегут радостно встречать мошенника, где-то стащившего старую рясу и «гастролирующего» по селам, «освящая» огороды.

А пока… Вот стоит женщина, которая совсем недавно плакала на кухне, проливая слезы в предложенный матушкой чай, и говорила о приказе мужа избавиться от ребенка. А сегодня она пришла крестить малыша, и муж даже трезвый… А вот пришли, в траурных платках, две старушки. У одной из них от рака страшно умирал муж, кощунник и матерщинник.

Увидев пришедшего священника, он вдруг решил исповедоваться и причаститься. После этого он прожил еще несколько дней, но боли оставили его, и никто не слышал от него ни одного ругательного слова, и отошел он в мир иной спокойно, благословив родных. А вот через дверь храма заглядывает молодой школьный учитель. Еще недавно он приветствовал батюшку на улице пошлым «почем опиум» — но после пары бесед уже об опиуме что-то не вспоминает… Ради этого батюшка будет терпеть.

Лидия Зорина, Поволжье.



Ирина
8607

Комментарии

Пожаловаться
Марина
Низкий поклон таким священникам!!! Даже если всего несколько человек в этом селе станут настоящими христианами, и тогда их труд имеет смысл.Воцерковится один человек, а вслед за ним и вся семья.Другие посмотрят-посмотрят на них, и тоже в церковь потянутся.Процесс этот длительный, но «капля камень точит».И, по Евангелию, малая закваска квасит всё тесто.
Пожаловаться
Катя
Герои такие священники… это ж какую силу духа надо иметь в  таких  ситуациях… да ещё если с семьёй…
Пожаловаться
Ирина
Таких 2/3 священников на самом деле)Да и героями они себя не считают в большинстве своем, они шли служить Богу и служат) а условия могут быть разными) Конечно бывало заунываем, но Господь никогда не оставлял) И на службах, когда в храме 1-2 человека чувствуется особая благодать.
Пожаловаться
Катя
да, в нашем храме бывало, что на службе всего несколько человек прихожан (это обычно в дачно-отпускное время года в будни) и так спокойно… ну не знаю особая ли благодать в это время или просто отсутствие суеты влияло на восприятие, ведь даже когда полхрама заполнено, тоже порой чувствуется очень сильно нечто особенное :)
Пожаловаться
Надежда
да уж, знакомая история. у меня в деревне, где жили бабушка с дедом, тоже церковь есть. раньше прихожан больше было, в основном старушки конечно, а теперь они поумирали в большинстве, а молодежь не ходит в церковь. Раньше батюшки были разные, часто менялись тоже, конечно тяжело работать в глухом селе… а теперь батюшка приезжает только в праздники большие церковные. 
Пожаловаться
Я гостила каждые каникулы у бабушки в маленькой деревне, где не было ни церкви, ни часовни, ничего. И страшно — кругом пьянство, осуждения, сплетни. И я думаю, что будь там хоть один монах какой, глядишь — может иначе бы там жизнь пошла. Может меньше бы выпивали мужики и бабы, меньше воровали, может спасли бы от аборта какую-нибудь несчастную младенческую душу, и не одну... Страшно без Бога жить. И батюшки очень нужны, очень нужны церкви в селах, чтобы возродить русскую душу.
Пожаловаться
Liebe
Эх, читала и мурашками покрывалась.

Так и хочется закричать: Люди, ОПОМНИТЕСЬ!!!!!

Сразу вспоминаются Проповеди Христа.
Так было и так наверно будет...

С Праздником, Дорогие Христиане Православные!!!!
Пожаловаться
Ирина
Спасибо.Ездим к мужу в деревню, батюшки меняются очень часто, почти никто больше года не задерживается, бабули то жалобы пишут, то просят нового прислать, не нравится теперешний… Вообщем, тяжело, безусловно.А редко кто видит, каков труд священника, да и матушки тоже.Священник себя приходу посвящает, а дом и дети на матушке.Но никогда ни от кого не слышала жалобы, что трудно
Пожаловаться
Олеся
Вот-вот. Все как будто думают, что священники, только в больших городах живут, а как в селах дела обстоят, никому не интересно! А их у нас 152290 примерно.
Пожаловаться
Олеся
Сёл)
Пожаловаться
Ирина Ннн

Да, этого никто не видит и не хочет даже видеть, гораздо интереснее хаять попов на джипах в Москве (даже если люди не москвичи) и патриарха за часы...

Я, проживая в немаленьком областном центре, видела священника на машине, самая крутая из которых была мицубиси седан (его ему подарили), а его «сослуживец» вообще принципиально ездил на велосипеде по городу, причем в рясе. Это конечно никому не интересно и никто не обсуждает...

Пожаловаться
Ирина
Ох, а мне это до боли знакомо, я про полуразваленный храм, в такой супруга и направили сразу после сорокоуста. И в деревни прихожане своей спецификой отличаются, в деревни без здорового чувства юмора служить очень тяжело бывает, чтоб не плакать лучше смеяться)
Пожаловаться
Ирина
Спасибо.