Митрополит Иларион (Алфеев) «Песнь восхождения». Симфония для хора и оркестра

Симфония «Песнь восхождения» была написана архиепископом Иларионом в августе 2008 года во время краткосрочного отпуска в Финляндии. В основу либретто лег текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению.

Псалмы царя Давида на протяжении веков служили источником вдохновения для композиторов и певцов. Сам Давид, согласно Библии, исполнял их в сопровождении гуслей. В древнееврейском литургическом обиходе псалмы исполнялись хором или солистами в сопровождении различных инструментов – струнных, духовых и ударных. Некоторые из музыкальных инструментов упоминаются в текстах псалмов или в их надписаниях.

Тексты псалмов обладают чрезвычайным богатством содержания и выражают различные эмоциональные и духовные переживания: скорбь и покаяние, умиление и сокрушение сердца, радость и ликование. В этом смысле о Псалтири говорится как об универсальном сборнике молитв, в котором все основные состояния человеческой души переплавляются в молитвенные воздыхания, обращенные к Богу.

Многие композиторы XVIII–XX веков обращались к тексту псалмов. Среди наиболее известных произведений XX века на слова Псалтири можно упомянуть «Симфонию псалмов» Стравинского и ораторию «Чичестерские псалмы» Бернстайна. Новая симфония архиепископа Илариона, относящаяся уже к XXI веку, продолжает эту традицию.

Симфония состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свою драматургию. Общая драматургия симфонии – восхождение из глубин отчаяния к высотам молитвенного ликования и восторженной хвалы Богу.

В первой части симфонии звучат слова Псалма 129: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! Услышь голос мой». Это один из самых скорбных псалмов, выражающий состояние души человека, который находится на грани отчаяния и взывает к Богу с молитвой о спасении. Первая часть написана в форме пассакалии – вариаций на неизменно повторяющуюся в басу тему. В качестве остинатного баса избрана натуральная ре-минорная гамма, многократно возникающая в подголосках и звучащая то в нисходящем, то в восходящем порядке. В оркестре поначалу доминируют струнные, разделенные на девять партий. Затем к струнным подсоединяется хор. В заключительных тактах звучат также духовые и ударные.

В основу второй части легли слова Псалма 120: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя». Основная тема псалма – надежда на Бога, Который хранит верующего от всякого зла. Вторая часть написана в форме фуги на тему, сотканную из си-минорного трезвучия. В экспозиции звучит только струнный состав. В разработке к нему подключается хор: полифоническая структура оркестровой партии чередуется с короткими фразами хора а капелла, написанными в гомофонно-гармоническом складе и исполняемыми в более медленном темпе, чем оркестровая музыка. Диалог между оркестром и хором завершается доминантсептаккордом, после которого, опять же в си-миноре, без перерыва начинается третья часть симфонии.

Эта часть, написанная на слова 136-го псалма («На рекáх вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе»), представляет собой лирическую кульминацию симфонии. Псалом 136 повествует о трагической судьбе еврейского народа во время вавилонского плена. Основные темы псалма – тоска по родине, клятва на верность отечеству, воспоминания о песнях родной земли. Третья часть симфонии написана в куплетной форме с характерным для песенного жанра переходом на полтона вверх при каждом новом куплете. В соответствии с одним из стихов псалма («На вербах посреди Вавилона повесили мы наши арфы») к оркестру добавлена арфа.

Начиная с четвертой части эмоциональный строй симфонии меняется, переходя от скорбных и лирических настроений к настроению торжественной хвалы. В основу текста 4-й части легли слова Псалма 134: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». Если в первых двух частях симфонии преобладала оркестровая фактура, то в четвертой части доминирует хор: оркестр лишь «подзвучивает» его. Мужской и женский составы звучат антифонно.

Заключительная часть симфонии написана на слова последних трех псалмов: 148, 149 и 150-го. Хоровые голоса здесь сливаются в речитатив, исполняемый мужчинами и женщинами в октаву в сопровождении оркестра. Хор как бы скандирует слова псалма, с каждой фразой поднимаясь на полтона выше. В словах псалма 150 упоминаются музыкальные инструменты, которые вступают в момент их упоминания в тексте. В частности, на словах «хвалите Его со звуком трубным» звучат трубы, на словах «хвалите Его с тимпаном и ликами» звучат литавры (тимпаны), на словах «хвалите Его на струнах и органе» вступает орган. В заключительных тактах симфонии звучит пассакалия из первой части, однако теперь ре-минорная гамма превращается в ре-мажорную, что придает музыке прямо противоположную эмоциональную окраску. Симфония завершается многократным торжественным и ликующим «Аллилуйя» (евр. «Хвала Богу»).

Характерной особенностью симфонии «Песнь восхождения» является стремление автора к использованию простых средств выразительности, таких как натуральная минорная гамма, минорное трезвучие, куплетная форма, унисон хоровых голосов, контраст между минором и одноименным мажором.

Как и для других вокально-симфонических произведений митрополита Илариона, для симфонии «Песнь восхождения» характерно отсутствие единого музыкального стиля. Автор опирается на различные стилистические парадигмы, включая элементы музыкального минимализма (в 1, 2 и 5 частях) и даже популярного песенного жанра (в 3 части). Лишь в 4-й части, написанной в жанре «хорового концерта», прослеживается прямая генетическая связь с православной церковной традицией.

Композитор использовал внушительный оркестровый состав, включающий струнную группу, деревянные и медные духовые, ударные, арфу и орган. Смешанный хор, в соответствии с пожеланием композитора, должен быть разделен на мужскую и женскую группы, расставленные на сцене по разные стороны.
Митрополит Иларион родился в 1966 году. Учился в Московской специальной музыкальной школе им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. Чайковского, Московской духовной семинарии и академии, Оксфордском университете. Имеет ученые степени доктора богословия и доктора философии. С 1987 года – священнослужитель Русской Православной Церкви, с 2002 – епископ, с 2009 – архиепископ, постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Автор более 700 публикаций, в том числе 20 книг по богословской, философской, церковно-исторической, музыковедческой, искусствоведческой и церковно-общественной проблематике. Автор музыкальных произведений, среди которых две «Божественных литургии» для смешанного хора, «Всенощное бдение» для солистов и смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра, «Мементо» для симфонического оркестра, «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.


Людмила
5610

Комментарии

Пожаловаться
Ольга Мануйлова

Пожаловаться
Людмила
Ольга Мануйлова 
Пожаловаться
Наталия

действительно Песнь Восхождения… Потрясающе… Спаси Господи, Люд

Пожаловаться
Людмила
Наталия 

Во Славу Божию!