Сообщество закрыто

Вера «во что-то там»

«У нас свободная страна, и каждый делает, что хочет», – часто повторяет в шутку мой муж. Я ничего не могу на это возразить: страна действительно свободная. Меня интересует другой момент: а во что именно верят люди, которые не верят в Бога, но при этом не отрицают существование «чего-то там».

Как такое может быть – вопрос не праздный. Примеры, встречавшиеся мне в жизни, поражают воображение своей причудливостью. Скажем, несколько лет назад мой знакомый, называвший себя атеистом, вдруг попросил меня подать записки о здравии его детей на Литургию. Я, естественно, поинтересовалась, крещены ли дети. Получив отрицательный ответ, объяснила, что подать записки не могу, так как за некрещеных молиться на Литургии нельзя. Ответ товарища атеиста потряс мое воображение: «Ты не захотела молиться за моих детей, потому что именно ты навела на них порчу! Ты ведьма, вот мои дети сейчас и болеют!». Сказать, что я была удивлена – ничего не сказать. В колдовстве я не разбираюсь, потому что в силу его не верю. Об этом и заявила обвинителю. «Ах, говоришь, что не веришь? Значит, точно ведьма!». И ладно бы, такое сказал полуграмотный дед преклонных годов. Нет, человек с высшим техническим (что особо забавно) образованием, занимающийся разработкой систем спутниковой связи. Инженер. Житель одного из крупнейших российских городов. И при этом твердо убежденный, что можно наслать болезнь на ребенка, никогда этого ребенка не видя и живя от него в тысяче километров. Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?

Один пример не показателен, я думаю. Приведу еще. Бывший партийный работник, преподаватель научного атеизма в городе, крупном промышленном центре, начинает поститься Великим постом. Узнав об этом, я радуюсь: может, он пришел в церковную ограду. Если бы… «Пост – это полезно для здоровья». Подобную интерпретацию мы слишком часто слышим последние двадцать лет. Вот, погодите, начнется Великий пост – газеты снова запестреют описаниями постного меню в гламурных ресторанах. Но тут речь о другом. Пост полезен для здоровья, никто не спорит, но если он нужен только в качестве диеты, то не все ли равно, в какое время диету соблюдать? Как раз конец зимы и начало весны – для диеты время тяжелое. И так зимний авитаминоз дает о себе знать. Почему бы тогда не попоститься летом, когда ограничений в мясе и не чувствуешь, при изобилии свежих фруктов, овощей, зелени, да и солнечного излучения? Почему для диеты нужно выбрать самое с точки зрения физиологии неподходящее время в году? «Ну, как сказать… Все же постятся, может, что-то там есть…». Опять это неназванное что-то. Но не Бог, ни в коем случае. Спросишь: а может, все же ты уверовал в Бога, зачем это скрывать? Нет, ни за что. Злятся. Нервничают. Начинают доказывать языком брошюрок общества «Знание», что вера в Бога – это признак темноты и отсталости. Пресловутых «попов на мерседесах» тоже поминают – эту «духовную пищу» СМИ в изобилии скармливают своей пастве. Стиль и аргументы цитат из СМИ похожи на цитаты из брошюрок общества «Знание», как два крысёнка в одном помёте. Да и неудивительно: после падения советской власти не всем удалось переквалифицироваться в управдомы, приходится как-то применять свои знания, полученные на кафедрах разнообразных марксизмов с ленинизмами. То есть, что угодно, только не мысль о Боге. Почему? Почему так боятся? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

На прошлую Пасху некая блоггерша возмущалась у себя в журнале: да что, мол, такое, что это за моду взяли – Пасху праздновать, небось, при советской власти и знать не знали такого. (Ну, кто не знал, а кто и знал. Ей бы отучиться говорить за всех).  «Как бесов от благовеста-то корчит», – со свойственной мне нетолерантностью написала я тогда. А потом с удивлением прочла рассуждения этой же блоггерши о душе и еще чем-то таком же нематериальном. Снова – Бога для них нет, а «что-то там» вполне существует. Очень я люблю анекдот о православном миссионере в интеллигентской аудитории: лектор, боясь произнести слово «бес» как неподходящее для образованных людей, называет его трансцендентным злом. На это бес высовывается из-за кафедры и спрашивает возмущенно: «Как-как ты меня назвал?».

Все это было бы забавным, если бы не одно обстоятельство. Да, у нас свободная страна. И никто не запрещает верить в то, во что ты хочешь. Только если ты объявляешь нет Бога, но при этом признаешь «что-то там», задай себе вопрос: а что же это за сила, в которую ты веришь в отсутствие Бога?


 


Ирина
Ирина
Дмитрий
13 лет
Липецк
3721