Сообщество закрыто

Кукша (окончание)

В 1913 году афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Во время первой мировой войны он разделил печали и скорби военного времени, молитвами и трудами служа отечеству. В 1914 г. о. Ксенофонт на 10 месяцев вместе с другими монахами был на­правлен на нелегкое послушание “брата милосердия” в санитарный поезд, ходивший по линии “Киев-Львов”. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, состра­дание и любовь в служении тяжелобольным и раненым. По окончании этого времени о. Ксенофонт возвратился в лавру. Своим усердным служением Богу, любовью к Нему и ближним, смирением и послушанием о. Ксенофонт снискал всеобщее уважение сре­ди братьев, служа для них примером в монашеском делании. О. Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах; заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. “Мне очень хотелось принять схиму, — рассказывал он, — но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переоблачал мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ра­кой, стал усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострижения в схиму”. И так, стоя на коленях и держа на руках святые мощи, он под утро заснул. Прошли годы. В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немед­ленно постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 года при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. Конечно, душа преподобного и тогда уже была готова ко вселению в небесные обители, но Господь продлил дни его земной жизни для служения людям во спасение их. После пострига о. Кукша стал поправляться и вскоре совсем вы­здоровел. Однажды из Полтавы в Киево-Печерскую лавру прибыл ее бывший насельник, престарелый митропо­лит Серафим, чтобы посетить любимую обитель и проститься с ней прежде своей кончины. Пробыв несколько дней в лавре, он собрался уезжать. Все братия, прощаясь, стали подходить к владыке под его благословение. Святитель, изнемогая от старости, благословлял всех, сидя в храме. Следом за другими подошел и о. Кукша. Когда они по-иерейски облобызались, прозорливый митрополит Сера­фим воскликнул: “О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!” С 1917 года для святой Православной Церкви и всего народа наступило время огненных испытаний. Эти испытания всецело разделил со своим народом и преподобный Кукша. 3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года — в сан иеромонаха. После того, как Киево-Печерскую лавру закрыли, батюшка служил до 1938 года в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священни­ком в то время. С 1938 года для батюшки Кукши начался тяжелый восьмилетний исповеднический по­двиг — его как “служителя культа” приговаривают к 5 годам лагерей в г. Вильма Молотовской обла­сти, а после отбытия этого срока — к 3 годам ссылки. Так в возрасте 63 лет отец Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Труд был очень тяжелым, особенно в зимнее время, в лютые морозы. Работали по 14 часов в сутки, получая очень скудную и плохую пищу. Но всегда содержа в своей памяти, что “многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное” (Деян.14:22), что “недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас” (Рим.8:18), батюшка, споспешествуемый благодатью Божией, не только терпели­во и благодушно сносил мучительную жизнь в заключении, но всегда духовно укреплял окружающих. Господь, взирая на мужество исповедников, вот как однажды явно для всех утешил и укрепил прис­ных Своих в терпении и уповании. Вместе с о. Кукшей в лагере содержалось много духовенства и ино­чествующих, как монахов, так и монахинь. В то время Киевским епископом был преосвященный Анто­ний, который хорошо знал о. Кукшу и почитал его. Однажды о. Кукша, будучи в заключении, получил от преосвященного Антония посылку, в которую владыка вместе с сухариками умудрился положить сто частиц просушеных запасных святых Даров. Проверяющие не обнаружили святые Дары или сочли их за сухари. “Но разве мог я один потреблять святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения? — рассказывал впоследствии батюшка. — Я сказал некоторым священникам что получил святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили “своих”, чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя гото­вы были принять святое Причастие. Мы сделали из полотенцев епитрахили, нарисовав на них каран­дашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и одели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Свя­щенники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одной подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на ра­боту причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую ми­лость!” Как-то батюшка тяжело заболел. Его положили в больницу, он был близок к смерти. Но Господь явно хранил угодника Своего и воздвиг от одра смертного. “Не умру, но жив буду и повем дела Господ­ня” (Пс.117:17), — преисполнялось благодарением сердце исповедника Христова. Батюшка вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, — ветром качало. А сол­нышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,— и к ногам упал пирог, — это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бо­га и утолил голод”. Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученника Георгия По­бедоносца о. Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в сосед­нем селе. Как к светильнику, в ночи зажженному, стекались к нему люди. Так в труде, в терпении, в деннонощной молитве старец подвизался до своего освобождения. В 1947 году окончилось время ссылки. Завершился восьмилетний исповеднический подвиг. За все это вре­мя ничто не отлучило старца от “любве Божия” (Рим.8:39), и он, как доблестный воин Христов, увен­чанный исповедническим венцом, вышел победителем в сей страшной брани. В 1947 году о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией. Нес он послушание свечника в Ближних Пещерах. На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, эапечатлевшего верность Христу различными ис­пытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений н гонений, Господь возлагает подвиг служе­ния страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество. Безбожие, мало­верие, нужда, горе, греховное пленение приводили к преподобному людей в те минуты, когда испыта­ния достигали наибольшей остроты и становились невыносимыми, когда иссякала надежда. И старец оказывался тем несокрушимым камнем истинной веры, непоколебимого упования на Бога, о который бессильно разбивались пенящиеся волны многовидного зла. Через старца, испытанного в горниле всевозможных искушений, люди начинали трудный, узкий, но истинный путь спасения. Ведает только Господь, скольким он помогал и скольких обнимал всепрощающей и всепокрывающей любовью, кото­рая так привлекала людей, стремящихся к нему со всех концов страны. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косьму и старались с его головы и одежды взять чудесно изливший­ся из лампады елей, чтобы помазаться им, так и к отцу Кукше в страждущей земле нашей шла нескон­чаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати, изливавшихся через молитвы, духов­ные советы и наставления святого подвижника. Молитвою, терпением и состраданием, добрым словом к духовным советом старец отвращал от без­божия и греха и обращал к Богу, вразумляя закоснелых в неверии, укрепляя маловерных, ободряя малодушных и ропщущих, смягчая ожесточенных, умиротворяя и утешая отчаявшихся, пробуждая спя­щих в греховном сне, дремлющих в забвении и нерадении. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием при­нимал их. Говорил: “Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согре­шил. Един Господь без греха, а мы все грешные”. Исповедь всю жизнь была его основным послуша­нием, и все стремились у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание. Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим про­зорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и ду­ховным советом. Еще, было, у дверей стоят, а он уже каждого по имени называет, хотя видит их в первый раз в жизни. Господь ему открывал. Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним. В 1951 году отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру. Пресвя­тая Богородица, Которую всю жизнь так любил преподобный, принимает избранника Своего здесь, где Она чудесно явилась в древности. В Почаеве старец нес послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, о. Кукша должен был исповедовать людей. Свои обязанности он испол­нял с отеческой заботой о всех приходящих, тонко и любовно обличая их пороки, прозорливо предо­стерегая от духовных падений и предстоящих бед. Все, кто приезжал в Почаевскую лавру, старались обязательно попасть на исповедь к о. Кукше. Люди в храме сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей келии, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни. Какую всенародную любовь имел старец, видно из следующего. Он, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцеле­ниями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: “Собирайся, отец, домой” (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к о. Кукше, осмот­рел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: “Вымолили чада духовные!” В течение трех лет о. Кукша ежедневно совершал раннюю литургию в Пещерном храме, за исключени­ем редких дней болезни. Во время литургии, стоя у престола, он весь преображался, становился ка­ким-то светлым, “воздушным”. Как познавшему Бога Духом Святым преподобному Силуану Афонско­му хотелось, чтобы все люди познали Бога, так и старец Кукша, некогда подвизавшийся в одно время с преподобным на Горе Афон, очень желал, чтобы ищущие милости и благости Божией познали, как благ Господь и как неизъяснимо благостно быть с Ним. Одна духовная дочь старца поведала, что ей очень хотелось узнать, как себя чувствует он во время Божественной литургии. Старцу это было открыто Богом. “Однажды, войдя в Пещерный храм, когда о. Кукша служил в нем Божественную литургию, — рассказывала она, — я сразу почувствовала силь­ную близость души к Богу, как будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу “горе”, и преисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на небе перед ли­цом Самого Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком состоянии я находилась до конца литургии. После литургии все ждали, когда о. Кукша выйдет из алтаря, чтобы взять у него благо­словение. Подошла и я к своему духовному отцу. Он благословил меня и, крепко взяв обе мои руки, повел за собой, внимательно с улыбкой вглядываясь в мои глаза, вернее, через глаза в душу, как бы стараясь рассмотреть, в каком она состоянии после такой чистой молитвы. Я поняла, что батюшка дал мне возможность пережить такое же святое блаженство, в каком он сам всегда пребывал во время Божественной литургии”.


Марина
Марина
Николй
19 лет
Мариуполь
3412