Сообщество закрыто

Уверенность в себе или эгоизм?

Митрополит Лимассольский Афанасий

Уверенность в себе или эгоизм?


Грешно ли быть уверенным в себе и верить в себя,- т.е., считать, что можешь самостоятельно справиться с любой ситуацией, возникающей на жизненном пути? В чем разница между разумной уверенностью в себе и эгоистичной самоуверенностью?

На эти вопросы ответить не так-то просто, потому что это тонкая тема, который каждый переживает по- своему.(...)Совсем не обязательно, что человек, действительно желающий изменить свою жизнь, имеет эгоистичную самоуверенность. Христианин, как правило, говорит, что сделает все от него возможное, а Бог поможет.

(...)

… Личную свободу никто не отменял, а вместе с ней никто не отменял и нашу собственную личность. Когда мы говорим о нашем бытии, личности, то имеем в виду, что можем руководить своими силами и волей; что это мое желание- что-либо сделать,- а Бог пусть поможет мне достигнуть этого. И если я не достигаю желаемого, то смиряюсь и прошу Господа о прощении, с кротостью и покаянием заполняю ту пустоту, которая создается невозможностью осуществления того, о чем я заявлял.

И это в наибольшей степени касается молодого возраста, для которого особенно характерна самонадеянность. А когда человек уже взрослый, в годах… какая уверенность в себе у него может быть?

(...)

Мне нужно показать свое намерение, и Бог даст мне требуемые силы- как гласит прекрасное изречение из Патерика...«Пусть Бог даст силу вашим намерениям и желаниям».

У нас нет силы, у нас, возможно, многого нет, но главное- у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сделать, я хочу быть христианином, я хочу следовать Евангелию, я хочу держать свое слово и свое обещание Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что, если я проявлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя свобода и Божья сила будут работать вместе ради блага человека на пути к совершенству».

Таким образом, мы больше не видим дилеммы: «У меня уверенность в себе или эгоизм?»Наличие или отсутствие эгоизма становится явным благодаря некоторым другим вещам. Иногда человек должен оказать сопротивление.

(...)

Как мы все знаем из собственного опыта, человек должен иногда быть настолько настойчив, настолько непоколебим в своей позиции, что даже если все его окружение будет давить на него, или угрожать, тем не менее он ответит: «Я не откажусь от своей точки зрения, а вы можете делать всё, что хотите!»

Человеку не нужно разрушать себя, он не должен действовать так, чтобы всегда и во всем уступать, якобы из смирения. Такая позиция не имеет отношения к смирению; потому что подлинное смирение не обезглавливает человека. Смирение делает нас совершеннее; смирение предоставляет нам свободу выбора в понимании того, где мы должны устоять, а где нет; где должны сказать «НЕТ» и остаться на месте, а где- полностью подчиниться другому человеку, т.е., безусловно.

Так что нельзя думать, будто бы неприлично хотеть что-то изменить в своей жизни, иметь мечту- особенно в молодости- например, стать врачом, или кем-то еще. (...) Разумеется, невозможно не иметь желаний; только мертвый ничего не хочет.Даже великие святые имели большие желания… Какие же? Исполнить Божью волю. И хотя святые обычно уступали всему, но когда дело касалось Божьей воли, они оставались непреклонными.

(...)

Есть определенные рамки в наших отношениях с людьми. Как гласит пословица, ты же не позволяешь кому угодно ложиться в твою постель. Да, он может войти в твою гостиную, даже пройти на кухню, но ему не дозволен доступ в твои личные покои. Незнакомцы просто не могут туда войти. У нас есть границы; и мы говорим: «нет, сюда вы не можете войти».

Нам необходимо научиться проводить границы. И, как мы уже говорили, истинное смирение дарит человеку личность; чрезвычайно мощную, но ни для кого не опасную. Она никому не вредит, как и сам Бог, Который управляет миром, никому не нанося ущерба.

Бог дал нам свободу делать все, что мы хотим. У нас есть свобода отвергнуть Его, оскорблять Его… Он дал нам эту свободу, потому что у Него нет чувства незащищенности. У смиренного человека тоже нет чувства незащищенности, он не склонен к подозрительности или слабости; он позволяет другим поступать, как те хотят, но сам остается непоколебимым в своих решениях. Он уверен, но никому не мешает.

Эгоистичная самоуверенность есть в том случае, когда человек говорит: «Я могу делать все сам, и ни в ком не нуждаюсь». Но не в том случае, когда вы говорите: «С Божьей помощью, я сделаю; я попытаюсь это сделать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне...»

Например, мы говорим: «Я хотел сдать эти экзамены; я сделал всё возможное,… но я не сдал.» Это то, что обнаруживает вашу внутреннюю сущность как духовно здоровую. Да, вы чувствуете разочарование- по-человечески- но вы не будете ощущать уныние или отчаяние и бросать все.

(...)

Вот почему, даже когда святые грешили, у них были силы подняться вновь с простотой и здоровым отношением; если они грешили, то каялись из самой глубины своего сердца, и так до самой смерти, но они никогда не поддавались чувству угнетения и депрессии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начинаем заниматься мучительным самокопанием и терзанием, как будто согрешить есть что-то странное для нас… Неужто вы и впрямь считаете себя настолько важным и непогрешимым, что рассчитывали никогда не ошибиться и ни в чем не погрешить?

Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «замешаны» в нас. Это обычное для нашего состояния дело, и поэтому даже скромный человек д.б. благоразумным.(...)Смиренный человек будет действовать осмотрительно, в то время как надменный скажет, что нет проблем, а потом,- бац!- падает...

«Жизнь во Христе» не означает, что вы можете проспать целую жизнь и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе проходит в серьезной борьбе.(...)Чтобы обрести такую жизнь, необходимо приложить к этому все свои силы...(...)

Перевод с англ. Ангелины Леоновой


Марина
Марина
Москва
4706