Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва – 22.06.1923, Верея) – святой праведный (память совершается 9 июня, 16 сентября и в Соборе Московских святых).
Московский старец родился в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, который в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении Алексия. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский московский во имя Алексия, человека Божия монастырь, где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет.Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» – спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе… Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: – Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.
По окончании Заиконоспасского училища и Московской семинарии Алексий был определен псаломщиком Знаменской церкви. В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году был рукоположен Мисаилом (Крыловым), еп. Можайским, во диакона. 19 марта 1893 г. Алексий был рукоположен еп. Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским мон-рем, во священника к Николаевской в Клённиках церкви Сретенского сорока на Маросейке. Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал Алексий. Лишь на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме Алексий вел работу в Обществе народного чтения, посещал тюрьмы.
29 августа 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, скончалась жена Алексия. Он был безутешен до тех пор, пока духовные чада не устроили его встречу с о. Иоанном Кронштадтским. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – спросил А., когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость,- ответил о. Иоанн,- тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь – нет на свете горя больше твоего… а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Сказанное Алексий принял как возложенное на него послушание старчества, к которому он был подготовлен многими годами подвижнической жизни. «Пастырь должен разгружать чужую скорбь и горе»,- учил он впоследствии, опираясь на опыт своей жизни. Духовно близкими к Алексию были современные ему оптинские подвижники – иеросхимонах прп. Анатолий (Потапов) и скитоначальник схиигумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде, яко в пустыни». Прп. Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к Алексию. Старец Нектарий (Тихонов) говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексей».
Ранее пустая церковь свт. Николая стала переполняться богомольцами, среди которых появились представители интеллигенции (профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы) и студенческая молодежь, которой Алексий уделял особое внимание. В нижнем, жилом, этаже храма Алексий открыл начальную церковноприходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В течение 13 лет Алексий преподавал Закон Божий в частной женской гимназии Е. В. Винклер. Алексий благословил на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, священника и художника Н. А. Соколова. Впоследствии она стала замечательным иконописцем, приняла монашество с именем Иулиания, основала при МДА иконописный кружок, из которого выросла иконописная школа.
Высоко оценивал пастырскую деятельность Алексия наместник Чудова монастыря архим. Арсений (Жадановский, с 1914 еп. Серпуховской). В 1920 г. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) наградил Алексия крестом с украшением. Патриарх Тихон при хиротонии всегда учитывал отзыв Алексия о кандидатах в священники и предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Собрания духовенства проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Дважды Алексия вызывали в ОГПУ (в кон. 1922 и 30 марта 1923) и запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, т. к. старец был тяжело болен.
Старец скончался в Верее, гроб с его телом был доставлен в родной храм свт. Николая в Клённиках 27 июня 1923 г. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили петь панихиды и прощаться с почившим. Чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться, служили вечером 2 заупокойные всенощные, одну в церкви и др.- во дворе. Литургию и отпевание совершил во главе сонма духовенства архиеп. Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря. Незадолго до смерти Алексий написал архиепископу Феодору письмо, прося его об этом. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 20 июня был освобожден и смог исполнить его желание. Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить старца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова Алексия: «Когда я умру – всем будет радость». Литию служил архимандрит Анемподист. Святейший Патриарх благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Алексий просил своих духовных чад приходить к нему на могилу со всеми своими трудностями, бедами, нуждами, и многие шли к нему на кладбище. В связи с его закрытием 28 сент. 1933 г. останки Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», называемое «Немецким». Еп. Стефан (Никитин), участвовавший в перенесении мощей, рассказывал, что тело Алексия было в ту пору нетленным. Все последующие десятилетия могила Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой.
За свою не очень долгую священническую жизнь старец создал удивительную духовную общину в миру. Сам Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном – свящ. Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей – священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал старец. Алексий обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. Он был прославлен Архиерейским Собором 2000 г.
По материалам “Православной энциклопедии”