Сообщество закрыто

Сокрытые святыни Китаево. Три рассказа о жемчужине Киева

Каменные ступени теряются в зелени холмов, скрывающих одну из подземных святынь Киева — пещеры Китаевской пустыни.

Обычно посетители приходят сюда полюбоваться красотами парка и не подозревают, что гуляют над целым лабиринтом древних ходов. Здесь вас встретит особая тишина, в которой слышится присутствие Бога.

Это святое место пользуется среди верующих не меньшим почитанием, чем другие монастыри Украины. Что же представляют собой древние подземелья? Об этом мы побеседовали с теми, кто причастен к восстановлению Китаевских пещер и их жизни.

Рассказ 1

На сегодняшний день Китаевские пещеры находятся под опекой братии Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря. Архимандрит Сисой, благочинный монастыря, рассказал о возрождении и духовном значении святыни в жизни иноков и мирян.

Батюшка, в Киеве довольно много подземных комплексов, это, пожалуй, одна из особенностей нашей столицы. Но что понуждало монахов рыть ходы и уходить туда? Ведь в городе было немало надземных монастырей…

— В пещерах можно полностью предаваться самому важному для монаха делу — богомыслию и молитве. Здесь исчезают шум и суета внешнего мира. Ничто не отвлекает, не мешает углубиться внутрь себя, вознести сердце и мысли к Богу.

Пример такой жизни подал нам преподобный Антоний, основавший Киево-Печерскую Лавру. Вскоре, подражая преподобному, многие ищущие подвига люди стали создавать свои места уединения. Так возникли другие пещерные комплексы — в Церковщине, на Зверинце, в Китаево.

Структура Китаевских и Лаврских пещер похожа, но Китаеские подземные ходы древнее. Как гласит предание, они существовали еще в дохристианские времена, когда здесь было древнее городище. Вырытые в глиняном лессе (слежавшийся песок с примесью глины), они расположены на глубине 5–20 метров от поверхности Китай-горы. Этот вид земной породы не пропускает воду, легко поддается обработке самым простым орудием. Вырытый в нем ход сохраняется на протяжении веков. Поэтому пещеры могли послужить древним людям в качестве убежища и жилища.

Лабиринты со временем расширялись и уходили вглубь горы. По дошедшим до нас сведениям, пещерные ходы расположены в несколько ярусов, с примыкающими к ним отдельными галереями и комнатами. Пещеры были соединены с посадом, который находился у подножия горы и нередко использовался защитниками городища в качестве потайного выхода.

Первые поселения пещерных отшельников образовались, вероятно, после 1240 года, когда Батый разрушил Киев. Однако это, конечно же, больше область преданий. А вот официальные, документированные данные о Китаевских галереях появляются в то время, когда здесь образовался скит Киево-Печерской обители.

На рубеже XVI–XVII веков наместником Лавры был архимандрит Елисей Плетенецкий. Он создавал островки Православия, где не принявшие унию монахи могли укрыться от гонений Польской короны. Одним из таких центров духовной жизни стало и Китаево. Здесь процветало пещерное монашество. Сюда отовсюду стекались паломники. Именно в это время распространилась молва об обители.

Но в 1771 году Екатерина II издала указ о запрете отшельничества. Монашествующим теперь предписывалось жить только в монастырях. Почти целое столетие пещеры оставались заброшенными, пока их в 1857 году случайно не обнаружил один из послушников пустыни. Тогда пещеры расчистили и приступили к постройке пещерного храма. Однако строительство пришлось отложить фактически до нашего времени.

Второе возрождение пещеры переживают сейчас, с восстановлением монастыря.

Как восстанавливалась святыня в наши дни, после периода гонений на Церковь?

— Мы начали с того, что в 1993 году восстановили Китаевский скит Киево-Печерской Лавры. Первым скитоначальником был назначен известный духовник схиархимандрит Феофил (Россоха). География его служения — от Туркменистана до Одессы. И везде, где бы он ни появлялся, начинала кипеть духовная жизнь. С прибытием старца в монастырь стали возрождаться храмы и пещеры. Под его руководством проложили спуск к пещерам, позже построили часовню над входом в лабиринт, отреставрировали подземный храм, который в 2000 году был заново освящен в честь Собора Божьей Матери. Много богомольцев приходит именно сюда — на службы, совершаемые под землей. Здесь царит особая атмосфера — тихо, молитвенно, чувствуется присутствие Богородицы.

— А в чем главная особенность духовной атмосферы пещерного храма?

— Под землей нет суеты, не с чем сверять время, оно здесь течет куда медленнее, чем наверху. В пещерах происходит соприкосновение человека со святыней, и это не проходит бесследно. Даже недолгого пребывания здесь достаточно для внутреннего преображения.

Пещеры известны и почитаемы, к ним стекается много паломников. А в чем заключается духовная польза от их посещения?

— Здесь происходит соприкосновение человека со святыней, и это накладывает свой отпечаток на пришедшего. Некоторые богомольцы регулярно приходят сюда помолиться и, умиротворив душу, снова возвращаются в мир. Другие приходят реже. Иногда заглядывают туристы, интересующиеся древностями и историей. Но удивительно, как благодать этого святого места действует на человека. Однажды я стал свидетелем того, как изменились после посещения пещер беззаботные озорные школьники, став серьезными и задумчивыми.

Сокрытые святыни Китаево. Три рассказа о жемчужине Киева


В тишине и сумраке подземелий легче переосмыслить свою жизнь, выделить главное, особенно, видя аскетические условия, в которых жили подвижники. Иногда посетителя посещает чувство, что здесь молитва особо близка к Богу. Нередки случаи, когда молясь в пещерах, а также перед другими святынями монастыря, молящиеся получали просимое.

— А почему пещеры считаются святым местом?

— Вообще-то Бог на всяком месте присутствует. Но пещеры, ко всему прочему, освящены подвигом и молитвами святых, которые там подвизались. Когда оказываешься этих галереях, появляется чувство благоговения, понимание, что святые, жившие здесь, продолжают молиться за нас перед Отцом нашим Небесным.

— Влияют ли пещеры на жизнь монастыря?

— Да. Во-первых, это известное место паломничества. Во-вторых, достопримечательность и часть археологического заповедника. Поэтому монастырь прилагает усилия для того, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии и создать условия для паломников и гостей.

Время посещения пещер людьми привязано к ритму монастырской жизни. Попасть в подземелье можно в перерыве между утренним и вечерним богослужениями.

В свободное от послушаний время и сама братия часто приходит сюда молиться.

Но и сам монастырь — особенное место. Он весь стоит на мощах. Возле него раньше было большое монастырское кладбище, где четыре столетия подряд хоронили братию Китаево и Лавры. Сейчас это кладбище восстанавливается. Под храмом и во дворе, где сейчас выложена плитка, похоронены братья и благочестивые потомки знатных родов.

Мы практически ходим по мощам и чувствуем поддержку почивших здесь святых.

Например, под Троицким храмом, по преданию, погребена преподобная Досифея. Благодаря этой святой с монастырем тесно переплелись жизненные пути еще двух великих подвижников, особо нами почитаемых — Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Предок Досифеи Василий в числе свиты Дмитрия Донского встречался с преподобным Сергием Радонежским и получил от него благословение на ратный подвиг на Куликовом поле. А батюшку Серафима на монашество благословила лично Досифея.

Что пещеры значат для вас, современных насельников обители?

— Для нас это место, где можно уединиться, помолиться. Без пещер нельзя представить Китаевскую пустынь. Они неотъемлемая часть монастыря. Каждый, кто приезжает в Китаево, должен обязательно посетить пещеры, чтобы самому почувствовать благодать этого святого места.

продолжение https://www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/306647179/


Ирина
Ирина
Дмитрий
13 лет
Липецк
4664