ГЛАВА 2. О МОЛИТВЕ СВЯТЫХ К БОГУ
Церковное сознание, согласно с православной верой, содержит догмат о молитвенном заступничестве святых пред Богом. Такова была общая вера Церкви в первые века; христиане всегда рассматривали это положение как несомненную истину и веровали в нее на протяжении всех веков.
Церковь, осознаваемая как Тело Христово, включает в себя всех возрожденных верою — живых и умерших, соделавшихся Телом Христовым.
Церковь включает в себя не только уверовавших во Христа по Его пришествии, но и всех праведников, умерших прежде Закона и по Законе. Они получили спасение, ибо ждали обетованного Спасителя мира. Согласно такому воззрению на Церковь, Церковь включает в себя и считает своими членами и членами Христовыми всех праведников, начиная со времени Адама, которые еще прежде пришествия Иисуса Христа уверовали в Него.
Церковь Христова разделяется на воинствующую и торжествующую. Воинствующей мы называем Церковь, которая трудится на земле для утверждения слова Божия и сражается с силами погибели. Торжествующей мы называем ту, что пребывает на небесах после того, как она сражалась, восторжествовала над врагом и во славе была приведена к подвигоположнику Христу.
Эти Церкви — и небесная, и земная — представляют собою одну нераздельную Христову Церковь, невесту Христову. Глава этой Церкви — Христос, соединяющий в едином Теле и небесную и земную Церковь.
Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие «во Христе», будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа и молятся о жизни и спасении мира.
В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви — Тела Христова — по смерти; они не могут стать мертвыми и бесчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь «во Христе», больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознании и без чувств. Напротив, Церковь верит, согласно со Священным Писанием, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12).
Православная Церковь верит, что все верные — живые и умершие — будучи членами Христовыми, имеют воспринятую ими животворящую жизнь Христову, что эта жизнь вечна и что в них обитает Дух Христов. Церковь также верует, что по разрушении перстного обиталища (т.е. их тела) они получают полное сознание животворящей их жизни Христовой и совершенное просвещение познания (см. 2Кор.4,8-15; 5,1-10). Церковь также верует, что члены торжествующей Церкви знают о том, что происходит в Церкви и что когда члены воинствующей Церкви призывают их в своих молитвах, по воле Божией они подают помощь призывающим их, по своему дерзновению перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Итак, исходя из этих воззрений нашей Церкви становится ясно, что те, кто считают, будто бы отшедшие ко Господу святые по смерти безразличны к нам, живым, глубоко заблуждаются. Об истинности православного учения о молитве, которую творят за нас святые ко Господу, и о совершенном знании о нас, которым они обладают, свидетельствует не только сказанное нами выше, но и Евангелие, подтверждающее его православность и спасительность. Господь говорит во святом Евангелии, что «бывает радость у Ангелов Божиих… об одном грешнике кающемся» (Лк.15,10). Кто же радуется на небесах? Только ли ангелы? Но если радуются ангелы, то почему не радоваться и святым, которые, как и ангелы, пребывают со Спасом Христом и просвещены светом разума?(...) И Спаситель говорит иудеям, что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56). А здесь ясно видно, что Он открыто говорит о знании Авраама и, следовательно, всех святых.
И в Послании к Евреям (11,13) говорится об Аврааме, Исааке и Иакове, что «все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались...». Итак, слова «видел и возрадовался» говорят о знании, которое получил Авраам и о той радости, которую он ощутил, увидев исполнение данного ему обетования о пришествии Спасителя от его семени.
В толковании богослова Г. Констандину на Евангелие от Иоанна мы читаем следующее: «Авраам возрадовался на небесах, увидев исполнение обетовании с пришествием Христа, ибо по Его (Христа) благодати бедный Лазарь обрел упокоение в его недрах». Итак, святые знают о нас. Кроме того, из притчи Спасителя о богаче и бедном Лазаре мы узнаем, что Авраам знал не только о том, что происходит с людьми в мире, но и саму историю иудейского народа — то есть, что был и Моисей, и Закон, и пророки, и учение. Это открывается из ответа богачу: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16,31).
В Ветхом Завете, во Второй Маккавейской книге (15,1-16) ясно говорится о том, что умершие праведники знают о нас и молятся за своих живых братьев.
(...)
Отвергающие молитвы святых, пребывающих на небесах, отвергают и молитвы живых святых, молитвы самой Церкви, взывающей к ним о заступлении ради дерзновения святых перед Богом. Они отрицают любое посредничество и, таким образом, мыслят против Священного Писания.
Однако для того чтобы подтвердить православный взгляд, мы также приведем свидетельства из Ветхого и Нового Заветов.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Положение о молитве святых к Богу прежде всего подтверждается из Ветхого Завета. В нем мы находим рассказ о том, как Авраам молился к Богу за Авимелеха: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Быт.20,17). И Моисей молился о фараоне: «И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной» (Исх.8,30-31). И об иудейском народе: «И помолился Моисей Господу, и утих огонь» (Числ.11,2), и об Аароне (Втор.9,12,20), также и Самуил молился об Израиле; «Воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь» (1Цар.7,8-9; см. также 1Цар.1,12-23; 12,23; 3Цар.13,1-7).
В книге Иова Господь говорит Елифазу Феманитянину: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас… И сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лицо Иова» (Иов.42,7-9).
Первосвященники и священники, согласно установлениям Моисеева Закона, молились Богу за народ. В книге Левит (9,7) Моисей говорит Аарону: «Приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ, и сделай приношение от народа, и очисти их, как повелел Господь».
Призывание Бога в молитве царя иудейского Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведнаго...» является образом молитвы, в котором является молитва праотцев к Богу. Ибо он поминает праотцев и их праведных потомков не для чего иного, как только для того, чтобы указать на их молитву к Богу за него самого и чтобы призвать (ради их молитв) милость Божию на себя.
Кроме того, из слов Исайи к Езекии, молившемуся Богу о том, чтобы не умереть, как ему было возвещено Исайей: «Так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет...» ясно является, что благодать и милость Божию он получил ради Давида, отца своего, имя которого Езекия призвал в молитве (см. Ис.38,1-7).
Также в четвертой книге Царств (20,15) Езекия призывает Бога и называет Его Богом Израилевым. Это призывание говорит о молитве к Богу Израиля, то есть Иакова и его праведных потомков.
В своей молитве при освящении храма Божия царь Соломон призывает Бога услышать его молитву о храме и вспоминает слова Божий к своему отцу Давиду, говоря: «И ныне. Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему...».
В этой молитве Соломон ясно просит Бога помянуть Израиль и Давида и услышать его прошения. Эта молитва — образец призывания предстательства святых, угодивших Богу. Молитвы подобного типа мы находим по всему Ветхому Завету. И из них становится ясно, что Ветхий Завет исповедует тот факт, что праведники — живые и умершие — молятся Богу.
СВИДЕТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗАВЕТА
В Новом Завете молитва о других является заповедью Господа нашего Иисуса Христа (Мф.5,44; Лк.6,27). Сам Христос дал нам пример такой молитвы, помолившись за распявших Его (Лк.23,34). Также архидиакон Стефан молился за побивавших его камнями (Деян.7,60). И Павел тому же учит в Послании к Римлянам (22,14). И в первом Послании к Коринфянам (4,23-15). То же пишет и Петр в Первом Послании (3,9), и Иаков (5,16). И Иоанн молится о Гаие, чтобы тот здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа его. И, говоря вообще, все Священное Писание пронизано духом молитвы к Богу друг за друга. Тот, кто молится за другого, становится посредником между ним и Богом; таким образом, всякий, молящийся за другого, исполняет дело посредника.
Церковь приняла от апостолов заповедь и пример молиться за весь мир, предстательствовать перед Христом за мир.
В своих молитвах к Богу Церковь просит Господа принять ее прошения и призывает молитвы святых и Богородицы, поскольку она верит в их дерзновение перед Богом и в их неложную и постоянную любовь к воинствующей Церкви Христовой.
Церковь верует (когда она призывает молитвы святых), что святые, которые во время своей жизни молились Богу о мире и благостоянии святых Христовых церквей, не перестают делать то же самое и в небесной торжествующей Церкви Христовой. Они благосклонно выслушивают наши молитвы, когда мы призываем их, молятся Богу и становятся носителями благодати и милости Господней.
О молитве святых ясно говорит Откровение Иоанна (5,8). В Деяниях Апостолов написано, что Церковь молилась о Петре, находившемся в темнице: «Итак, Петра стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем к Богу» (Деян.12,5).
О молитве святых и о том, что святые знают о том, что бывает с нами, смотри: 4Цар.5,26; Деян.5,1-11 и 12,5; Ин.8,56; «О церковной иерархии» 7,3; Анастасия Синаита вопросоответ 6. О молитве святых к Богу пишет Евсевий Памфил Кесарийский («Евангельское приуготовление», кн. 13, с. 663 по Кельнскому изданию 1688 г.) и Гангрский Собор в своем 20 каноне.
И апостол Павел пишет к Римлянам, что он всегда, непрестанно поминает их в своих молитвах к Богу (Рим. 1, 9). Однако он просит и их молиться Богу за него, чтобы ему спастись от неверующих в Иудее и чтобы служение его для Иерусалима было благоприятно святым (Рим.15,31).
В своем Втором Послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что он избавился от смерти и будет избавлен Христом «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». И в Послании к Ефесянам Павел пишет: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» (1,16), — и заповедует следующее: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне...» (6,18-19). То же самое апостол Павел заповедует во всех своих Посланиях. В Послании к Филиппийцам он пишет: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас» (1,3). А в Послании к Колоссянам он сообщает, что всегда молится за них (1,3-4) и повелевает и им молиться за него, говоря: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас» (4,2-3).
И к Солунянам он пишет: «Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры» (1 послание, 1,2-3). Но он заповедует и им молиться за него, говоря: «Братия! Молитесь о нас» (5,25), а во втором своем Послании пишет им: «Итак, молитесь за нас, братия» (3,1).
В Первом же Послании к Тимофею он просит: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (2,1-2).
А во Втором Послании к Тимофею он пишет: «Непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью» (1,3), — и молится о душе умершего Онисифора, говоря: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день». То же он пишет и Филимону (1,4-22), и Евреям (13,18).
Апостол Иаков говорит о «молитве друг за друга: „Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного“. И, чтобы показать силу молитвы, говорит: „Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой“ (5,16-18).
И Иоанн Богослов заповедует нам молиться о наших согрешающих братьях, говоря: »Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти" (1 послание, 5,16). Итак, из сказанного ясно является, что: Молитва за других — заповедь нашего Спасителя и Апостолов; Она угодна Богу; Бог принимает наши молитвы за на тих братьев; Он слышит молитвы и дарует жизнь грешникам, то есть, прощает не смертные грехи; Молитва праведного имеет великую силу и действенность.
Итак, мы имеем обязанность молиться за других и призывать молитвы праведников о грешниках, поскольку эти праведники имеют великое дерзновение пред Богом; ведь, как мы выяснили, их молитва благоприятна пред Богом и Бог, выслушав молитвы праведных, прощает не смертные грехи.
Итак, зная все это, позволительно ли сомневаться в том, что святые и праведники (молившиеся за нас в продолжение своей земной жизни, а теперь переселенные Господом в Церковь торжествующую) молятся за нас, принадлежащих к воинствующей Церкви?
Подобное сомнение выражает неверие в тот догмат, что умирающие по-христиански переходят от смерти к жизни, в страну живых, в селения праведных, в Царство Небесное. А если мы верим в этот догмат, мы должны верить и в то, что святые и праведные молятся за нас и подъемлют ноту наших собственных молитв, поскольку все мы — члены одного Тела — Церкви. Итак, святые молятся за нас и становятся носителями даров Божиих для нас.
Несогласные с этим говорят: «Один есть Посредник между Богом и людьми». Но если они так говорят нам, то прежде всего они должны обратить этот упрек к святым Апостолам, если действительно они уверены, что это их воззрение верно, ибо мы — как видели из сказанного — последуем учению Апостолов.
(...)
То, что существует лишь Один Посредник перед Отцом — Сын, является несомненной истиной. Однако есть предстатели пред Сыном — все святые, следующие за Ним. Поэтому, хотя мы молимся Сыну, но призываем и Богородицу, и всех святых, которых мы рассматриваем, как предстателей перед Спасителем. Ибо этому мы научились от святых Апостолов. А когда мы молимся Богу Отцу, то поминаем как посредника и предстателя только Сына. И мы никогда не творим молитвы к Богу Отцу в таинствах или священнодействиях, не поминая Сына Божия как единственного Посредника между Богом и людьми.
Святитель Нектарий Эгинский
Начало:
Очень важно знать, что мы имеем дерзновение пред Господом.
Очень люблю Святителя Нектария. Спаси Господи за статью. Своеобразный ответ сектантам. В закладки.
Да, эта статья- как ответ сектантам, мне этот подход понравился)