Сергей Худиев о сущности авторитетов и вечном спасении

Когда я слышу об авторитете Церкви, который, по уверению одних (чаще публицистов) падает, по уверению других (чаще социологов) остается неизменно высоким, я пытаюсь понять, о чем, собственно, идет речь. По опросам, количество людей, доверяющих Церкви, стабильно велико — и в то же время количество людей, посещающих богослужения, хотя и несколько растет, остается гораздо ниже.

С другой стороны, когда нам грозят падением авторитета Церкви, или уже заявляют о таком падении —что имеется в виду? Что некие люди считали Церковь авторитетной, а потом перестали? Не ходили в Церковь, а потом, осердившись на что-то, решили и вовсе не ходить?

Что такое вообще «авторитет»? Человек, или группа лиц, к словам которых мы прислушиваемся? Но это предполагает наше решение прислушиваться или нет, решение, которое чем-то продиктовано, какими-то нашими устремлениями и интересами. Авторитет бывает в чем-то. Выдающийся авторитет в области ядерной физики может ничего не смыслить в гастроэнтерологии.

Есть ли у меня авторитеты в области, например, аккадского языка? Нет. Мой интерес к истории Ближнего Востока — довольно поверхностный и любительский, я довольствуюсь популярными пересказами, и углубляться в вопрос о том, как специалисты трактуют ту или иную надпись досаргоновского периода, мне незачем. Наверняка, в этой области есть авторитетные специалисты, но я не могу назвать их по именам. Меня мало интересует аккадский язык, по правде говоря. Авторитет может быть авторитетом для нас, если нас этот предмет интересует и мы им занимаемся.

Авторитетом в какой области является Церковь? В области вечного спасения. Как это постоянно напоминает Патриарх, Церковь создана для вечного спасения людей. Вопрос о том, авторитетна ли она в этой области, возникает для нас в том — и только в том случае — если мы задумываемся о нашем вечном спасении всерьез.

Есть ли Бог? Приду ли я на Его суд? Как мне оправдаться перед Ним и установить с Ним правильные отношения? Как мне обрести вечную жизнь? Авторитеты в области вечного спасения начинают меня интересовать не раньше, чем я осознаю неизбежность смерти и суда, и разговор об «авторитете Церкви» становится осмыслен только в этом контексте.

Отметив это, перейдем в другому вопросу — на чем он основан и откуда он берется?

Время от времени люди объявляют, что Церковь «теряет авторитет» из-за того, что отказывается поддержать их правое дело или принять их идеологию. Но авторитет в какой области? Как вечное спасение может зависеть от очередного правого дела? Вы помните, в чем состоял конфликт между фарисеями и иродианами? А люди считали это самым важным в их жизни, страдали, сражались и умирали… И кого из них поддержал Христос? Никого.

Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII век.

А авторитет Церкви — это авторитет Иисуса Христа, и у нее нет другого авторитета. Если Иисус — не тот, за кого Он Себя выдает в Евангелии, если все это просто грандиозная ошибка, если все эти поколения верующих жили в плену иллюзии и не обрели за гробом ничего, кроме небытия, то любой возможный авторитет Церкви — это авторитет проводников в несуществующую страну. Проводники могут быть очень милы, приветливы и вежливы — но говорить об их авторитете довольно странно.

Если Евангелие говорит истину, то авторитет Церкви обеспечен ее Основателем — и больше никем. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Христос создал Церковь на избранных Им Апостолах, Христос заповедал совершать Таинства, Христос пообещал быть с Апостолами и их преемниками во все дни до скончания века.

Этот авторитет не держится на личном авторитете тех или иных священников или епископов и не может быть ими уничтожен.

Люди Церкви, в том числе клирики, могут грешить — и этим поступать против учения Церкви; но этим они никак не уничтожают ни учения Церкви, ни ее авторитета. Я никак не уничтожаю авторитета медицины, если веду нездоровый образ жизни. В тяжелых случаях они могут вовсе отпадать от Церкви в ересь; но это тоже никоим образом не уничтожает авторитета Церкви. Броситься за борт — не значит утопить корабль.

Обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь, не означает, что люди не смогут грешить, если захотят. Оно означает, что люди, ищущие Истины и спасения, всегда найдут его — и найдут его в Церкви.

И тут мы неизбежно оказываемся перед вопросом, чего мы ищем. Я постоянно натыкаюсь на перепосты с рассказами о реальных или предполагаемых грехах людей Церкви с торжествующими комментариями «и эти люди запрещают нам ковыряться в носу!». Что же, если Вы ищете возможности ковыряться в носу и как-то облегчить беспокойство, связанное с этим процессом, то, наверное, поискав, найдете товарищей по несчастью. Но тут надо отметить две вещи.

Во-первых, в носу ковыряться запрещает не Церковь — она не устанавливает заповеди Божии; она их только возвещает. Если Вы прочитали в интернете о том, что некий врач напился, ругался и сломал деревцо, это никак не опровергает учения медицины о вреде алкоголя. Согрешающие монахи, несомненно, придут на суд. Один из постоянных сюжетов средневековых фресок о страшном суде — это недостойные монахи и епископы, влекомые в ад. Но это никак не отменяет того, что и мы с Вами придем на суд — и нам стоит подумать, как обрести Божие прощение до этого.

Во-вторых, если Ваша цель — прогулять все лекции по лингвистике и подавить внутренней беспокойство, которое у Вас это может вызвать, у Вас просто не может быть авторитетов в области аккадского языка. У Вас не может быть авторитетов в области, которая Вас не интересует.

Церковь не может быть авторитетом для тех, кто не ищет вечного спасения; а для тех, кто ищет, ее авторитет основан на Иисусе Христе — и больше ни на ком.

Автор: ХУДИЕВ Сергей


Наталия
3437

Комментарии

Пожаловаться
Очень хорошо сказано!
Пожаловаться
Наталия

согласна

Пожаловаться
Ирина

Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Liebe

Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Кофе
Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Людмила
Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Яна
Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Наталья

Пожаловаться
Наталия

Пожаловаться
Марина

Пожаловаться
Наталия