В последние десятилетия в Православной Церкви обозначилось явление, именуемое евхаристическим возрождением. Выражается оно в желании многих мирян более часто, чем ныне принято, причащаться Святых Христовых Таин. Как соотносится это явление со Священным преданием Церкви?
Участие в Божественной литургии – Евхаристическом собрании – является основным выражением жизни Церкви. Для древнего церковного сознания было немыслимо уклонение от участия в Божественной литургии и причащения Святых Христовых Таин за литургией. Это участие было не долгом и обязанностью, а радостной потребностью христиан: верующие собирались на Трапезу Господню, которая устраивалась для всех. Были больные, престарелые, далеко живущие, занятые или рабы, которым Святые Евхаристические Дары по окончании Божественной службы относились на дом. Но не было добровольно уклонившихся от причащения. Однако не должно создаваться иллюзии о бесконтрольной вседозволенности для участников Божественной Трапезы: «…Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» – писал святой апостол Павел (1 Кор. 11, 27-29).
«Рассуждение о Теле Господнем» означает непрестанное памятование о том, что участие в Евхаристическом собрании несовместимо с греховной жизнью. С именем святого апостола Павла связано и первое упоминание о канонических прещениях (церковных дисциплинарных наказаниях), применяемых Церковью для уврачевания грехов (1 Кор. 5). Эти наказания именуются епитимиями и предполагают в большинстве случаев отлучение согрешивших от Святого Причастия на разные сроки. Так, в соответствии с церковными правилами отречение от христианской веры под угрозой мучений влекло отлучение от причащения Святых Христовых Таин на 8-9 лет, добровольное отречение – пожизненное лишение участия в Таинстве Причастия, а убийство плода во чреве (аборт) – отлучение от Святых Таин на 10 лет (правила святителя Василия Великого 81-е, 73-е и 8-е).
В эпоху средневековья многолетнее отлучение стали заменять земными поклонами, усиленным постом, раздачей милостыни, исполнением монастырских послушаний и т.д. Основным же итогом исторического развития евхаристической и покаянной дисциплины стал переход от восприятия Евхаристии как общего для всех христиан дела к восприятию индивидуальному, а также редкое (2-3 раза в год) причащение Святых Христовых Таин. Святитель Филарет и другие русские подвижники благочестия XIX века, призывавшие, вопреки сложившемуся обычаю, к более частому причащению, стали предтечами евхаристического возрождения в Православной Церкви. Однако они не призывали к еженедельному причащению Святых Христовых Таин. И строгих канонических прещений древней Церкви, отлучавшей от Святой Чаши тяжко согрешивших на многие годы, никто не отменял. Фактическое бездействие этих правил проистекает от равнодушия многих христиан к литургической жизни Церкви.
Частота, с которой христианин приступает к Святой Чаше, – показатель напряженности его духовной жизни. Если он это делает, «чтобы все было хорошо», чтобы реже болеть и т.п., то скоро поймет, что создал для себя иллюзию, которая не реализуется. Ведь участие в Святой Евхаристии есть знак нашей готовности разделять со Христом не только Его славу, но и страдания, по неложному слову Самого Господа, обращенному при установлении этого Святого Таинства на Тайной Вечери к Его ученикам, а в широком смысле и ко всем нам: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиите за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк. 22, 28-30). Могу смиренно присоединиться к пожеланию святителя Филарета Московского, поддержанному несколько лет назад блаженнопочившим Святейшим Патриархом Алексием II, о желательности ежемесячного причащения Святых Таин для мирян – членов Православной Церкви.
Сайт Ставропольской митрополии
Протоиерей Владислав ЛЕВЧЕНКО
к своему стыду, не причащалась ни разу… хочется подойти к этому основательно, потому что понимаю, что это очень ответственно..
скоро Великий пост — самое время
И я что-то никак не соберусь на причащение
Так значит, мы рождены для страданий, зачем тогда нам эта жизнь....
я вообще очень жалею, что родилась, но изменить не в силах уже что либо, да и не от меня это зависело
чтобы очиститься и войти в жизнь вечную и быть со Христом
не понимаю… зачем мне это… на земле много хорошего, если сами люди еще не портили себе жизнь… но порой ничего не получается, много горя, страданий, хоть жизнь коротка, но если бы после горя и страданий было бы немного счастья, был бы смысл вообще в существовании
Лен, так в этом все и дело. Сами портим, а потом плачем. Заповеди нам не как ограничение, а как охранные грамоты оставлены.
ну если человек ошибся, что же ему и счастья не видать на этой земле… или безгрешные люди, дети страдают ни за что… хотя эта тема была затронута в твоем посте Ирин Инопланетянин, очень понравился рассказ...
Господь иногда медлит исполнять наши просьбы не потому, что к нам равнодушен, а потому что мы не того просим, что нам действительно нужно. Или потому что хочет укрепить нас в молитве, в терпении, в постоянстве веры в Него. Или потому, что ждет нашего покаяния, хочет, чтобы мы почувствовали свою вину за те скорби, которые с нами случаются, наше недостоинство получить от Него новые милости, чтобы мы ощутили ценность добра.
Священник Николай Булгаков
как понять, что нам действительно нужно? Я считаю, что для женщины счастье в семье, как ни крути, в детях, в мужчине, который рядом и в горе и в радости… а не размышлениях о смысле жизни… Конечно все мы ходим под Богом, но такое счастье есть очень у малого количества людей....((((
да, конечно.Но как мы относимся к мужьям, к детям, что подразумеваем под словом любовь, часто это дай, а любовь это отдай. семья это труд, иногда очень тяжелый, да что я тебе рассказываю сама все знаешь.
прочитала и прям о тебе вспомнила, подумала может прояснит что:
«Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и прочее, чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся».
Игумен Никон (Воробьев)
Это понятно.А постоянные неудачи? Тоже могут погубить.
а может это показатель, что нужно внутри себя что то пересмотреть, перестроить
У меня вообще черная полоса пошла...))))как будто до этого была белая))) Сходила в церковь, там была служба, бабки меня взбесили, хотя я старалась их как то понять)))шипели всю дорогу, теперь вообще не хочу идти… приходила, чтоб узнать про исповедь… поставила свечи, помолилась, хотя было сложно, те же бабульки… и толкают, и не там стоишь, и свечи не надо ставить… Как я сдержалась, не знаю… Пришла домой, с соседями скандал, они напились, вломились ко мне домой через неделю, как я их немного залила, дочь мою обзывали по всякому, пришлось идти разбираться, думала убью, но в итоге сдержалась, вызвала полицию, написала заявление,… да еще с кредитной карты кто то денег снял, и человек самый дорогой пропал уже две недели ни слуху ни духу… я держусь из последних сил
Ирин, я постоянно в себе роюсь, копаюсь, только от этого только хуже, и пытаюсь отпустить ситуацию… не могу, обидно до слез от всей этой жизни никчемной...
У меня просьба.Ирин, помолитесь за меня пожалуйста, сил моих больше нет.
Лен, нужно менять что то менять. стараться в храм не как разовые выходы делать, а постоянно, более менее регулярно. Соблюдать святые посты, исповедоваться, причащаться. читать и жить по Евангелию. иначе все на местах будет. да это сложно, но ты же видешь, что переть против рожна еще сложнее. Выбор за тобой
Да ты права
Не хочу идти в храм… сколько я раскаивалась, все одно, и одни и те же ситуации, и счастья то нет… и любви тоже, я не знаю, что это, счастье и любовь, хотя у меня дети… я просто устала, молиться безответно… я уже зла и разочарована в православии и религии вообще....
У меня после причастия, изменились результаты беременности, в наилучшую сторону! для меня это чудо!
Слава Богу!
Да, слава Богу!
вот и у меня ж… тяжелая
Хотелось бы часто, но пока ни как.....