Сообщество закрыто

О святой воде. Вопросы и ответы.

В канун и в сам праздник Крещения Господня совершается великое освящение воды. Соприкоснувшись с пречистым Телом Христа Спасителя и очищенная от всякой нечистоты водная стихия получила способность быть вместилищем Божественной энергии. В Церкви это освящение продолжается во времени.

Каждый верующий имеет дома Крещенскую (или как ее еще называют, Богоявленскую) святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает огромной целительной силой, но действие ее зависит от веры человека.

Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.

Существует легенда, которую часто рассказывают люди, которые не любят ходить в храм. Что, якобы в ночь на Крещение, ровно в 00.00 часов по местному времени, освящается вся вода, в том числе и в водопроводном кране.

Сила церковного освящения настолько велика, а энергия благодати распространяется так далеко, что, действительно, даже обычная водопроводная вода, набранная в крещенскую ночь, не портится в течение года. Однако это не та святыня, которую мы получаем в церкви. Сама собой вода не освящается. Вообще в жизни само собой ничего не делается. Господь освящает воду руками священника в ответ на общую молитву священника и верующих. Верующие же собираются в храме. Более того, собираются на службу, а не после того, как она прошла.

Когда в день праздника Крещения Господня посмотришь на скопление людей в православных храмах и вокруг них, на толпы, пришедшие за святой водой, то кажется, что почти весь мир верует и идет за Христом. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Но без молитвы и веры любые церковные святыни останутся бесполезны для нас.

Великое водоосвящение начинается с таких слов: «Придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа». Освящая воду, Церковь напоминает нам и следующие слова Священного Писания: «Ищите Господа сейчас, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55,6).

Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком.

Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.

Агиасма

В переводе с греческого агиасма — святыня.

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое — только в праздник Крещения Господня.

Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская.

Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это — бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище.

О святой воде. Ответы священника

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в началеСвоего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...».

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дарТвой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– В чем отличие? Абсолютно ни в чем!

Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

священник Михаил Михайлов

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему»тобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости. архимандрит Амвросий (Ермаков)

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае? София

Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, — скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. протоиерей Максим Козлов

Почему святая вода может испортиться?

Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…

Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.

священник Михаил Михайлов

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине.

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святыни церковные.


Вера Феникс
Вера Феникс
Вера
23 года
Максим
14 лет
Краснодар
23906