Отрывок из «Слова Патриарха, седмица 27-я по Пятидесятнице»
«Если вы живете по духу, то по духу и поступать должны» (см.: Гал. 5: 25). Не только миряне – очень часто и священнослужители, даже готовясь к проповеди, это предложение пропускают, их разум не задевает то, что говорит апостол. На самом деле это вовсе не общая фраза – апостол говорит о чем-то очень существенном и принципиально важном для всех людей.
Что значит жить по духу? По какому духу? Конечно, обращаясь к христианской общине, он имел в виду дух Христов, дух Евангелия. Если вы живете по этому духу, если вы называете себя христианами, то вы и поступать должны по духу. И затем апостол говорит о том, что означает поступать по духу, и перечисляет добродетели, которые связаны с жизнью в соответствии с христианским духом.
Но есть в этих словах еще одна сокрытая мысль. Когда апостол говорит, что мы по духу живем, то он открывает перед нами тайну Божественного творения. Мы все живем силой Святого Духа. Это Он носился над водами в дни творения, через Него и Его силой производилось творение, Он сопутствовал всей истории человеческого рода. Мы все – дети Духа. Мы созданы силой Святого Духа, потому что этой Божественной энергией, этой Божественной силой создан космос, земля наша, род человеческий. А если мы созданы силой Духа Святого, то по Духу и поступать должны.
Вот это уже, наверное, многим понятнее. Когда люди сознают свою ответственность и перед самим учреждением, в котором они работают, но самое главное, перед его хозяином, который взял их на работу, они непременно будут слушать своего начальника, как бы он ни назывался, будут исполнять его предписания. И ведь нет ничего удивительного: если кто нарушает предписания, нарушает волю руководителя, то он изгоняется из корпорации.У всех нас один Хозяин, один Владыка, один Творец – Господь и Бог наш, силой Святого Духа создавший мир и каждого из нас. И апостол открывает нам величайшую Божественную тайну: все мы живем духом, потому что все мы – от Духа; и по духу и поступать должны, соблюдать этику человеческого общежития, этой огромной человеческой «корпорации», которая уходит прошлым в глубину веков, и неизвестно, сколько еще роду человеческому жить. Поэтому единственно правильным законом жизни является жизнь по духу, и другой закон не может господствовать над этим законом.
Совсем недавно я имел возможность беседовать с людьми, которым объяснял позицию Церкви по суррогатному материнству. Мои добрые собеседницы спрашивали меня: если человек не может иметь ребенка, почему бы ему не воспользоваться услугами суррогатной матери? И я сказал, отвечая на это, так: нельзя идти против Божественного закона. В каждом поколении могут возникать свои аргументы, основываясь на которых, люди отвергают тот или иной Божественный закон. Это противление Божией воле присутствует в течение всей человеческой истории и так ярко отражено в Ветхом Завете на примере истории богоизбранного народа. Священная история учит нас: когда мы отвергаем Божественный закон, когда мы отвергаем Богом установленный порядок жизни, мы, идя против Бога, становимся несчастными. Все страдания иудейского народа в то древнее время были прямо связаны с отказом от Божественной воли, от Божественного закона. Золотыми буквами вписаны в Библии эти эпизоды противления Божественному миропорядку и последовавшего за тем наказания Божия, которое являлось не столько выражением некой Божественной силы, сколько Божественной правды, потому что Божественный закон является абсолютным, в нем полнота мудрости и милости. Вот почему апостол и говорит: если вы по духу живете, по духу и поступать должны – в соответствии с Божиим законом, который передается нам со времен Моисея и со времен Господа нашего Иисуса Христа, который запечатлен письменно и отображен в наших сердцах голосом нашей совести.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Лучше чем Патриарх никто и не сказал бы.