Сообщество закрыто

Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного?

Об участи некрещеных младенцев, умерших уже после рождения или погибших во чреве матери размышляет Алексий Уминский.

Про посмертную участь некрещеных младенцев нам ничего не известно. Также неизвестно про посмертную участь крещеных людей. Есть в Евангелие слова о том, что тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет. А кто будет неверным, осужден (Мк. 16, 16). Это, без всякого сомнения, слова, указывающие на необходимость крещения как принятия веры. Именно спасется не просто тот, кто будет креститься, но и уверует. А дальше сказано: кто не будет веровать, тот будет осужден.

Но факт крещения не избавляет человека от Суда.

Поэтому вопрос об участи некрещеных младенцев, которые за свою веру не отвечают, всегда в Церкви был открыт. Существовала достаточно категорическая точка зрения, пришедшая к нам от богословия Блаженного Августина с его учением о первородном грехе, которая не давала возможности думать о спасении некрещеных младенцев. И такой точки зрения до сих пор придерживаются многие не только на Западе, но и в православии: некрещеный младенец не удостаивается Царствия Небесного.

Но и в ранней Церкви существовали иные точки зрения на этот вопрос.

Это тайна для Церкви, но ведь и очень многое, что касается загробной участи человека, остается для нас тайной.

У нас в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев. Несколько лет назад на одном из епархиальных собраний вопрос о молитве за некрещеных младенцев был задан Святейшему Патриарху Кириллу. И тогда Святейший Патриарх сказал, что молитвенный чин о некрещеных умерших младенцах необходимо разработать. Но на сегодняшний день эти очень мудрые и важные слова Патриарха словно повисли в воздухе. По крайней мере, не известно, идет ли работа в этой области.

Надеяться на милосердие

Нужно надеяться на милосердие Божие. Мы знаем, что в золотое время патристики, скажем, в IV веке, V веке, VI веке в семьях христиан было множество некрещеных детей: крещение принималось в достаточно зрелом возрасте, все великие святители крестились после тридцати лет. Помнится случай из жизни Святителя Амвросия Медиоланского, как его родной брат Сатир (кстати, канонизированный на Западе), потерпевши кораблекрушение, будучи некрещеным, привязал себе к шее Святые Дары как знак свидетельства его веры. Он не утонул, но мог спокойно утонуть некрещеным.

Я не думаю, что Церковь могла тогда спокойно принять для себя, что множество людей, живущих по христианским законам, в своей жизни уже исполняющих Евангелие, готовящихся принять крещение как свидетельство своей непоколебимой веры, никакого отношения ко Христу не имеют, и в загробной участи их ждет только мрак и скрежет зубовный.

Переосмыслить

Младенцы умирают некрещеными и в материнской утробе не по вине матерей (замершая беременность, выкидыш), бывают внематочные беременности, которые никогда не кончаются родами. Не говоря уже о том, что имеют место и случаи, когда рождение ребенка несовместимо с жизнью ребенка и жизнью матери, и когда женщина вынуждена сделать операцию. Об этих случаях говорится и в Основах Социальной концепции нашей Церкви. Бывают случаи, когда дети не доживают до крещения. Но мы не можем забыть о том, что их родители — члены нашей Церкви и общаются с живым Богом. Христос в жизни этих родителей, в жизни этой семьи всегда присутствует. Это христианский брак, который мы называем Церковью, малой Церковью. А раз это малая Церковь, то там — жизнь Святого Духа.

Это значит, что младенец, который в этой семье зачинается, находится в материнской утробе, уже причастен к церковной жизни через родителей — христиан, которые молятся, исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. Это значит, что жизнь ребенка уже наполнена благодатью Святого Духа, уже приобщена ко Христу. Игнорировать это, не думать об этом, не принимать это в расчет мне кажется нелепым, это грубая ошибка.

Мы высоко превозносим понимание христианской семьи, но только забываем, что даже тот ребенок, который находится в утробе матери – уже член этой малой Церкви. Он уже живой человек, если мы говорим о том, что душа начинается вместе с зачатием. Каким образом тогда эта душа вдруг оказывается исключенной из общей жизни Церкви? Не может такого быть. Или тогда надо пересмотреть учение о семье и учение о внутриутробном развитии младенца. И не считать тогда этих младенцев людьми.

Неправильно, что настоящая церковная семья лишена молитвы утешения, церковной молитвы за усопшего ребенка, не сподобившегося по каким-то обстоятельствам крещения.

Это должно быть каким-то образом восполнено. Нельзя отсылать таких родителей просто к частной молитве, словно говоря: «Церковь к вам отношения не имеет, в Церкви вы никто, молитесь себе дома, а там как Бог даст». Мне кажется, на сегодняшний день это должно быть переосмыслено.

Сказать об участи кого-то после смерти мы просто не можем. Отправлять кого в Рай, а кого в преисподнюю – не наше дело, и вообще занятие глупое.

А давать утешение и надежду — это дело Церкви сегодня. Раскрывать дорогу для молитвы и возможность для родителей через эту молитву, через Церковь в том числе, как общество любви, общество семьи Христовой, пробивать путь ко Христу своему усопшему чаду.

Прот. Андрей Лоргус: Нет однозначного ответа на вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев

Трагическая авария, в результате которой получил травмы двухмесячный ребенок, произошла в Петербурге утром 23 ноября. Семья ехала в церковь, чтобы окрестить ребенка, по пути автомобиль попал в незначительное ДТП. Женщина держала сына на руках и при аварии не видела, чтобы он ударился. Священник, взяв ребенка на руки, понял, что малыш скончался, после чего вызвал в храм скорую. Медики помочь малышу не смогли.

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус:

— То, что Господь милосерден и Он сам знает, как поступить с каждым человеком — понятно. Но дело в том, что в Триоди постной на мясопустную субботу есть синаксарь – это чтение, которое предлагалось в монастырях между Вечерней и Утреней, или на каноне между 6 и 7 песнями, – в котором как раз подробно разбирается вопрос о разного рода погребальных обычаях и пониманиях. И там говорится, что некрещеные младенцы отправятся в геенну огненную. Это часто переписывалось, озвучивалось.

То есть это не просто чья-то выдумка, а в некоторых церковных книгах действительно существует такое мнение и это факт.

Проблема состоит в том, что доверие людей, особенно неофитов, к церковным канонам, правилам, к древним уставам настолько велико, что оно закрывает порой и здравый смысл, и некоторое сердечное восприятие Нового Завета. И слова о том, что Бог есть Любовь, что Христос пришел всех спасти – забываются.

К тому же учение о том, что некрещеный человек не входит в Царствие Небесное действительно Церковью утверждается, и нет никого сомнения, что это так. Но вопросов много, например, по отношению к тем, кто хотел креститься, но не успел, по поводу младенцев и так далее.

Это пограничные вопросы, которые всегда остаются рядом с Уставом, правилами и канонами. У нас нет однозначного в богословском понимании ответа на вопрос, как в Церкви понимается посмертная участь некрещеных младенцев.

Надо иметь в виду трагедию родителей, которые хотели бы отпеть некрещеных младенцев, а нельзя — и ничего с этим поделать нельзя. Это огромная трагедия, я бывал не только свидетелем, но и ответчиком со стороны Церкви матерям, которые прибегали из больниц после смерти детей. И мне приходилось им, рыдающим, что-то объяснять, говорить утешения, которые не утешают. Пугает необратимость этого события.

Нередко даже церковное погребение некрещеного младенца представляется никаким образом невозможным.

Но я в своей практике находил возможность, не нарушая канонов и правил, провожать некрещеных младенцев с православными молитвами, чем родители как-то утешались. Хотя это, конечно, было не отпевание, тем более – не отпевание младенческое, не панихида, но все-таки молитвы читались.

Что же касается родителей, которые повезли ребенка в церковь после ДТП, то они находились в шоковом состоянии. И не дай Бог, если у кого-нибудь поднимется голос судить их, переживающих такое горе.

Источник: Православие и мир


Счастье Рядом
Счастье Рядом
Михаил
10 лет
Новосибирск
13390