Собор Всех Святых
Икона «Собор всех святых» повествует нам об одном из величайших православных праздников. В «Откровении Иоанна Богослова» описывается, что Собор всех святых означает поклонение всех без исключения святых (без учета фактической канонизации) Агнцу Божьему. После этого произойдет снятие седьмой печати. Таким образом, Неделя всех святых является христианским праздников, в который Церковь почитает всех известных и неизвестных праведников. Православная Церковь почитает всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы, то есть это переходящий праздник, приходящийся на конец восьмой недели после празднования Пасхи.
История праздника и иконы Собора всех святых уходит корнями в 4-5 века нашей эры, и связывается с именем Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. В частности, святой Иоанн Златоуст рассказывал о празднике в своих проповедях, указывая точную дату празднования, совпадающую с настоящей. Что касается святого Ефрема Сирина, то он указывал на праздник в своих песнопениях, называя дату 13 мая. Многие другие источники также указывают на то, что праздник всех святых празднуется в первую неделю по Пятидесятнице. Православные богословы указывают на то, что все святые хоть и жили в разное время, и прославились разными подвигами, но вся их благодать изливается на Православную Церковь именно в этот период.
День всех святых считается пограничным годовом кругу богослужений. В частности, в этот день оканчивается период песнопений Цветной Триоди, с переходом на период Октоиха. В день после праздника начинается Петров пост.
Что касается иконы «Собор всех святых», то она рассказывает нам о дне Страшного суда, изображая всех праведников, торжествующих в Раю. Многие иконописцы посредством данной иконы попытались изобразить свое видение Неба. Причем самым ранним образом является икона 10 века, на которой изображены ангелы и святые, поклоняющиеся Иисусу Христу, восседающему в центре. Святые, как правило, коленопреклонны, протягивают венцы в сторону Иисуса Христа. Очень часто возле Сына Божьего на иконе изображаются Иоанн Креститель и Дева Мария, которые находятся в одной сфере с Иисусом Христом. Существует также вторая сфера, где располагается хор святых, расставленных по ликам святости. Иногда можно увидеть святых, которые изображены в отдельных арочных проемах, а также фигуры пророков Иезекииля, Исайи, Даниила и Соломона.
Святые – угодники Божии – это люди, угодившие Богу своей праведной жизнью на земле и ныне пребывают с Господом и молятся за нас. Они подразделяются на следующие лики:
— Пророки – святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, предсказывавшие приход на землю Спасителя. Наиболее почитаемые: Иоанн Предтеча (24 июня/7 июля, 29 августа/11 сентября), Илия (20 июля/2 августа).
— Апостолы (с греч. «посланники») – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, сопровождавшие Его во время земного служения, которые впоследствии были посланы Им на проповедь во все концы мира. Апостолы Пётр и Павел именуются Первоверховными. Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелия, именуются Евангелистами. Святые, которые, подобно апостолам, проповедовали учение Иисуса Христа в разных странах, именуются равноапостольными; напр.: царь Константин и мать его Елена (21 мая/3 июня); креститель Руси князь Владимир (15/28 июля) и княгиня Ольга (11/24 июля); Нина, просветительница Иверии — Грузии.
— Мученики – христиане, которые претерпели мучения и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. К ним относится большинство святых. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками; напр.: Георгий Победоносец (23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября, 26 ноября/9 декабря), целитель Пантелеимон (27 июля/9 августа), Варвара (4/17 декабря) и Екатерина (24 ноября/7 декабря). Первомученики –архидиакон Стефан (2/15 августа, 15/28 сентября, 27 декабря/9 января) и святая Фекла (24 сентября/7 октября) – первые, пострадавшие за Христа. Священномученики – принявшие мученическую смерть в священном сане, преподобномученики – в монашеском постриге. Страстотерпцы – святые, погибшие от рук убийц и злодеев. Исповедники – те, кто пострадал за Христа, претерпел гонения, пытки, но избежал мученической смерти. С VI века так именуют святых, которые особой праведностью засвидетельствовали христианскую веру.
— Святители – святые, послужившие Богу в архиерейском сане, угодившие Ему подвижнической жизнью и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от расколов и ересей. Наиболее чтимые: Николай Чудотворец (6/19 декабря, 9/22 мая); московские святители Пётр, Алексей, Иона, Филипп, Иов, Ермоген, Тихон (общая память 5/18 октября). Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст именуются Вселенскими учителями, т.е. учителями всей Христианской Церкви.
— Преподобные (уподобившиеся Богу) – святые, прославившиеся в монашеском подвиге. На Руси особо любимы Сергий Радонежский, игумен земли Русской (5/18 июля, 26 сентября/8 октября), Серафим Саровский (2/15 января, 19 июля/1 августа), Иринарх Затворник Ростовский (13/26 января).
— Праведные проводили угодную богу жизнь в миру, будучи семейными людьми. Праотцы – первые праведники в человеческой истории. Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (9/22 сентября) – родители Пречистой Девы Марии; праведные Захария и Елизавета (25 июня/8 июля) – родители Пророка Иоанна Предтечи; и обручник Богородицы – праведный Иосиф.
— Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Напр.: Косьма и Домиан (1/14 июля).
— Христа ради юродивые, или блаженные – святые, которые Христа ради принимают на себя вид безумных, на самом деле имея истинную мудрость во Христе; они обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих и помогали им. Напр.: Василий Блаженный (2/15 августа), Матрона Московская (19 апреля/2 мая), Ксения Петербургская (24 января/6 февраля).