Одно из событий Священной истории Ветхого Завета, с которым перекликается новозаветная Пятидесятница (но в противопоставлении) — это Вавилонское столпотворение: дело погибельное, которому Господь не попустил состояться. Хотя, казалось бы, что в этой идее плохого?
Протоиерей Игорь Прекуп
Решили люди принять превентивные меры против междоусобиц, национальной и прочей розни, очень даже прогрессивно: еще ни одной мировой войны не произошло, а они уже этакое ООП (Организация объединенных племен) пытаются создать, у них пока один язык и они еще по миру не рассеялись, а уже предусмотрительно формируют мировое правительство. Это же хорошо! Почему Бог счел это дело скверным и внес разобщение среди людей, разделив их языки? Да потому, что единство это было безбожное.
Единство вне Бога — единство погибельное. Единство самодостаточное, будь то единство семьи, нации, корпорации, общечеловеческое единство или какое-нибудь там единство флоры и фауны — неважно: если оно самодостаточно, если оно абсолютизировано (если ему подчинены все прочие ценности, в том числе и богопочитание, которое если и не отвергается в принципе, то лишь с условием, что находится в служебном положении) — это единство погибельное,ибо дезориентирует человека, возводя в культ подмену спасительного единства. А Бог не хочет людям погибели, но чтобы они «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10; 10).
Разделение человечества на множество племен — это не одно лишь закономерное следствие демографических процессов, но в первую очередь действие Промысла Божия. Об этом в книге Деяний Апостольских свидетельствует апостол Павел, обращаясь к афинянам среди ареопага, говоря, что Бог «от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17; 26 — 27).
Итак, смысл существования многообразия народов именно в том, чтобы единство этого многообразия осуществилось в Боге. А значит, забота об индивидуальности, о национальной самобытности приобретает большой вес. Богоискательсву способствует, разумеется, не родо-племенная рознь, а некоторая разделенность в силу индивидуального своеобразия, которая не дает очередному Интернационалу, этому мнимому общечеловеческому единству подменить собою единство в Духе Святом, в истине и любви.
И вот, разделению людей при Вавилонском столпотворении через умножение языков общения противопоставляется событие сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, после чего Христовых учеников могли беспрепятственно понимать «дети разных народов».
«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа», — сказано в кондаке праздника. Если в первом случае Бог препятствует погибельному единству, то теперь Он Сам созидает новый Ковчег спасения, куда, начиная с апостолов и через них, призывает всех людей. Формируется новое универсальное единство. На этот раз в Боге.
Источник: Православие и мир