Исповедь: как не стать чудотворцем через 7 лет.

О частоте исповеди, подготовке к исповеди, о том, как быть, если от исповеди к исповеди мы приносим один и тот же список грехов размышляет протоиерей Феодор Бородин.

Исповедь: как не стать чудотворцем через 7 лет.

Протоиерей Феодор Бородин

Мы очень часто подходим к исповеди, как к формальному испрашиванию прощения за какое-то соделанное нарушение Божьего закона. Это так, но это только одна сторона исповеди. Преподобный Исаак Сирин говорит, что покаяние (которое должно совершаться на таинстве исповеди) — это трепет души пред вратами Рая. Какие удивительные слова! То есть благоговейное, с подготовкой, участие в таинстве исповеди — это встреча человека с Богом.

Происходит встреча человека с Богом на таинстве исповеди! Даже если мы этого в этот раз не заметили, она все равно происходит, мы верим, что исповедь — соприкосновение с исцеляющей душу благодатью Божией, с Царством Небесным. Если видеть в исповеди прежде всего эту встречу, а потом уже говорить о прощении грехов, то само собой мы признаем, что чем чаще человек исповедуется, тем лучше.

Другое дело, что мы не всегда даем себе труд хорошо подготовиться к таинству исповеди. И это, конечно, беда. Но это не потому, что частая исповедь может быть вредна, а потому что мы плохо к ней готовы.

И еще один важный аспект таинства исповеди, рассмотрим его по аналогии с таинством венчания. В таинстве венчания не только происходит некое приятие Богом союза мужа и жены, но подается помощь на строительство христианской семьи, помощь благодатная. И может быть, это даже более важная часть происходящего во время венчания: семья встречается со Христом.

Так и в исповеди — не только прощается грех, но и подается помощь на исцеление его, на преодоление тех механизмов в душе человека, которые его породили. Исходя из этого, тоже полезно чаще исповедоваться.
Частая исповедь: как подготовиться

Человеку, который живет внимательной духовной жизнью, всегда есть, в чем каяться. И чем человек напряженнее следит за собой, тем труднее его остановить во время исповеди священнику. Потому что чем чище фон, тем на нем заметнее каждая пылинка, это известно. В стакане чистой воды видна малейшая соринка, а в мутной вообще ничего не видно.

Мне кажется, человеку, который часто исповедуется, потому что он начал часто причащаться, порой достаточно просто сказать: «Делом, словом, помышлением… Пустословием, раздражением» (к примеру). И добавить: «А еще вот был такой случай, который…» — и сказать, если что-то было, в чем особенно совесть зазирает человека. Если такого не произошло, то и не надо говорить. Не следует, конечно, ничего выдумывать и вымучивать из себя.

Исповедь: как не стать чудотворцем через 7 лет.

Но вот если человек исповедовался вечером в субботу, а в воскресение утром вновь идет на исповедь, потому что ни один из нас не проживет и полчаса без греха, — это неправильно, мне кажется. Если ничего страшного за ночь не произошло, никакого тяжкого греховного падения, то не надо этого делать. Это задерживает и службу, и священника, и мешает остальным прихожанам. Делать так — только умножать грех себялюбия, занятости собой в ущерб остальным людям. Это неправильно.
Когда список грехов повторяется…

Я думаю, что любой священник, даже отслуживший 30 или 40 лет у Престола, принося свою исповедь духовнику, тоже что-то повторяет в своем списке из того, что было в начале пути. Есть грехи, которые преодолеваются, наверное, только тогда, когда человек попадает в Царствие Божие.

Ну, кто может сказать, что он, например, молится не рассеяно? Только ангелы. Каждый человек молится в разной степени рассеяно. Это зависит от навыка. Но каждому из нас надо будет в этом каяться до самого конца, и мы это прекрасно понимаем. И поэтому духовная жизнь — это постоянная борьба.

Искоренение страсти, как часть духовной жизни — это путь… Христос же сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Быть христианином — это идти по этому пути, все ближе к Господу, преодолевая какие-то свои страсти, пристрастия, грехи, навыки, греховные пороки. Наверное, ни один человек до конца, если честен, никогда не сможет сказать, что он преодолел хотя бы одну из страстей.

Если почитать дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы увидим, как этот великий подвижник, молитвенник, чудотворец, беспощадно судит себя за грехи. Когда ты сталкиваешься с этим первый раз, то не можешь справиться с удивлением.

Видимо, просто степень, в которой святой праведный Иоанн следил за собой, и та, в какой мы следим за собой, совершенно разные.

Грешить будем, к сожалению, постоянно. Поэтому покаяние в тех же самых грехах будет. Уныние, которое от этого может возникнуть — это как бы предложение сатаны. Уныние вообще всегда возникает от гордости. Смиренный человек не унывает никогда, ни в какой ситуации. Если есть уныние, значит, перед этим была гордость. А духовная жизнь человека должна привести его к смирению.

У преподобного Марка Подвижника есть такие потрясающие слова: «Бог дает благодать человеку не за добродетели и не за труды, понесенные ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов». Вот, наверное, оставляя нас наедине с нашими грехами, не всегда сразу помогая нам преодолеть их, Господь промыслительно хочет, чтобы мы стяжали какую-то определенную меру смирения.

Поэтому это тоже полезно — состояние, когда ты годами не можешь что-то преодолеть, и в этом исповедуешься. Оно приводит тебя к тому, что ты понимаешь, кто ты есть на самом деле. Для духовной жизни это как раз тот результат, о котором говорит Марк Подвижник. Если ты придешь к этому результату, это будет приобретение.

А стремление быстро получить духовные результаты напоминают мне слова одного семинариста, только что поступившего семинарию: «Через три года я буду преподобным, а вот чудотворцем — через семь».

Источник: Православие и Мир.


Мария
3415

Комментарии

Пожаловаться
Марина
Правда, что приходится повторно каяться в одних и тех же грехах.Но, мне кажется, это нормально.Ведь как бы хорошо не убрался в доме, через какой-то период времени опять пыль накапливается… Может, некорректное сравнение, но и в Евангелии есть подобное: человек, из которого вышли бесы, сравнивается с домом, «выметенным и убранным».И чтобы были силы бороться с грехом, одной «уборки» недостаточно(хоть и без нее нельзя).Нужно еще и Таинство Причастия.
Пожаловаться
Мария
Просто Марин, одна и та же " пыль" скапливается потому, что мы РАСКАИВАЕМСЯ, а покаяние- это " перемена ума", это настолько возненавидеть свой грех, что повторно в него впасть- трагедия жуткая…
Пожаловаться
Марина
Почему-то у меня получается некоторые свои грехи именно возненавидеть.И получается их не повторять.А некоторые повторяются от исповеди к исповеди(например, раздражение, обиды на ближних).Хотя все-таки уже в гораздо меньшей степени, чем раньше...
Пожаловаться
да, Иоанн Кронштадтский, кстати, требовал именно покаяния, а не перечисления и просто сокрушения о грехах. поэтому для меня, например, ходить причащаться каждую неделю неполезно. понятно, что лучше чаще, но когда ты вымучиваешь из себя грехи или повторяешь то же самое-ясно, что никакого покаяния нет.
Пожаловаться
Мария
Да, Лен, для меня тоже, я пыталась! Но насчёт покаяния… Это вообще так редко бывает( именно покаяние, а не сокрушение, или раскаяние) И если бы я ходила на исповедь когда было именно покаяние, то это наверное было бы очень редко, а грехи бы как снежный ком накапливались, накапливались…
Пожаловаться
ты права… я сейчас редко хожу, грехи вот так копятся, но ведь тут корень-страсть сама, а не следствие-грех, как поступок. у меня перед последним Причастием накануне было ощущение, будто прямо на молитве с меня, с моей души, содрали кусок скотча, который мешал дышать полной грудью-Бог дал покаяние и это было очень явно, как никогда. наверное, надо просто осознать, что даже покаяться ты без Него не можешь и в меру сил искренне молить об этом даре. человек сам знает, где он формально соблюл правила перед Причастием, а где-именно постарался, попостился, воздержался. если в этом совесть не упрекает-думаю, можно идти на исповедь и говорить, что не чувствуешь покаяния-только сокрушение-и надеешься на Божью милость, чтоб позволил причаститься не в осуждение. и потом, у мелочи, кот.накапливается, как правило, один-два корня: гордость и еще что-нибудь. отсюда, я считаю, и надо исходить-в этом каяться, а не перечислять именно сами многочисленные их следствия. Бог-то все их уже видел, сердце видит и то, в чем ты хочешь покаяться. ведь мы же многого еще и не видим, а все равно Он допускает причащаться.
Пожаловаться
Мария
Лен, согласна с тобой насчёт истоков греховных поступков, но всё же думаю, что каяться на исповеди надо именно в конкретных делах.Гордость может жить даже в святых людях, но проявления е5 сведены на минимум.И мне кажется в том и состоит борьба: я один раз, к примеру, сдержалась, или наоборот, переломила себя, другой раз… Глядишь- и с Божьей помощью, добрый навык появился… А если оступилась- как ребёнок перед родителями: прости меня, я больше так не буду! А представь- ребёнок набедокурил ( тоже уже от греховной склонности), подходит к тебе и говорит прости меня мама за мой плохой характер!))
Пожаловаться
Марина
Тоже считаю, что каяться надо в конкретных делах(батюшка иногда просит рассказать, в какой ситуации я именно так поступила).И в последнее время на исповеди он иногда спрашивает: «Вот у тебя возник гнев.А ты позволила ему „развиться“ или постаралась его подавить?» То есть, оказывается, чувство(гнев, обида, раздражение) может возникнуть, но дальше дело в том, поддалась ты ему или нет.Так проявляется свободная воля человека.
Пожаловаться

Маш, возможно, я не так выразилась. Я не говорила о том, что не нужно каяться в поступках. Я имела в виду, что когда ты долго не можешь причаститься, грехами-помыслами-снами можно исписать десять листов мелким почерком. Вряд ли священник и другие исповедники будут от этого в восторге, если, конечно, твой приход не в монастыре-там хоть до ночи стой. Да и я, например, просто физически припомнить и записать всё не смогу. Поэтому каюсь в том, что вспомню, однородные грехи называю обобщенно, начиная с главной страсти, которая послужила им причиной.

Пожаловаться
Мария
Лен, поняла тебя, соласна.
Пожаловаться
РаисаЗахаровна
Очень полезно и правильно. Но еще многое от священника зависит. Если он слушает исповедь, объясняет, то и исповедь больше расскаяния принесет. А если батюшка подгоняет и периодически спрашивает:' все у Вас?", то и исповедь становиться формальной
Пожаловаться
Мария
Ларис, несомненно, человеческий фактор присутствует, к сожалению, поэтому, как мне думается, не стоит себя настраивать на диалог со Священником.Если Господь захочет через него что-нибудь сказать- он скажет.Наш Батюшка, где я прислуживала, никогда не подгонял, но и исповедовал, бывало в Великий Пост до 12 ночи после службы.И вот с одной стороны, это его долг, а с другой- по человечески его было жалко, он ведь и так уставший…
Пожаловаться
Вика
Вы типа вовлечь таким образом пытаетесь????
Пожаловаться
Мария
Кого и куда???!!!!!
Пожаловаться
Вика
В свою веру
Пожаловаться
РаисаЗахаровна
Вика, а Вы посмотрите название сообщества, в котором написан данный пост.

Маша не вовлечь пытается, а объясняет тонкости тем, кто уже вовлечен.

Пожаловаться
Мария

Уважаемая Вика! Мы не сектанты, чтобы вовлекать кого-то в Православие.Господь сказал: Кто ХОЧЕТ, возьми крест твой и иди за Мной" Поэтому, обычно верующие люди, если и бывают навязчивы, топросто хотят поделиться Счастьем, которое они обрели. Это во-первых.

Во -вторых, если Вы поднимите глаза на верх страницы, то увидите, что запись находится в Сообществе Православная Мама, поэтому расчитана на определённый круг читателей. Всего хорошего!