Сообщество закрыто

Святые равноап. Константин и Елена.

Равноапостольный император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: «Сердика — мой Рим.» Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи [1]. Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая 337 года. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.

Елена (+ ок. 327), равноапостольная царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого


Память 6 марта и 21 мая

По обращении императора Константина Великого, мать его, Елена, оставила «мерзских и суетных идолов мертвенная служения» и не замедлила принять Христианство.

В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.

Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень?

По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прславить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его выского над толпой собравшегося народа.

Святая равноапостольная царица Елена возымела благочестивейшее желание на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И вот с тех пор 14 (27 н.ст.) сентября ежегодно Святая Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

Возможно по ее приказу в 327 году на острове Кипр, где она останавливалась на пути из Святой Земли, был основан Кошачий монастырь, в который специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста (Μονή του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, близ современной деревни Омодос) Елена оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя.

В глубокой старости (в 327, по другим сведениям — в 328 или 326 годах) она скончалась на руках своего сына.

Почитание


Тело ее первоначально было положено в Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.

Ныне мощи святой, чьим именем и поныне называют сотни тысяч девочек — в память о мудрой царице и великой святой — покоятся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был совершен молебен перед мощами святой царицы Елены.

Лишь недавно православные христиане Парижа обнаружили, что рядом с ними находится эта святыня. Молебен стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Православные христиане, услышав, что святые останки царицы Елены находятся в центре Парижа, не знали поначалу, насколько достоверны эти сведения. Но затем историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Обретение мощей равноапостольной царицы Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, дает новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всем православном мире.

Мария
Мария
Иоанн
9 лет
Москва
1796