Священник Феодор Людоговский
О родительских субботах знают все… Люди приходят помянуть своих близких, и они знают, как всё правильно сделать: надо прийти в храм, принести что-нибудь на канон, написать записки, отстоять панихиду…
Такое желание – естественно и похвально. Но мне хотелось бы предложить несколько более объемный взгляд на эти поминовения.
Прежде всего обратим внимание на то, что суббота сама по себе (как день недели – не только родительские субботы) – посвящена молитве о упокоении преставившихся христиан. Однако с субботним поминовением усопших неизменно соседствует молитва святым – в первую очередь мученикам, но также и святителям, и пророкам, и преподобным. Случайно ли такое совмещение: молитва всем святым и молитва о упокоении усопших? Думается, что нет.
(...) Если мы обратимся к Новому Завету, то святыми там именуются не «особые» люди, а христиане – просто по факту их принадлежности к Церкви (Рим15:25).
Такое наименование христиан сохраняется и в богослужении. После освящения Даров, перед причащением священнослужителей, священник произносит «Святая святым», т. е. «Святыня [преподается] святым!». А община христиан устами хора смиренно отвечает: «Один свят – один [лишь] Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».
Таким образом,между святыми, уже отошедшими в мир иной, и христианами, живущими на этой земле, нет непроходимой границы. Те и другие – члены Церкви; те и другие стали членами Тела Христова, чтобы наследовать Царство. На проскомидии мы поминаем (поминаем!) и Богородицу, и Предтечу, и прочих святых – но также и тех живых и усопших, о ком молится священник и прихожане.
Подчеркну еще раз: и мы, хоть и грешные, однако христиане, и наши усопшие, о причтении которых «к лону Авраама, Исаака и Иакова» мы молимся, и те, в святости которых мы уверены, – все мы являемся членами одной Церкви, одного Тела нашего Господа и Спасителя. И потому полноценным и по-настоящему осмысленным поминовение усопших будет лишь тогда, когда мы явим и засвидетельствуем это наше единство, приняв участие в литургии, в таинстве евхаристии – то есть приобщимся Телу и Крови Христовым.
Да, парастас, панихида, заупокойная лития, жертва на храм деньгами и натурой – всё это хорошо и правильно. Но если нет главного – участия в евхаристии – то второстепенное начинает играть не предназначенную для него роль, вытесняя главное таинство Церкви на задворки нашей жизни.
В наших силах это исправить.Постараемся, приходя в храм в родительскую субботу, подготовиться к исповеди, чтобы очистить свою душу от накопившихся грехов. Нет сомнения, что и это принесет утешение нашим усопшим родственникам, ибо, повторю вновь и вновь, все мы члены одного Тела, все мы в каком-то смысле сообщающиеся сосуды. А исповедовавшись, мы, по сложившемуся у нас обычаю, сможем и приступить к причащению Святых Таин – и через это соединиться и со Христом, и с нашими братьями во Христе – как живыми, так и отошедшими в мир иной.
Источник: Православие и мир
Время есть!
Я 30 не попала((((
простите что не в тему написала.