Причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в чуждое Церкви действие, заявил 16 февраля, отвечая на вопросы телезрителей в эфире программы из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленной студией Саратовской митрополии, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, сообщает издание «Православие и современность».
Такой ответ владыка дал на вопрос зрительницы, должен ли взрослый поститься за младенца и прочитать за него молитвенное правило, прежде чем подходить с ребенком к Причастию.
«Это было бы очень хорошо, — сказал митрополит Лонгин. – Дело в том, что причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в некое, я бы сказал, чуждое Церкви действие. Почему? Мы, люди старшего поколения, помним, как трудно было привести в церковь ребенка – и младенца, и отрока, поскольку за этим бдительно следили соответствующие инстанции, и люди потом имели неприятности на работе или учебе. Когда в храм ходить стало можно, все мы радовались увеличившемуся количеству детей в храмах. Однако сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией: многие родители знают, что ребеночка можно и нужно причащать, но при этом причащают родители, которые сами очень малое или вообще никакого отношения к церковной жизни не имеют. Когда служишь, выходишь с Чашей ― видишь в городских храмах буквально толпу таких родителей, которые вот только что с мороза забежали в храм с ребенком, может, гуляли с ним рядом где-нибудь. Ребенок или кричит, или спит, но вот давайте его срочно причащать… Это превращается буквально в профанирование Таинства. Причем сами родители абсолютно индифферентны. Видно, что им самим никогда в голову не приходило причащаться».
«Все, что Церковь делает с детьми, особенно в младенческом возрасте, — делается по вере родителей, — напомнил владыка. – Почему мы сейчас говорим, что нельзя крестить просто так, когда принесли ребенка люди, совершенно не понимающие, что такое Крещение и что после этого должно измениться в их жизни, жизни ребенка? Мы стараемся сейчас отказывать таким людям, крестя только тех младенцев, родители которых являются воцерковленными людьми и подходят к таинству осознанно. Точно так же и с причащением. Очень больно это видеть, есть даже какой-то момент поругания святыни, когда дети кричат, родители не знают, как их успокоить, и тут же, причастив, бегут из храма. Хорошо, если их остановят и заставят хотя бы перед тем, как дать соску, дать запивку, а они отмахиваются. Это очень неприятно».
Поэтому, продолжил архиерей, он понимает тех, кто советует прежде чем причащать младенца, «если не попоститься, то хотя бы часть правила ко причащению прочитать, чтобы самому подготовиться внутренне». «Я уверен, что это было бы здорово. Обязательного требования нет, но если бы такая привычка привилась у наших верующих людей, это было бы очень хорошо», — отметил архипастырь.
Думаю верующий человек, не может придти Причащать ребенка, так для галочки...
Ведь в конце именно указано о верующих, а это значит, что этот человек и без напоминания подготавливается к Таинству.
По поводу неверующих — у нас друзья есть, тихими шагами идут в Храм, но сына Причащают каждое воскресенья, я надеюсь, что пока они носят малыша, сами рано или поздно придут к этому.
А так вопрос конечно сложный, ревность именно это слышится в тексте, а мы все немного ревнивы до веры.
Иногда думаешь, ну вот все изучила, а потом оглядываешься, а НИЧЕГО ВЕДЬ не знаешь:-))))))
Я хожу в Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших.
мы стараемся причащать как можно чаще. особенно Ярика. София уже взрослая, похэтому перед причастием она немного постится (не смотрит мультики, читает некоторые молитвы и пр). поэтому реже удается. к тому же ей тяжело не есть и не пить с утра ...