Предлагаем вниманию читателей «Правмира» беседы с лауреатами Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2012 год.
Первое место в конкурсе заняла Жанна Лукашенкова, учитель русского языка, литературы и православной культуры МБОУ СОШ № 33 города Смоленска за работу «Педагогические приемы формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности». Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Номинация «Лучшая инновационная разработка года».
— Говорят, то современные дети – сложные.
— Современные дети – совершенно другие, не такие как мы. Они не принимают на веру все, что им говорят – они взвешивают каждое слово и могут задать много «неудобных» вопросов. Они не несутся стремглав выполнять любое указание, а рассуждают о необходимости предложенного и смело предлагают свои альтернативы. У них почти на все есть своя точка зрения. Они – другие. С ними непросто, но интересно…
— Случается, что выкладываетесь, а отдачи нет, отсюда – усталость, бессилие?
— Бывает, очень устаешь. Но так получается, что силы, которые дети у меня забирают, восстанавливаются благодаря этим же ученикам. У меня классы самые разные. Есть профильные, в которых дети учатся с увлечением, понимая, что это важно и нужно. Такие дети задают сложные вопросы, с ними интересно работать. Есть и универсальные классы, где нередко учатся дети из очень сложных семей, слабой мотивацией к учёбе.
Но в любом классе находишь те глаза, которые очень внимательно и осознанно на тебя смотрят. И даже если класс слабый, детей сложно заинтересовать, увлечь творческой деятельностью, все равно с полной отдачей работаешь вот для этой одной пары глаз. И они подвигают работать дальше, искать материал и строить урок так, чтобы заинтересовать хотя бы еще двух, трех человек в таких сложных классах.
Иногда кажется, что на уроке не получилось запланированного: и дети не работали, как хотелось бы, и ты не смог донести до них желаемого. Тогда-то и чувствуешь опустошение – силы потрачены, а должный результат отсутствует. Начинаешь анализировать урок с самого начала, корректировать.
- Каким вспоминается ваше школьное время? Ведь детские школьные воспоминания нечасто бывают самыми светлыми…
(...)школьные воспоминания у меня очень светлые. Даже и о пионерской и комсомольской организациях, которым мы тогда принадлежали. Если отбросить всю идеологическую шелуху, которая особо на нас и не отражалась, деятельность той же комсомольской организации подвигала нас к учебе, к исправлению. Нам, комсомольцам, стыдно было быть плохими: нарушителями дисциплины, отстающими.
Если кто-то отставал в учебе, мы брали таких ребят на поруки, помогали им, что могли – объясняли. Даже сами к учителям подходили: «Спросите такого-то ученика, он все понял, выучил и расстроится, если его не спросите». И делалось это, чтобы помочь однокласснику, и отстающие чувствовали, что они тоже в команде, старались подтянуться.
Мне повезло: наш класс был очень дружный.(...)
У меня очень трудолюбивая, внимательная мама. Она 42 года работала и руководила статистическим районным отделом. Полностью отдавала себя работе. (...)
И своим примером она учила меня скрупулезности, внимательности, любви к тому делу, которому ты посвящаешь жизнь.
— Если говорить о каких-то явлениях современности, что вызывает наибольшее огорчение?
— Меня очень расстраивает, что молодежь, которая приходит в школу, отработав месяц- два, уходит. Причем, я говорю о талантливой молодёжи(...)
Толчком подать заявление об уходе нередко становится первая зарплата. Говорить о небольшой зарплате и педагогических буднях от звонка до звонка – это одно. А вот когда они видят эту зарплату воочию …. Тогда с удивлением спрашивают: «А как же жить? Как устраивать семью, на что содержать, развивать собственных детей?»
Так что средний возраст учителя у нас в школе – 40 лет.
— Что вас может рассердить?
— Если на уроке сталкиваюсь с хамством ученика. Тогда приходится замолчать…. Молчание, бывает, лечит и более слов воспитывает.
— Какие ученики вам особенно запоминаются?
— Были ученики, которые умели вести диалог на уроке, будь то русский язык или литература. Задавали вопросы, которые не имели отношения к учебному материалу, но интересовали их молодой пытливый ум…
Потом, окончив школу, поступив в вузы, они раскрыли секрет своих поступков: к ним на перемене подходили одноклассники, не подготовившиеся к уроку, и канючили: «Ну начни задавать вопросы». И вопросы были готовы: о возможности любви с первого взгляда, о главенстве в семье, о верности, о настоящей дружбе…. Главное для них было «протянуть» время урока, предназначенное на проверку домашнего задания.
Иногда позволяла себя «увести в сторону». Но на самом-то деле мы обсуждали темы, имеющие в жизни человека настоящую ценность. Выпускники признавались, что такие минуты урока для них были значимы…
— Удается разграничить работу и пространство личной жизни вне работы?
— Оказалось, что это невозможно. Хотя я всегда себе напоминаю: «Ты переступила порог школы, тебя ждет семья». Но полностью, в итоге, абстрагироваться не получается.
Занятия у меня начинаются в обеденное время, в 12.00, в 14. 00. часов. Заканчиваются в 19.00. После школы – домой, готовлю ужин, кормлю семью. Моя семья - муж, дочка-студентка и кот. Семья накормлена, какие события у кого случились за день — обсудили. В 21 – 22 часа иду готовиться к урокам, проверять тетради. Проверки – три пачки тетрадей в день. Встать необходимо пораньше — подобрать интересный материал к уроку… Учителю необходимо время и на самообразование.
— Близкие не обижаются, что им достается не так много времени, как работе?
— Они, наверное, уже привыкли. И совершенно понимающе воспринимают, что в канве нашего семейного разговора нередки фразы: «а вот мои дети», «а вот в моей в школе». В выходные и во время летнего отпуска, я стараюсь компенсировать то внимание, которое не додала в течение учебного года.
— Ваше отношение к вере?
— Я хотела бы себя считать верующим человеком… Все началось в самом начале моей педагогической деятельности, когда я пришла работать в школу. Мы с детьми решили сходить на экскурсию в храм. Мне было просто интересно, дети тоже поддержали, дружно собрались, пришла даже девочка из семьи баптистов. Это был мой осознанный интерес к православию…
А когда я была маленькой, несмотря на советское время, важные понятия о Боге, вере вкладывала в меня моя бабушка Вера. Та самая бабушка, в деревне у которой я проводила все лето. Помню, бабушка Вера то молитву прочитает, то перекрестит. В красном углу висела икона, мне было интересно наблюдать, как она зажигала около нее лампаду.
У бабушки меня крестили. Тайно. Крестины проходили в её деревенском доме, с наглухо занавешенными окнами. Священника привезли на машине, чтобы его тоже никто из деревенских жителей не увидел, ведь у родителей могли быть проблемы на работе. Так что бабушке низко кланяюсь, что она меня поставила на путь веры.
(...)
— Что для вас самое главное в профессии?
— Быть интересной. Интересным учителем, который ведет интересный урок, интересным человеком. Иначе дети тебя просто не будут слушать, и уж тем более — не пойдут за тобой. Оптинский старец преподобный Моисей говорил: «Доброе дело легко не делается, а всё с трудом и терпением».
Записала Оксана Головко
источник:Pravmir
Но когда приехала в Керчь(там я закончила 7-й и 8-й класс), увидела, что там почти все учителя- просто супер! И по професиональным, и по человеческим качествам.Многие одноклассники, закончив школу, просто взяли и поступили, кто куда хотел.Кто в Киевский гос.университет, а кто и в Московский.И без всяких репетиторов.
Я восхищаюсь такими.
Мне повезло сейчас у дочки первая учительница Такая, она всю себя ребятам отдает, и у сына классный руководитель Такая!!!
Правда много их поменялась, Ирина Алексеевна задержалась уже 2 года))))
У нее семья, дети и маленькому ребенку всего 3 годика, она нужна дома им, а она отдает себя нашим детям, и много отдает — всю себя!
Спасибо огромное, Таким учителям!!!!!!!!!!!!!!!!