Сообщество закрыто

Я хуже всех! К проблеме низкой самооценки



Я хуже всех! К проблеме низкой самооценкиСамостоятельно поставленный диагноз «низкая самооценка» приходится слышать практически от  каждого, кто  обращается за  психологической помощью. Печальная история из  детства, сложные взаимоотношения с  родителями  — и  человек словно подводит черту: «У  меня низкая самооценка!» Собеседник рассчитывает, что  из  этих слов должно быть всё ясно: карты раскрыты. Но  вот однажды в  такой беседе у  меня возник вопрос: что  же, собственно, имеется в  виду под  формулировкой «низкая самооценка»? Кажется, тогда мой вопрос изрядно задел клиента. «Как  это? Вы, психолог, не  знаете, что  это такое? Ведь это  же ваши профессиональные словечки…»

В  этой статье речь пойдёт не  о  классическом термине «самооценка» из  учебников по  психологии личности; не  о  способах её определения или  коррекции. Попытаемся разобраться, что  мы скрываем под  этим выражением, используя его по  своему усмотрению. Одни под  низкой самооценкой понимают неуверенность в  себе, другие  — свою обидчивость. Кто-то  вспоминает потрясения, пережитые в  детстве, кто-то  оправдывает свою «невезучесть». Вариантов сотни  — а  «диагноз» один. Что  же на  самом деле такое «низкая самооценка»?

(...)

«Изображая жертву»

Примечательно: то, что  люди привыкли звать низкой самооценкой, психологи называют ролью жертвы. Отчего это? Разве сами психологи не  верят в  существование проблемы низкой самооценки?

Типичная ситуация: человек с  «низкой самооценкой» пришёл на  приём, достаточно пожаловался на  родных и  близких, политику и  экономику, значительно превысил отведённое для  консультации время, а  в  момент оплаты вспомнил, что  денег на  консультацию у  него нет. После окажется, что  психологов он меняет, как  перчатки, и  все они ему не  подходят: то  ли его не  понимают, то  ли не  принимают, то  ли денег просят, когда он уже год без  работы. Окажется, что  по  всем фронтам он терпит лишения и  тяготы, и  не  видно никакого просвета. Но  если, набравшись мужества, такой человек всё  же решится на  работу с  психологом, тут вдруг обнаружится, что  он совершенно не  готов менять себя  — желательно, чтобы менялось всё вокруг и  исключительно по  его хотению.

Роль жертвы даёт несомненные козыри. Человеку хочется, чтобы его пожалели,  — это избавит его от  признания собственной вины, от  ошибок, которые необходимо исправлять, от  поступков, за  которые нужно брать на  себя ответственность. Выгоднее и  проще быть «несчастным». С  жертвой все носятся, ей многое прощают. Когда говорят о  людях с  «низкой самооценкой», нередко звучат слова «вампир», «агрессор». Согласитесь, жить рядом с  человеком, с  которым неизменно чувствуешь себя виноватым во  всём, сложно. «Жертва» всегда найдёт, за  что  её нужно жалеть; но, жалея такого человека, вы испытываете вину перед ним, сами не  понимая за  что.

(...)

Человек жалуется на  одиночество и  отсутствие друзей (из-за  низкой самооценки!). Скорее всего, речь идёт о  тех, кто  не  выдержал давления и  прекратил общение с  «несчастным», дабы не  стать его жертвой  — и  одновременно виновником всех бед.

В  той или  иной степени многим эта ситуация покажется знакомой. Но  не  следует спешить искать «жертв» в  своём окружении, гораздо полезнее присмотреться к  себе. Уловок, чтобы избежать ответственности и  спрятаться за  ролью жертвы, огромное количество. И  отследить их  бывает совсем непросто  — мы порой искренне верим в  то, что  «обстоятельства так сложились», «такова реальность», «таковы люди». На  худой конец, «это искушения»…

Всё дело в  детстве?

(...)часто люди, вспоминая обиды и  трагедии детства, оправдывают свои неудачи в  жизни теперешней. Возможно, поэтому и  стал так популярен Фрейд со  своим принципом детерминизма (предопределённости). Акцентируя внимание на  детских травмах, комплексах, фрустрациях и  страхах, можно объяснить и  в  какой-то  мере оправдать свои слабости и  неудачи. Достоевский послал Настасье Филипповне как  минимум двух «терапевтов». Один из  них позже станет её убийцей, а  второй так и  не  станет ей мужем. Именно этот второй, с  парадоксальным именем Лев Мышкин, будет жалеть её, верить в  неё и  в  её способность стать готовой к  счастью. Несмотря на  собственные страдания (в  том числе детские) и  болезнь, он будет думать, прежде всего, о  других, забывая себя и  свои «комплексы». Но  вера князя Мышкина оказалась напрасной и  фатальной. У  героини не  хватило мужества отказаться от  своего сладкого самоуничижения.

Насколько  же детство влияет на  судьбу и  характер человека? Так  ли уж  ошибался Фрейд и  его единомышленники, утверждавшие, что  источник всех наших бед в  детских комплексах и  обидах?

Психологи могут дать несколько простых советов, как  вырастить «жертву», то  есть ребёнка с  «низкой самооценкой». Для  этого достаточно предъявлять ему требования, не  совместимые с  его возможностями, и  не  считаться с  его мнением. При  каждом удобном случае рассказывать о  лишениях и  страданиях ради него (бессонные ночи, увольнение с  работы, отсутствие отдыха и  прочие трудности, связанные с  воспитанием любого ребёнка). Почаще напоминать чаду цену своей заботы и  сделать его своим вечным должником; делать всё, чтобы у  него родилась мысль, что  жизнь несправедлива, в  особенности к  нему. Стоит отметить, что  подобные вещи могут происходить и  между взрослыми людьми. В  таких случаях говорят о  том, что  «именно с  этим человеком моя самооценка упала и  ушла вера в  свои силы».

Скорее всего, каждый читающий эти строки может найти в  арсенале детских воспоминаний как  радостные и  приятные моменты, так и  обиды, связанные с  непониманием родителей, со  ссорами и  конфликтами. Припомнятся и  случаи, когда был недооценен близкими или  наказан незаслуженно. Только одни переживают эти моменты здраво, выстраивая в  дальнейшем зрелые отношения с  родителями, а  другие будут до  глубоких седин вспоминать былое и  оправдывать все свои беды недолюбленностью. Слишком дорог «козырь», который позволяет на  долгие годы освободить себя от  важных решений и  ответственных поступков. Как  правило, в  таком случае избавляться от  «низкой самооценки» невыгодно, у  человека появляются всё новые и  новые предлоги доказывать себе и  окружающим невозможность жить счастливо  — благо, причины найдутся всегда.

Чувство несправедливости жизни испытывает каждый ребёнок, подросток, взрослый, и  рождается оно исключительно из  нашей греховной природы, которая заражена гордостью и  самомнением. И  если ребёнку этого ещё  не  понять и  встречи с  несправедливостью становятся горьким, но  необходимым опытом, то  взрослому человеку нужно принимать тот факт, что  исключительно от  него зависит, каким образом относиться к  тому, что  происходит в  его жизни.

(...)

Завышенная низкая самооценка

Парадокс, но  именно люди, страдающие «низкой самооценкой», требуют повышенного внимания к  своей персоне. Им присуща особая мнительность: если смеются  — значит, надо мной, если говорят тихо  — значит, обо мне. Им необходимо постоянное «прокручивание» каждой ситуации (всё было сделано так, чтобы именно мне причинить боль!). Такие проявления «низкой самооценки» совершенно ясно показывают, насколько человек сам у  себя находится в  центре внимания. Именно с  таким человеком носятся окружающие, боясь лишний раз обидеть, сказать не  то  слово. Именно в  разговоре с  ним боятся наступить на  больной мозоль, зацепить больную тему, затронуть за  живое. При  этом и  мозоль, и  больная тема, и  живое  — у  него повсеместно, и  счёт с  количеством обид будет непременно предъявлен.

В  действительности люди с  «низкой самооценкой» весьма высокого мнения о  себе. Психология и  православная догматика сходятся в  единой точке: самоуничижение является оборотной стороной гордыни. (...)Так в  патериках нередко разоблачается лжесмирение: ведь истинное смирение не  в  том, чтобы говорить плохо о  себе, а  в  том, чтобы, услышав нелицеприятную правду, смирится и  ещё  остаться благодарным.

(Автор приводит в пример образ Настасьи Филипповны из романа Ф.М.Достоевского «Идиот»).

Роман Достоевского стучится в  наши души: слишком много стало жертв рядом с  женщиной, которая считала, что  не  стоит приличного человека и  не  заслуживает счастья. Не  обольщаться  бы и  нам  — якобы считая себя «ничего не  стоящим человеком», а  в  действительности думая, что  «я-то  стою гораздо больше других». Не  скрывать  бы за  фразой «я  этого не  достоин»  — уверенность в  том, что  я  достоин большего.

По материалам Отрок.ua



Я хуже всех! К проблеме низкой самооценки


Марина
Марина
Москва
21249