Сообщество закрыто

Святые отцы о семье

Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией.

Святитель Иоанн Златоуст

Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо, не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно. 

Свт. Василий Великий


На троебрачие нет закона, почему третий брак законом не допускается. На таковые дела смотрим, как на осквернение Церкви. Но не подвергаем их всенародному осуждению, как более сносные, нежели явное распутство.

Свт. Василий Великий


Когда брак есть собственно брак и супружеский союз и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу. Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием и делается как бы путем к пороку, тогда скажу: лучше не жениться. 

Свт. Григорий Богослов


Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещевает все Царю Христу, однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к небу. А потому, если бы стали винить одни — супружество, а другие — девство, то оба сказали бы неправду.

Свт. Григорий Богослов


Если жена может тебе дать то же, что и Бог, то супружеская жизнь равна безбрачной. А если не может, то и между этими родами жизни нет равенства.

Свт. Григорий Богослов


Должно предпочитать браку заботу и попечение о Божественном, но не презирать того, кто может воздержанно и умеренно пользоваться учреждением брака… если возможно, и не отступать от стремления к Божественному, и не бежать от брака: ни на каком основании нельзя отвергать требования природы и осуждать честное как бесчестное...

  Если кто так будет пользоваться супружеством, что, предпочитая дела духовные, естественное (вожделение) ограничит умеренностью, по причине краткости времени (1 Кор. 7, 9), тот будет мудрым земледельцем, который, по заповеди апостола, не постоянно бывает занят исполнением грубых этих обязанностей, но по согласию сохраняет чистоту души для упражнения в молитве, опасаясь, чтобы, пристрастившись к ним не сделаться совершенно плотью и кровью, в которых не пребывает Дух Божий. Если же кто так немощен, что не может мужественно устоять против влечения природы, тому гораздо лучше далее держать себя от таковых предметов, нежели решиться на подвиг, превышающий его силы: так, поскольку по немощи от природы не всякий может соблюсти умеренность в такого рода вещах, а вышедший из границ умеренности находится в опасности погрязнуть, по псалмопевцу, «в тимёнии глубины» (Пс. 68, 3), то весьма полезно было бы, прожить, не испытывая таковых удовольствий, чтобы под предлогом дозволенного, страсти не получили доступ к душе. 

Свт. Григорий Нисский


Девство я считаю досточтимее брака, и, однако, через это я не поставлю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. 

Свт. Иоанн Златоуст


Брак дан для деторождения, а еще больше для погашения естественного пламени.

Свт. Иоанн Златоуст


Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеянии. 

Свт. Иоанн Златоуст


Брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщить еще святость один он не в состоянии.

Свт. Иоанн Златоуст


Брак тогда особенно и лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения.

Свт. Иоанн Златоуст


И девство, и блуд выходят из-под меры закона, но не одинаковым образом: девство парит за пределы, блуд преступает их; одно уподобляется телам легким, несущимся вверх, а другое — телам, падающим вниз и тяжелым; одно гонится за тем, что выше всякой превратности, а другой — за тем, чему сродна превратность и сверстномучение. Честный брак занимает средину между обоими, гораздо ниже девства и выше блуда в большей мере, нежели сколько сам ниже девства. Почему, когда девство увенчивается, а блуд осуждается, брак удостаивается соразмерной ему похвалы. 

Прп. Исидор Пелусиот

Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед… большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога… Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности.

святитель Григорий Богослов


Лилия
Лилия
Ксения
11 лет
Стефания
7 лет
Воронеж
2771