Восьмой год подряд в нашей стране отмечается День народного единства. Отрадно, что политическим шествиям и митингам атеистического, социалистического прошлого приходит на смену духовность, возрождающаяся в народе. В этот день Святая Православная Церковь благодарно воспоминает спасителей Отечества в годину Смуты XVI – XVII веков. Освобождение Русского государства от польских интервентов князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и Кузьмой Мининым традиционно связывается с образом Казанской иконы Божией Матери. В 1612 г. вместе с казанским ополчением в Москву прибыл новый список с чудотворного образа. Князь Дмитрий Пожарский вместе с русскими войнами перед каждым сражением молился образу Царицы Небесной, который находился в воинском стане ополченцев. После освобождения Москвы от поляков князь в благодарность Божией Матери за то, что Она сохранила его в походах и сражениях, и на память потомкам построил на углу Красной площади и Никольской улицы деревянный храм, в который принес чудотворный образ Матери Божией.
Но вместе с тем непростительно забыт вклад Сергия Радонежского в объединение русского народа, в поднятии народного ополчения на освобождение Российского государства. Всем известен молитвенный вклад преподобного Сергия в освобождение Руси от монголо-татарского ига. После же явления преподобного во сне Кузьме Минину святой прославился и как молитвенник об избавлении от второго ига – польско-литовского. Именно основанная преподобным Сергием Троицкая лавра во время Смуты явилась оплотом идеологической борьбы с польско-литовско-шведской (католическо-протестантской) интервенцией. Необычайные видения, всегда связанные с обликом преподобного Сергия, начавшиеся проявляться повсеместно среди людей самого различного положения, вызвали в народе подъем религиозного чувства, величайшего напряжения, при котором чудо освобождения и очищения Московского государства сделалось возможным. В сказании Симона Азарьина «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства» повествуется: «Однажды, когда он спал в этой комнате, явился ему чудотворец Сергий и повелел собирать казну, нанимать ратных людей и идти на освобождение Московского государства. Пробудившись, Козьма пребывал в великом страхе, но подумал, что устроение войска для него непривычно, и не придал этому сну значения. И в другое время было ему такое же видение, во второй раз, – и снова он пренебрег им». И только когда преподобный Сергий является Минину в третий раз, но уже с грозным обличением: «Разве я не говорил тебе? Такова воля Божия – помиловать православных христиан и от шумного мятежа привести к тишине, потому-то я и велел тебе собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они, с Божией помощью, очистили Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков» Кузьма, после принесения искреннего покаяния, начинает собирать ополчение. Промыслом Божиим приводится к Минину полководец, князь Дмитрий Пожарский, находит он и духовного руководителя второго победоносного ополчения – нижегородского протопопа Дионисия. После прихода ополчения в Троице-Сергиеву лавру был отслужен молебен, а архимандрит Дионисий, «изливая горячие слезы по ланитам, возблагодарил Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и преподобного Сергия», благословил Кузьму Минина и князя Пожарского на освобождение государства Русского.
Начавшись с видения Сергия Радонежского, нижегородское ополчение и заканчивается его же видением архиепископу Арсению, которого избавил преподобный от голодной смерти и поведал ему об очищении Московского государства. На следующий день приступом был взят Китай-город, а вскоре и Кремль, множество поляков было убито, часть бежала, а часть была отправлена в заточение.
«Так, по молитвам Пречистой Богородицы, и святых московских чудотворцев, и преподобного чудотворца Сергия, явлением его, была одержана преславная победа и одолели врагов, так что государство, долгие годы попираемое нечестивыми, очистилось, и корабль христианский, проплыв сквозь беды жизни сей, словно по многоволнуемому морю, достиг тихого пристанища», — Симон Азарьин.