Милые, милые наши бабушки. Порой суетливые, порой грубоватые… Всегда всем говорю: не спешите никого осуждать, потому что вы не знаете обстоятельств жизни этих людей. Не вина этих бедных женщин, что они родились в тридцатые – сороковые годы, что они были лишены любви, ласки, что стали заложницами тоталитарной безбожной системы…
Вот молится С. Она приходит в храм за час до службы, ставит свечи, целует с нежностью и благоговением иконы. Про таких людей говорят: С нее иконы надо писать. В советское время была педагогом и вела уроки атеизма. «Я проверяла шеи детей, нет ли там цепочки, веревочки… Потом я выводила ученика перед всем классом и срывала с него нательный крест. А потом заставляла каждого встать и бросить в лицо этому мальчику, или девочке слова осуждения… Один мальчик после этого пытался повеситься».
Когда я смотрю на благоговейную С., сердце сжимается от боли: сколько детей, прошедших через ее обструкцию, потеряли веру в Богу, в людей, в себя… Сама – калека режима, она сумела преодолеть в себе это, но те, кто пострадал от ее педагогики, что с ними?..
А вот грузная и грязноватая Н. Молодежь в храме сторонится Н., отходит подальше, потому что вблизи ощущается запах.
А когда-то… Н. была модисткой, в 40-е – 50-е кружила головы офицерам. «Мы в Доме мод после показа нарядов устраивали стол. Шампанское, бутербродики с икрой… К нам любили ходить и на нас смотреть офицеры. Однажды за мной стал ухаживать один молодой майор. И вот раз…» Лицо Н. светлеет, она мысленно переносится на пол-столетия назад…
«Все проходит, проходят и молодость, земная слава… Вот уж поистине, ставку в жизни нужно делать только на вечные ценности. На те, которые не имеют срока годности».
А. суетлива сверх меры. Первая норовит пройти на исповедь, бесцеремонно воспитывает молодежь, как старым знакомым, тыкает священникам: «Вы для меня – как сынки».
За плечами – большая и тяжелая жизнь. Родители исчезли в сталинские годы, малышку отдали в детдом. Оттуда ее взяли и потом воспитали интеллигентные бездетные армяне.
Мужа нет. Единственная радость – дочка. Но дочь была бездетной, хотя жила в браке с бывшим наркоманом, больше десяти лет.
А. много молилась о том, чтобы Господь послал ей внука или внучку. «У меня вся любовь не растрачена». А. подхватывает свою большую грудь и демонстрирует мне: «Во какая грудь. Десятерых могла выкормить! Но Бог дал только одну дочь. И внуков нет…»
Молится и молится, чтобы внуки появились. Раз в год в храм заходила и дочь, скептически поставить свечку.
Я говорю: «А., может быть, Бог потому и не дает, что не нужно? Ведь Бог знает лучше нас, что нам нужно, а что нет?»
А. причитает и молится и верит, что, если будет внук или внучка, все изменится.
И ребенок родился. Крестили, несколько раз приносили к Причастию. А у родителей младенца, как бы сейчас выразились, медленно съезжала крыша. Дочь с мужем стали последователями язычества. Бросили работу. Хотели ехать в Сибирь, в какую-то языческую деревню. Продали квартиру и, пока собирались в Сибирь, за год ее прогуляли. Перешли жить к маме. Устроили тоталитаризм. Никакого упоминания о Иисусе Христе и о Православии – этом извращении. Если ребенок перекрестится – бьют по рукам. Отец повесил на стену плетку и говорит сынишке: «Если хоть слово христианское услышу, этой плетью получишь». И шестилетний малыш получает…
Когда родителей нет дома, бегает в комнату к бабушке. Там иконы, пахнет ладаном, играют духовные кассеты. Малыш крестится, бабушка помазывает его елеем. Когда родители возвращаются, ребенок вместе с ними хохочет над верой, поддакивает родителям, когда те хулят Православие. «Как жалкая собачоночка, поддакивает им и заглядывает в глаза, только бы не побили!..» – заливается слезами А.
Друзья, будьте терпимей к пожилым прихожанкам. Да, это их дети, и они сами их воспитывали. Как могли, как знали, так и воспитывали… Но не сердитесь в храме на старых, нелегких, делающих вам замечания людей. Покройте их недостатки своей любовью и терпением.
источник:
И каким судом вы мериете, таким и вас судить будут!
Иисус Христос учил любить ближнего своего, как Он любил. И вы любите! и ен мусольте их жизни, лучше в свою жизнь загляните! Только честно, без оправданий!
И добавить нечего!
у нас в городе построили несколько лет назад новый храм, в центре новых микрорайонов. священнослужители там — молодые ребята, на улице встретишь — пацан пацаном. нет, я не осуждаю их, нисколько, даже здорово это!
и правила в этом храме ввели современные, демократичные, чтобы привлечь современных людей в храм. никакая бабушка на тебя не шикнет, девчата в джинсах с голым пузом туда запросто заходят, с макияжем и т.д. лишь бы пришли!
вот случай был однажды. стою на службе, пытаюсь сосредоточиться, рядом — мамаша с дитём лет пяти. дитё канючит в полный голос, она его дёргает, вся размалёванная, в одной руке — свеча, типа, она её ставит, в другой руке — сотовый, она там с кем-то чуть не матом сплетничает в полный голос, перекрикивая шум службы… и так мне гадко стало тогда...
уж лучше бы бабушки шикали и учили уму-разуму. и неважно — с раскаянием они пришли в храм или так просто...
стараюсь туда не заходить, в тот храм. я как-то по-старинке, как бабушки учили. пусть суетливые, пусть строгие, пусть ругают… чем так...
всё равно мне такая середина не по душе… игры в демократию в церкви не нужны, по-моему...
хотя, согласна, люди туда идут гораздо охотнее, чем в старый строгий храм на краю города. может быть, со временем такая «политика» и даст свои плоды...
вот и для меня также...
и на крещение туда ездили с друзьями. я как-то готова была подождать на улице или в основном помещении храма. нет, всех пустили «посмотреть», хотя крещаемых-то было человек тридцать, не меньше, от недельного малыша до сорокаленей тётеньки… ну, и что за цирк? таинство — оно должно быть таинством, а не фотосессией для ютуба...
тему церковь и деньги вообще не хочу обсуждать...
просто, насколько я знаю, на крещение пускают родителей и крёстных. а в том храме, о котором я говорю, очевидно, таким образом пытаются всех привлечь в храм. мне именно это и не нравится. популяризация превращается в цирк… имхо...
вот страсти то...
не судите, да не судиы будете...
А что может твориться в сердце человека, который издевался над детьми или шлюхи, которая даже мыться не считает нужным. В любом случае не нам с вами судить их души, но и в исключительно светлые помыслы этих людей я не верю.
На ваш вопрос отвечу так, еще года 3 назад, я бы сказала, что умирать не страшно хоть сейчас, теперь скажу, что умереть сейчас было бы обидно, т.к. у меня еще много дел тут. Я очень хочу родить еще детей и вырастить их, гордится их успехами и увидеть, а если и получится воспитать внуков.
Человек живет пока живы его дела. А добрая память потомков поможет неплохо обустроится на том свете
Ну молится будут о хорошем человеке, так?
Господь видит, кто покаялся, а кто нет и ошибки тут быть не может. А люди не видят, что в душе творится, люди смотрят на внешние проявления. Вот и получается, что если внешне человек неприятен, то и общаться с ним будешь так, как он этого заслуживает в мирском понимании. Так что комплексно нужно подходить, и мыться не забывать, и добрые дела делать, а не просто свечки ставить
А вот как можно молиться за всех? Для меня это настолько общее и расплывчатое понятие. Я не могу представить ВСЕХ моих предков, так до Адама и Евы дойти можно, к тому же половина будет уже не крещеная, а чем дальше вглубь веков, тем больше вообще язычников.