*Из учебного пособия «Социология трансграничности» Москва 2005 г. Глава «Трансграничность в символике образов по м/ф «Ежик в тумане» (с несущественными сокращениями).
Композиция сказки «Ежик в тумане» построена на пространственном перемещении главного героя вдоль границы двух миров – реального и потустороннего. Ежик отправляется в путь в сумерках, в период перехода от дневного света к ночной тьме.
Самое главное существо, ради которого Ежик спускается в туман, – Белая лошадь, утонувшая в тумане по грудь, имеет белую масть, что сразу переводит ее в систему образов загробного мира. Конь не только в религии, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная функция коня – посредничество между двумя царствами. Поэтому стремление Ежика узнать, что происходит с лошадью, можно расценивать как интерес к явлениям потустороннего мира, а само путешествие героя сказки – как Путь познания, проходящий через границу двух миров.
Символом такого знания становится встреченное Ежиком дерево – огромный Дуб. Это яркий образ Мирового Древа, которое топографически проходит сквозь границы трех миров – хтонического, земного и небесного, являя собой структуру Космоса.
Величие дерева так потрясает Ежика, что он теряет узелок с малиновым вареньем для Медвежонка – волшебный предмет, символизирующий связь героя с реальным миром. Находит и приносит узелок Собака – существо, являющееся проводником в царство мертвых (египетский Анубис).
На пути в тумане Ежику встречается Река – важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Ежик падает в воду, переживая своего рода смерть (его понесло по течению). Но и в реке обнаруживается добрый дух – безмолвно говорящая невидимая рыба, как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Рыба выносит Ежика на другой берег, на землю – средний мир, центр космоса и начало жизни.
Целью путешествия Ежика была встреча с Медвежонком – они вместе считали звезды (символ верхнего мира в архаической мифологии). В этом виден мотив познания, и одновременно подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. Ярким подтверждением такого знания являются постоянно сгорающие в огне можжевеловые веточки, на которых Медвежонок (еще один архаический хтоничесуий символ) ставит самовар. С можжевельником в мифологических представлениях устойчиво связывается символика смерти и ее преодоления как начала вечной жизни. Ежик настолько потрясен открывшейся для него картиной Вселенной, что остается безучастным к действиям Медвежонка и продолжает размышлять о действиях Белой лошади в тумане, т. е. его сознание продолжает оставаться на границе двух миров, на зыбкой грани сознательного и бессознательного осмысления бытия.
Правда о ежике в тумане
Комментарии
Диана♉
Дарина
14 лет
Новосибирск
=))) Не, я про колобка не так жестко читала. Наберите в инете «философский смысл сказки колобок».
Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHa
Онелик
15 лет
Санкт-Петербург
=)))))))))) Да, эзотерический подход куда более позитивный=)))))))))
Диана♉
Дарина
14 лет
Новосибирск
Э, не! Вообще во всех русских сказках заложен глубокий смысл. Я про колобка, кажется, читала что-то подобное. Вообще вынос мозга! Ни за что не догадывалась, что там на самом деле за смысл скрывается! =)))
Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHa
Онелик
15 лет
Санкт-Петербург
В сказках разумеется, но именно психоделик для детей советского периода… больше не припомню=))) А колобок основан на сказке индейцев. Там смысл в том что мать приготовила ребенка на ужин

А красная шапочка это напутствие молодым проститукам =)))))))))))))))



Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHa
Онелик
15 лет
Санкт-Петербург
А уж что там с аленькиным цветочком, это вообще вслух стыдно рассказывать=)))))))))))))))
Диана♉
Дарина
14 лет
Новосибирск
Вот это даааа!!! Оказывается какой глубочайший смысл у мультика. Кстати, очень люблю этот мультик!!!
Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHa
Онелик
15 лет
Санкт-Петербург
это наверное единственный такой популярный советский психоделический мультик=))
Елена
Новосибирск
ппц.