Так как вопросы в личку за последние 2 дня сыплются, пишу уже тут.
Начну с самого начала. В 2,3 мой ребенок плохо понимал речь. Потом включили рубильник и понимание вышло в норму менее чем за полгода. Проседали только абстрактные понятия и часть логических заданий. в остальном интеллектуально он не отставал. Пройдя в 3,5 психоневролога, сын закрепил моторную алалию, поставленную в 3. в тот момент, по понятиям всех инсталогопедов он был говорящим (берем топовых). Но речь была слоговая. то есть каа аси — это красная машина, сииий адаш — синий карандаш и многое другое. Сыну помогал в то время логопед, занимались по Новиковой-Иванцовой и… он прекрасно научился выть волком, но у и о в речи у него не было до 4. то есть он просто не понимал, каким образом употреблять этот звук в речи. У него был прекрасный пассивный запас, почти все слова звучали в активном, но декодировать их было нереально. Я постоянно об этом здесь писала. каша меня раздражала. Тем более, что слово буквально КАЖДЫЙ раз звучало по-разному. Когда встала слоговая структура — гаги — памаги, гагипам
И вот тут мы подходим к самому интересному. Отвлекаемся от таких терминов как ОНР (который, по факту, дает только знания об уровне речи, у моего это 2-3) и идем в дебри логопедического диагноза. В 3,10 наша логопед сказала, что результат минимальный. И все тяжело. Я почти плакала. После чего, спасибо ей огромное, она попросила разрешение показать запись речи жука «светилам». И тогда прозвучал диагноз «эфферентная диспраксия / артикуляционная апраксия». Сейчас в западной науке ломаются копья как оно правильно называется, но это не так важно. Цитирую признаки CAS из американской энциклопедии:
Детская апраксия речи (CAS) — это расстройство речи, при котором мозг ребенка испытывает трудности с координацией сложных устных движений, необходимых для превращения звуков в слоги, слогов в слова и слов в фразы. Как правило, мышечная слабость не виновата в этом расстройстве речи.
Родители детей с апраксией речи в детстве обычно говорят что-то вроде: «Никто не может понять моего сына», «Похоже, он пытается сказать слово, но не может его выговорить» и «Он сказал это слово один время, а потом я никогда не слышал это снова ". Наиболее распространенное описание ребенка с детской апраксией речи состоит в том, что его часто очень трудно понять.
Признаки и симптомы
По данным Американской ассоциации речевого языка и слуха (ASHA, 2007), у детей с апраксией речи есть три наиболее распространенных особенности:
Непоследовательные ошибки в согласных и гласных в повторяющихся произношениях слогов или слов (например, ребенок произносит одно и то же слово по-разному каждый раз, когда пытается его воспроизвести).
Сложность создания более длинных, более сложных слов и фраз.
Неуместная интонация и ударение в производстве слов / фраз (например, трудности с выбором времени, ритма и потока речи).
У нас было, да и есть все, кроме тональности.
Sic! Диспраксия часто рассматривается в русле коморбидных расстройств. Рунет говорит об СДВГ и РАС. У моего она чистая. Коммуникация у сына не страдает, социальные коды тоже. меня были когда то «сдвиги по фазе», но они к реальности отношения не имеют.
Зачем эта простыня? Потому что работать с ЭТИМ не через «собака идет, дождь идет, самолет летит». Сын это прекрасно рассказал бы сам, да вот выговорить не мог. Мы сейчас работаем с межполушарными связями, очень много, с артикуляционной позой. У логопеда с сыном есть даже жесты, которые закрепляют звук. Так слово «пока» было для него прорывом, так как оно звучало и кака и кика и пика. Пока рука не была поставлена в одном случае на губы, а во втором на шею. И пока прозвучало. Работаем мы над фонематическим слухом. Кто у меня в вацапе, я всем показала наши страдания — расположение звука в слове. Выли сегодня, фактически, оба) Но надо.
А да, склонениями мы не занимаемся. Они встают сами. У сына есть система языка, как я понимаю, но портит все «звуковка». Как только правильные звуки в слове встали, формы слова появляются сами.
Честно, я очень благодарна нашему логопеду, который не продолжил работать по МА «как положено», а пошел вширь и докопался до истоков проблемы. Сейчас у сына проблемы со стечением слогов, с конечными и нужно ставить еще звуки. Работы много. Но ему 4,5 и скачок этот произошел сразу после смены тактики работы. В нашем случае нейропсихология дала больше зубрежки идущего мальчика и собаки.
Мораль басни: присмотритесь, может есть нечто похожее и оно не моторная алалия?
Прям как про нас написали! И пока- «кака» «каи» и сиий адаш.
Много времени прошло. Но вдруг ответите. Как сейчас речь у ребенка?
Ох у нас жуткая смесь проблем с речью. Так в 3 ставили моторнкю алаллию. Невролог наш дизартрию чистую. В 3.6 в садике была дислалия. Сейчас скрытая дизартрия. Фиг знает. Но речь да как раз непонятная была куча звуков которые он не говорил или гоаорил нет так. Невролог поставила тонус языка и мышц лицевых. И общий гипотонус. Вот мы от этого и плясали отчасти. Снимали, убирали его. И учили гоаорить правильно.
Дизартрию тоже ставили стертую. Но язык подвижен
У моего язык не особо подвтжен был
Логопед неожиданно оказалась крутА))
Ну вот у нас что-то похожее. Я еще раньше видела, что он не понимает, как из звуков сказать слово. Если я просила повторить слово, он или говорил последний слог, или слово вообще получалось непохожим. Сейчас начал говорить. Уже 2 логопеда сказали, что произношение у сына нормальное, он выговаривает почти все звуки, но какое же оно нормальное, если его понимаю только я, и то не всегда, даже ударение часто ставит неправильно. Но у него и понимание речи плохое.